Программа кружка "Хочу все знать"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Программа способствует формированию активной жизненной позиции детей, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают детям богатейший материал. Вся работа в целом способствует не только воспитанию экологической культуры, но и всестороннему развитию ребенка, а так же развития его как личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_kombinirovannogo_vida_detskiy_sad.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №4 «Калинка»
Программа кружка «Хочу все знать»
( старший дошкольный возраст)
Воспитатель:
Гасанбекова Виктория Зиядовна
МДОУ № 4 «Калинка»
г. Волжск РМЭ
2011 г
Пояснительная записка.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.
Знать о природе, мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.
Экологическое образование детей – это к тому же и огромный потенциал их всестороннего развития. Общение с природой имеет не только познавательное, но и оздоровительное, релаксационное значение.
Психическое здоровье, физическая и экологическая безопасность человека являются важными условиями успешности личностного развития. Необходимость самого раннего приобщения детей к экологическим проблемам объясняется двумя причинами: резким ухудшением экологической обстановки в мире и осознанием того факта, что базис личности закладывается в первые семь лет жизни.
Специфика ознакомления детей с природой и их экологического воспитания, заключается в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщению. Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт.
Только в сочетании двух сфер – познания действительности и выражения отношения к ней – возможно развитие экологической культуры ребенка, т.е. умения присваивать и использовать накопленные знания и практический опыт для осознанного отношения к миру живой и неживой природы.
Познавательная активность детей реализуется в деятельности. В процессе практической деятельности происходит формирование у человека ощущений, восприятий, представлений. Однако чувственного опыта недостаточно. Чтобы деятельность была эффективной, ему нужно не только изучить внешние особенности объекта, но и осознать его внутренние отношения, свойства, закономерности.
Познавательная активность детей в этом периоде очень высока: каждый ответ педагога рождает у детей новые вопросы. Этот возраст связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой умственной деятельностью ребенка, необходимой для его успешного перехода к школьному обучению. С целью решения данной проблемы был разработан кружок «Хочу все знать».
Цель работы кружка:
формирование у детей познавательного, эмоционально – нравственного отношения к экологической культуре и экологического мировоззрения:
- человек - неотделимая часть природы;
- природа – едина и многообразна;
- человек ответственен за сохранность природы;
- человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром;
Задачи:
- формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- формировать у детей чувство ответственности за жизнь, природу, а также сознание необходимости ее защиты;
- развивать познавательную активность дошкольников в ходе экологической деятельности.
- развивать и систематизировать представления детей о взаимосвязях в природе и места человека в ней
- развивать эмоциональную среду, мышление, речь, память, воображение детей, развертывать их потенциал с учетом способностей и интересов каждого ребенка.
Методы обучения:
- наблюдения;
- целевые экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- игры: дидактические, сюжетно-ролевые;
- изготовление и презентации книг - малюток;
- экспериментирование;
Для более успешного усвоения материала в программе предусмотрено использование интегрированных и комплексных занятий, игровых занятий, просмотр видеофильмов. Информация, которую дети получают, научно достоверная и в то же время доступна для их понимания. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Знания, которые дети получат на занятиях и во время наблюдений, помогают им самостоятельно понять происходящие в природе процессы и явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Актуальность программы.
Актуальностью данной программы является то, что экологическое образование дошкольников должно быть непрерывным в процессе обучения, воспитания и развития ребенка. Оно направленно на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения для природы и для самого себя;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
- развитие познавательного интереса к миру природы;
Ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия лишены статичности и всегда присутствует благоприятная обстановка для детей, ребята находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции воспитанников, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают детям богатейший материал.
Вся работа в целом способствует не только воспитанию экологической культуры, но и всестороннему развитию ребенка, а так же развития его как личности.
Взаимосвязь с семьей.
Важным условием в данной работе является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с ними способствует созданию благоприятных условий для развития у детей любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность.
Большое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей:
- проведение родительских собраний эколого - оздоровительной направленности;
- тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе;
- выставка художественной литературы «Познавательное чтение»;
- совместное изготовление книг-малюток на темы: «Витамины», «Зима», «Съедобные и ядовитые грибы», «Зеленая аптека» ;
- регулярное участие в конкурсах: «Дары Осени», «Зимние фантазии»;
- участие родителей в подборке тематической литературы для чтения детям;
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Кружковая работа проводится во второй половине дня в групповом помещении в игровой форме, со всеми детьми группы, подгруппами.
Длительность занятий 20- 25 минут.
Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь-октябрь), итоговая (май) по методике В.С.Юркевич «Дерево желаний» с учетом требований предъявленных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и В.В.Гербовой.
Программа кружка «Хочу все знать» состоит из трех разделов:
- Мир растений
- Мир животных
- Я Человек – дитя природы
Диагностическая карта обследования:
Ф.И. ребен ка пара метры | Умение объяснять экологические связи в природе | Умение ухаживать за растениями в уголке природы | Знания о жизни на земле, в земле, в воздухе | Знания о растительности леса, луга, сада, поля | Знания о птицах, дом. и диких животных, Красной книге | Знания о природе родного края | ||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |
Список литературы используемой при организации работы кружка:
1.Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет»: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ;
2.Маханёва М.Д. «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»;
3.Сигимова М. Н «Познание мира растений»;
4.Вакуленко Ю.Л. «Воспитание любви к природе у дошкольников»: (экологические праздники, викторины, занятия, игры);
5.Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.;
6.Рыжова И. А. «Экологическое образование в детском саду»;
7.Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»;
8.Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. « Мир природы и ребёнок». Методика экологического воспитания дошкольников;
9.Воронкевич О. А. « Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста;
10.Коробова М. В., Посылкина Р. Ю. «Малыш в мире природы» Методическое пособие для воспитателей и родителей;
11.Нагибина М. И. «Природные дары для поделок и игры». Популярное пособие для родителей и педагогов;
12.Крюкова Т. Ш. « Лесная аптека: Сказочная энциклопедия лекарственных растений»;
13.Веретенникова С. А. « Ознакомление дошкольников с природой».
Этапы реализации :
Подготовительный этап (август – сентябрь)
- Подбор литературы, составление занятий;
- Сбор информации о состоянии экологического воспитания детей;
- Диагностика детей через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций;
- Планирование работы с детьми, родителями;
- Подготовка проекта «Хочу все знать».
Практический этап (октябрь – апрель)
- Апробация данной системы деятельности с воспитанниками;
- Проведение открытых мероприятий для педагогов, родителей;
- Целевые прогулки, экскурсии;
- Коррекция системы.
Аналитический этап (май)
- Анализ своей деятельности (обобщение, систематизация опыта).
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к живой и неживой природе и простейшие взаимосвязи, происходящие в ней;
- Проявление бережного отношения к природе и эмоциональной отзывчивости на красоту ее объектов;
- Умение соблюдать осторожность поведения в природе;
- Проявлять активное участие в беседах во время рассматривания, наблюдений, занятий;
- Осознание о влиянии образа жизни на здоровье человека и желание его беречь.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО
ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Тема | Цели и задачи | Формы работы |
СЕНТЯБРЬ | ||
«Наша планета – Земля» | Дать детям представление о том, что планета Земля – огромный шар. На планете живет много разных живых существ, растения и всем им нужна чистая вода, свежий воздух и чистая земля. Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, растительность). Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления о взаимоотношении человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на нее. | - Наблюдения за состоянием погоды на участке - Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев - Дидактические игры: "Перелёт птиц" "Дорисуй листочек" "Соедини листья с плодами" Дидактическое лото "; «С какого дерева листочек» - Кукольный театр "Лесная история" - Отгадывание загадок - Чтение А. Майков "Кроет уж лист золотой" - Ерихеева "Осень" - Рисование "Разноцветные листочки" |
«Природа - чудесница» | Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы. С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность ко всему живому и прекрасному. Развивать творческое воображение и фантазию. | |
«Путешествие в страну Осень» | Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь и деятельность человека, растений, животных. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | |
«Мир растений» | Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. | |
| ||
«Тайны леса» | Показать значение леса в жизни человека и животных. Рассказать о том, что в лесу могут ждать не только интересные открытия, но и опасности: ядовитые грибы и ягоды, жалящие насекомые. Выработать вместе с детьми «простые правила поведения в лесу». | - Беседа о лекарственных травах - Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций - Рассматривание иллюстраций, муляжей с изображением ягод; - Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя" - Загадки Лесовичка о грибах и ягодах - Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды" - Чтение И. Токмакова "Сосны" - Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы" |
«Чудо - ягодка» | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых. Их пользе, среде произрастания, их лечебных свойствах. | |
«Тайны грибного царства» | Познакомить детей с грибами, учить классифицировать на съедобные и несъедобные. Дать знания о полезных свойствах грибов. | |
«Зеленая аптека» | Познакомить детей с лекарственными растениями, их целебными свойствами. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | |
НОЯБРЬ | ||
«Волшебница вода» | Познакомить детей со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным ее состоянием. Расширять знания детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. | - Опыты с воздухом (вкус, запах, цвет) - изготовление цветных льдинок - окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) - опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) - Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" - Рассматривание растений - Беседа о строении растений - Рассматривание картины "Цветущий кактус» - Беседа об уходе за комнатными растениями - Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки" - Игра "Как сосулька превратилась в воду" - Игра "Какого растения не стало" - Дидактические игры "Живые картинки","Опиши, я отгадаю" - Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы" - Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные - Рассказ Лесовичка о лесе - Беседа о зимующих и перелётных птицах - Рассматривание иллюстраций с изображением птиц - Рассматривание альбома "Пернатые друзья" «Угадай, это зверь или птица?" (по модели) сказка "Как собака друга искала" сказка "Лисичка-сестричка и волк" "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка" рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?" стих-е "Покормите птиц зимой" Игра- имитация "Звериная зарядка" Игровое упражнение "Придумай ласковые слова" Театр на фланелеграфе "Маша и медведь" Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу" Слайды "Времена года" лиса" Опыт "Как звери меняют шубку" |
«Воздух» | Учить выявлять свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы; учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений и значимости его для всего живого на нашей планете. | |
«Вода в жизни растений» | Рассказать о значении воды, о необходимом ее количестве для нормального роста растений. Привлечь детей к долговременному эксперименту. Учить наблюдать за состоянием растений в процессе эксперимента. Учит делать выводы, что вреден и недостаток воды, и ее избыток. | |
«Путешествие в царство комнатных растений» | Познакомить с комнатными растениями и с их значением в жизни человека. Закрепить названия знакомых комнатных растений. Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Развивать в детях эстетические качества. ДЕКАБРЬ | |
«На бабушкином дворе» | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. | |
«Лесные жители» | Уточнить знания детей о жизни диких животных в лесу (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | |
«В гостях у птиц» | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" | |
«Зимушка - зима» | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | |
ЯНВАРЬ | ||
КВН «Друзья природы» | Обобщать и систематизировать знания детей об образе жизни и поведении диких и домашних животных. Закреплять знания детей о природных явлениях, о связях в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях наших меньших. | Настольно-печатная игра «Прогулка в лес» Словесная игра «Четвертый лишний» Игра - имитация "Звериная зарядка" "Кто где живёт" "Где живут животные" «Угадай по описанию» «Живое ,неживое» Рассматривание Красной книги, беседа Опыт: «Сохраняет ли шуба тепло?» |
«Береги живое» «Природа живая и неживая» | Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к растениям, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. Формировать представление детей о природе живой и неживой; научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Развивать: логическое мышление, внимание, умение сравнивать и сопоставлять; воспитывать желание оказывать посильную помощь природе. | |
«Дикие животные зимой» | Уточнять и обобщать знания детей об образе жизни и поведении диких животных в зимний период. Воспитывать в детях чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. | |
ФЕВРАЛЬ | ||
«Белый снег пушистый» «Вода в жизни животных» | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости его свойств от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). Закреплять понятие детьми, что вода играет в жизни животных не меньшую роль, чем в жизни растений и людей. | -Беседа "Где я живу" -Рисование "Снежинки" -Опыт со снегом Настольно-печатная игра «Зимний парк» |
«Экскурсия в зимний парк» | Развивать наблюдательность у детей, чувство сопереживания за жизнь и судьбы животных и птиц в зимний период. Воспитывать любовь и интерес к природе родного края. Развивать речь и умение делать элементарные выводы. | |
«Земля – наш общий дом» | Дать представления о суше и водном пространстве. О разнообразии рельефа земной поверхности, видах поселения (деревня, город). Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | |
МАРТ | ||
«В гостях у Веснянки» | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | -Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" -Беседа о потребностях человека; -Рассказ о вредных привычках; -Рисование "Волшебница весна"; Чтение: -В. Берестов "Песенка весенних минут"; -М. Пришвин "Мать- и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"; Беседы: -Где будут первые проталинки?; -"Птицы и лиса"; |
«Человек – живой организм » | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | |
«Я – Человек !» | Дать детям представление о том, что все живое на земле появляется только благодаря любви; познакомить с клеточным строением организма. | |
«Внешнее строение и жизнь человека» | Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов, сформировать представление о том, что каждая часть тела человека, и каждый орган имеет большое значение для него. | |
АПРЕЛЬ | ||
«Я вижу, слышу и чувствую». | Расширять представления детей об органах чувств человека. С помощью каких органов чувств мы узнаем об окружающем нас мире. Составить вместе с детьми «простые правила для сохранения слуха и зрения. | -Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека -"Валеология" |
«Органы чувств – обоняние и вкус». | Расширять представления детей об органах чувств человека. С помощью каких органов мы узнаем запах и вкус. | |
«Познакомимся со своей кожей». | Изучить внешний вид и строение кожи. Уточнить представление о значении кожи. | |
«Как сохранить свою кожу здоровой». | Расширять представления детей о защитных свойствах кожи. Закрепить некоторые навыки ухода за кожей. Сравнить гигиенические навыки человека и животных. | |
МАЙ | ||
«Я учусь охранять свою жизнь и здоровье». | Познакомить детей с приемами охраны жизни и здоровья- физкультминуткой, массажем биологически активных точек, биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний. | -Рассматривание иллюстраций и плакатов с изображением человека; |
«Если хочешь быть здоров». | Дать детям представление о том, как быть здоровым и полным сил. Познакомить детей с «Правилами здорового образа жизни». |
|
«Вода в жизни людей». | Дать детям представление о том, какую роль играет вода в жизни людей. | |
«Почему нужно беречь воду». | Дать детям представление о том, почему нужно беречь воду. Познакомить с тем, какая вода нужна для жизни людям, животным, растениям. Как сберечь воду чистой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что должен знать и уметь ребёнок перед школой
Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....
Родительский клуб "Правила дорожные и взрослым знать положено"
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на в...
Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"
Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...
что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет
здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность это вы...
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения
Консультация для родителей, описывающая систему работы по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения....
«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»
Дошкольные образовательные учреждения накопили разнообразный практический материал, использование которого помогает педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и ...
Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…
Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...