"Хочу всё знать" программа кружка
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа)
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12«Улыбка»
Программа работы кружка : Тема: «Хочу всё знать»
Воспитатель первой квалификационной категории: Павлова Е.В.
2019-2021уч.год.
Перспективный план работы кружка «Хочу всё знать» по экспериментально-исследовательской деятельности
Пояснительная записка.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми-возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать у детей умения пользоваться приборами–помощниками при проведении игр–экспериментов
3.Развивать у детей умственные способности.
4.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
5.Способствовать социально–личностному развитию каждого ребенка: развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации кружка – 2 года, сентябрь и май-обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий:2 раза в месяц; продолжительность–25минут.
.Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования(игры-путешествия, игры-соревнования).
Ожидаемые результаты:
1.Проявление интереса к исследовательской деятельности;
2.Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
3.Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
4.Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
5.Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
6.Развитие коммуникативных навыков
Перспективный план
Сентябрь.
1. "Воздух и его свойства" - формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию.
2. "Прозрачная вода" - расширение представлений о свойствах воды - без запаха, прозрачная, льётся, имеет вес. ("Опыты, игры, эксперименты" )
3. "Солнечные зайчики" - расширение представлений о свойствах света. (Опыты, игры, эксперименты)
4." Игры с песком" - закрепление представлений о свойствах песка. Развитие любознательности, наблюдательности, конструктивных умений. (Опыты, игры, эксперименты)
Октябрь.
1. "Термометр и температура" - формирование представлений о температуре окружающей среды и собственного тела. (Опыты, игры, эксперименты)
2. "Часы и время" - формирование представлений о времени.
3. "Газ-свойство воздуха" - развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. (Опыты, игры)
4. "Отражение света. Зеркало. " - развитие способности рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей.
Ноябрь.
1. "Воздух вокруг нас" - формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. (Познавательная исследовательская деятельность)
2. "Термометр" - формирование представлений о теплопередачи, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. (Познавательно исследовательская деятельность)
3. "Чудо-вода" - закрепление знаний об агрегатном состоянии воды, развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы в экспериментировании с жидкостями.
4. "Сравнение песка и камня" - уточнять представление детей о свойствах песка и камня, объектов неживой природы. Развивать умение сравнивать материалы проводя элементарные эксперименты. Познакомить с увеличительной лупой.
Декабрь.
1. "Эксперименты с водой" - Закрепление свойств воды в процессе экспериментирования. Знакомство с человечками жидкого вещества. (Опыты, игры, эксперименты)
2. "Отчего происходит смена дня и ночи" - развитие умений устанавливать причинно-следственные отношения.
3."Удивительные свойства льда" - расширение представлений о свойствах льда. (Опыты, игры)
4. "Всё увидим, всё узнаем" - формирование представлений об увеличительном стекле - лупе. (Опыты, игры)
Январь.
1. "Свойства твёрдого вещества" - знакомство с человечками твёрдого вещества. Развивать у детей исследовательский интерес, творческие способности, умение зарисовывать опыты
2. "Снег и лёд" - знакомство детей с тем, что большую часть земли занимает вода, уточнить представление детей о разных состояниях воды. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду.
3. "Испытание магнита" - закрепление представлений о свойствах магнита. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы
4. "Вода растворяет некоторые вещества" - знакомство с новым свойством воды растворять некоторые вещества, развивать умение работать с моделями.
Февраль.
1."Маленькие волшебники" - расширение знаний о свойствах льда, актуализировать знания о свойствах дерева, магнита. Развивать умение формулировать проблему. (Опыты, эксперименты)
2. "Лёгкий - тяжёлый" - сформулировать представление о свойствах камня. (Опыты, игры, эксперименты)
3. "Воздух невидимка" - закрепление представлений о свойствах воздуха на основе элементарных опытов.
4. "Что узнал незнайка о сахарном песке и соли" - развитие познавательного интереса детей в процессе исследовательской деятельности, умение делать выводы.
Март.
1. "Поговорим о весне" - обобщить знания по теме весна, учить видеть смысловые ошибки и исправлять их. Воспитывать желание проводить опыты, эксперименты.
2. "Дышат ли прорастающие семена" - формирование представлений о том, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.
3. "С водой и без воды, в тепле и в холоде" - формирование представлений о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений. (вода, свет, тепло)
4."Знакомый незнакомец апельсин"- формирование представлений детей о явлениях и процессах происходящих в природе. Расширение знаний детей о составляющих здорового образа жизни - показать зависимость здоровья от правильного питания.
Апрель.
1."Помощница водица" - развитие познавательной активности, подводить к пониманию экологических проблем.
2. "Стекло, фарфор, пластмасса" - развивать умение сравнивать внешний вид и качество материалов, целесообразность их применения.
3. "Волшебный лучик. Радуга" - показать детям что солнечный луч может стать разноцветным
4. "Сравнение свойств песка и глины" - формирование знаний о свойствах песка и глины, обобщить представление об их использовании.
Май.
1. "Дерево, уголь" - знакомство детей с видами топлива, сравнивать материалы по внешнему виду, уточнить знания детей о их значении в жизни человека.
2. "Какими бывают камни" - формирование представлений о разнообразии внешнего вида камней. (Опыты, эксперименты, игры)
3. "Где лучше расти" - формирование представлений о необходимости почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. (Опыты, игры, эксперименты)
4. "Опыты и игры с песком и глиной" - показать детям наглядно связи между живым и неживым в природе. (Опыты, игры, эксперименты)
Литература:
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";
Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;
Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;
Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспектвный план кружка "Хочу все знать".
План работы кружка - лаборатории на один год в подготовительной группе.Кружок нацелен на развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....
Занятия кружка - лаборатории "Хочу все знать"
Конспекты занятий кружка в подготовительной группе....

Перспективный план работы кружка "Хочу всё знать" в старшей группе
материал по поисково - исследовательской деятельности с детьми старшей группы...

Из опыта работы кружка дополнительного образования "Хочу всё знать".
Кружок "Хочу всё знать" в нашем ДОУ является частью системы работы по формированию познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность. В работе описаны методические...
Перспективный план кружка: «Хочу всё знать» в подготовительной к школе группе.
СЕНТЯБРЬ 1 неделя Тема: «Правила пользования материалами и инструментами».Цель: Закрепить правила пользования ножницами, кистью клеем. 2 неделяТема: «Аппликация декоративная (коллективная ко...

Программа кружка "Хочу все знать"
Программа способствует формированию активной жизненной позиции детей, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практ...

Перспективный план кружка" Хочу все знать" подготовительная группа ( опытно-экспериментальная деятельность )
Перспективный план кружка “Хочу все знать “(подготовительная группа)«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в прир...