Конспект НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в младшей группе на тему: «Правила безопасности дома для малышей»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Горячева Валентина Викторовна

Цель занятия - познакомить детей с предметами и ситуациями опасными для жизни и здоровья людей, с которыми они встречаются в жизни, а также акрепить правила безопасного поведения дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bezopasnost.docx41.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Балтай»

Балтайского муниципального района Саратовской области

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад с. Балтай»

Балтайского района

Саратовской области

_______________ З.А. Палаева

                                            Конспект

открытого просмотра НОД

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

в младшей группе на тему:

«Правила безопасности дома для малышей»

Воспитатель: Горячева Валентина Викторовна


                                                          октябрь  2022 г                             

Цель: Помочь детям запомнить предметы и ситуации опасные для жизни и здоровья. Самостоятельно сделать вывод о последствиях неосторожного поведения и обращения с опасными предметами.

Задачи: 

Образовательные:

  • Познакомить детей с предметами и ситуациями опасными для жизни и здоровья людей, с которыми они встречаются в жизни.
  • Закрепить правила безопасного поведения дома.

Развивающие:

  • Стимулировать проявления любознательности.
  • Способствовать развитию всех компонентов устной речи.
  • Развивать память, логическое мышление, воображение, умение делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность и самостоятельность в использовании различных материалов и предметов.
  • Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям.
  • Воспитывать потребность повседневного соблюдения правил безопасности, умение сочувствовать и помогать.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Методы и приёмы:

Игровой – сюрпризный момент игрушка Каркуша, выполнение воспитателем различных игровых действий, дидактические игры: «Опасное не опасное», «Сложи картинку и придумай правило.», «Да или нет».

Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметы, картинки)

Практический - совместные действия воспитателя и детей, подражательные и игровые упражнения.

Словесный - рассказывание стихотворения, рассматривание картинок вопросы и ответы, объяснение, беседа.

Педагогические технологии: здоровье сберегающая, социо – игровая, личностно-ориентированная технологии.

Форма организации детей: фронтальная и групповая.

Предварительная работа: 

Совместная деятельность: Беседа «Опасные предметы в быту», разгадывание загадок об опасных предметах, просмотр презентации «Опасные предметы в доме», проведение дидактической игры «Раз, два, три, что может быть опасно – назови»

Самостоятельная деятельность: рассматривание и раскрашивание иллюстраций и картинок на тему «Опасное и неопасное».

Материал и оборудование: игрушка Каркуша, корзинка с опасными и безопасными предметами: ножницы, нож, молоток, спички, конфета, открытка, игрушка, бусы и тд. Два стола, две скатерти (красного и синего цвета). Разрезные картинки, цветные обручи.

                                               Ход занятия:

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Введение в учебно-игровую ситуацию 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.

Ритуал начала: (круг)

Мы построим ровный круг, справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмитесь, все друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь и гостям, а гости улыбнуться вам!

Воспитатель: сегодня у нас с вами необычное занятие, мы поговорим о том, чего стоит опасаться тогда, когда вы остаётесь одни дома и попробуем придумать и запомнить правила, которые помогут нам уберечь себя от несчастья (дети садятся).

Слышится стук в дверь…. Воспитатель: Дети, вы слышите, кто-то стучит?   Отгадайте, кто бы это мог быть?

Что же нам делать? Можете ли вы открыть дверь если вы одни дома?  Почему не можете?

Что может случиться?

Воспитатель: 1 правило: Никогда не открывайте дверь незнакомым! Это могут делать только взрослые и то после того, как посмотрят в глазок на двери и обязательно спросят: «Кто там»?

               

                    За дверью опять раздаётся шум….

Воспитатель: Что за шум? Пойду я посмотрю. Да, это же…

2. Основная часть.

Каркуша: Кар, кар, здравствуйте ребята! Летела мимо, решила вас навестить, свои сокровища показать, похвастаться.

Воспитатель: Посмотрим, посмотрим, что у тебя в корзинке. Ой, сколько тут всего разного и интересного, но и опасного!!!!

Каркуша: Кар, кар, как опасного? Там все нужное! С этими предметами можно даже поиграть!

Воспитатель: Ребята, а давайте поможем разобраться Каркуше с чем можно играть, а с чем нельзя.

                        Проводиться д/ игра «Опасное не опасное».

Каркуша: Спасибо, ребята, за помощь! Какие вы молодцы. Теперь я точно знаю с чем можно играть, а с чем нельзя.

Воспитатель: Правило № 2: опасные предметы не игрушки! Поэтому не играйте с ними, а используйте их только по назначению с разрешения взрослых и под их присмотром.

Воспитатель: а давайте поиграем с нашей гостьей:                                       

Физ минутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!  Кар-кар-кар!  (Громко)

Целый день они кричали,

спать ребятам не давали 

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!  Кар-кар-кар!   (Громко)  

Только к ночи умолкают  

и все вместе засыпают

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!  Кар-кар-кар!   (Тихо)

Каркуша: а  у меня есть ещё и рисунки. Помогите мне и с ними разобраться, придумайте правила!

Проводиться д/ игра «Опасные ситуации» (разрезные картинки) Картинки разрезаны на 2 части. У каждой картинки с другой стороны свой цвет (красный, синий, жёлтый, зеленый).

Воспитатель: Какие вы молодцы. Как много наша Каркуша узнала и запомнила. Она теперь знает, как себя не надо вести, когда остаёшься один! Давайте проводим нашу гостью и скажем ей «до свидания!»

 3. Заключительная часть. Рефлексия

 А сейчас, в заключение нашего занятия мы ещё раз повторим с вами правила безопасного поведения:

Поиграем в игру: «Да или нет»

Слушайте внимательно. Когда я скажу вам: «Детям можно...», вы должны подумать и ответить: если это вам можно и разрешается делать самим в отсутствии родителей, произносите «да» вместе с хлопками в ладоши. Если это не разрешается вам делать в отсутствии родителей, отвечаете «нет» и топаете ногами.

Ведущий: Раз, два, три! Начали! Детям можно...

  • играть со спичками и зажигалкой;
  • рисовать;
  • включать и выключать стиральную машинку;
  • играть в куклы;
  • включать плиту;

  • включать электрочайник;
  • рассматривать картинки в книжках;
  • пользоваться ножом;

  • смотреть мультфильмы;
  • тащить за шнур включенный в розетку телевизор;
  • включать и пользоваться утюгом;

  • засовывать в розетку посторонние предметы;
  • открывать разные баллончики, баночки, упаковки;
  • собирать паззлы, строить из кубиков дом

Дети встают в круг…

Воспитатель: (в кругу) Как здорово мы с вами провели время! Что мы с вами делали?  

Вам понравилось занятие?

Что вам больше всего запомнилось? Все знают – баловство до добра не доводит.   Я рада, что вы знаете, как уберечь себя от многих бед. Выполняйте эти нетрудные правила и с вами никогда, ничего плохого не случится. Будьте здоровы!   

Сюрпризный момент

В группе детишек ожидают

Дети входят в зал, здороваются с гостями

Далее встают в круг и выполняют движения по тексту

(ответы детей)

Нельзя открывать дверь

 

Дети: Каркуша!!!!!

 


Дети берут предметы и по сигналу воспитателя раскладывают их на столы: опасные на стол с красной скатертью, а безопасные на стол с синей скатертью, при этом объясняя своё решение.

(прыгают машут руками как крыльями)

(повороты туловища влево-вправо) (наклоны туловища влево-вправо)

(машут руками как крыльями)

(садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Дети берут половинки картинок и встают в домик – обруч такого же цвета. Составляют картинку и придумывают по ней правило.

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

да

     

                                     

                                               

                                               Самоанализ ООД

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

в интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

При разработке организованной образовательной деятельности я опиралась на задачи основной образовательной программы ДОУ, которые соответствуют данному возрасту. Мною была поставлена Цель ООД: Помочь детям запомнить предметы и ситуации опасные для жизни и здоровья. Самостоятельно сделать вывод о последствиях неосторожного поведения и обращения с опасными предметами. 

А также были определены следующие задачи:

Образовательные: 

Развивающие:

  • Стимулировать проявления любознательности.
  • Способствовать развитию всех компонентов устной речи.
  • Развивать память, логическое мышление, воображение, умение делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность и самостоятельность в использовании различных материалов и предметов.
  • Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям.
  • Воспитывать потребность повседневного соблюдения правил безопасности, умение сочувствовать и помогать.

Педагогические технологии:

  • Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания ООД, деление на компании).
  • Личностно-ориентированная
  • Игровая ( д/и, сюрпризный момент) 
  • Здоровье сберегающая

Материалы и оборудование: мягкая игрушка Каркуша, корзинка с опасными и безопасными предметами: ножницы, нож, молоток, спички, конфета, открытка, игрушка, бусы и тд. Два стола, две скатерти (красного и синего цвета). Разрезные картинки, цветные обручи.

Методы и приёмы: 

Игровой – сюрпризный момент игрушка Каркуша, выполнение воспитателем различных игровых действий, дидактические игры: «Опасное не опасное», «Сложи картинку и придумай правило.», «Да или нет».

Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметы, картинки)

Практический - совместные действия воспитателя и детей, подражательные и игровые упражнения.

Словесный - рассказывание стихотворения, рассматривание картинок вопросы и ответы, объяснение, беседа.

Предварительная работа: 

Совместная деятельность: Беседа «Опасные предметы и ситуации в быту», разгадывание загадок об опасных предметах, просмотр презентации «Опасные предметы в доме», проведение дидактической игры «Раз, два, три, что может быть опасно – назови», разучивание слов физ. минутки и стихотворения «Безопасность дома».

Самостоятельная деятельность: рассматривание и раскрашивание иллюстраций и картинок на тему «Опасное неопасное».

Полноценное развитие ребёнка-дошкольника должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности, что было учтено мною при организации и проведении данного вида деятельности. На протяжении всей ООД дети были включены в игровую деятельность.

Применение современных педагогических технологий, позволило избежать физической и эмоциональной перегрузки воспитанников, создать условия для проявления индивидуальности, развития коммуникативных навыков, способности к самовыражению, удовлетворению потребности в двигательной активности дошкольника. Обучение происходило в игровой форме, с использованием различных игр, которые развивают внимание, мышление, познавательные процессы, формируют и социально-коммуникативные умения, и навыки у детей.

Формы организации детей на ООД были разнообразные. Это социоигры в кругу, работа фронтальная и в парах, в четвёрках. Применение разнообразных форм так же позволило снизить утомляемость, поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.

Все части ООД взаимосвязаны друг с другом, объединены одним сюжетом, что также способствовало поддержки интереса у детей. Каждому воспитаннику я давала возможность подумать, попытаться самостоятельно найти выход из - затруднительного положения, стремилась к тому, чтобы у каждого ребёнка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Организованная образовательная деятельность состояла из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

Предназначением вводной части было создание у детей благоприятного психологического настроя на предстоящую деятельность, концентрация внимания детей, их подготовка к выполнению основных заданий. Для этого я использовала упражнение: «Наш круг».

Мотивировать детей на реализацию поставленных задач, вызвать у них познавательный интерес, к предстоящей деятельности, помог сюрпризный момент, прилёт Каркуши (игрушка) В игровую ситуацию была введена проблема помочь Каркуше придумать основные правила поведения дома.

Основная часть организованной образовательной деятельности была направлена на совершенствование знаний детей о предметах и ситуациях опасных для жизни и здоровья людей, с которыми они встречаются в жизни и закрепления правил безопасного поведения дома.

В основной части ООД мною были проведены Д/И: «Опасное не опасное», «Сложи картинку и придумай правило. В процессе игр дети учились делать выводы и умозаключения. Игры способствовали развитию всех компонентов устной речи.

В течение ООД я подводила детей к тому, чтобы они отвечали полными предложениями. В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкульминутка «Вороны».

В заключительной части были подведены итоги ООД в виде Д/И «Да или нет». Ритуал окончания ООД помог снять у детей возбудимость, напряжение, усилил положительные эмоции, связанные с содержанием ООД.

        Длительность ООД выдержана в соответствии с санитарными нормами и правилами, а также возрастными особенностями детей.

        Таким образом, можно сделать вывод о том, что поставленные на ООД задачи реализованы полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в младшей группе на тему "Золотая осень"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в младшей группе  на тему "Золотая осень"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе по теме «Матрешки»

Тема:  «Матрешки»Форма работы с детьми: игровая ситуацияПрограммное содержание: Образовательные:Образовательные:Познакомить  детей с известной игрушкой – матрешкой, отличаю...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» в младшей группе на тему «Разноцветные огоньки в домиках»

Данное занятие проводится с группой детей  младшего  дошкольного возраста.  Проводя данное занятие, мы учимся наклеивать изображения круглой формы; уточняем понятие слова «круг&ra...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» в младшей группе на тему «Божья коровка»

Учить детей рисовать яркие выразительные образы насекомых. Показать им возможность создания композиции на основе зеленого листика, вырезанного воспитателем из бумаги (интеграция рисования и ...

Конспект ООД во 2 младшей группе на тему: «Правила безопасности дома для малышей».

Цель: Помочь детям запомнить предметы и ситуации опасные для жизни и здоровья. Самостоятельно сделать вывод о последствиях неосторожного поведения и обращения с опасными предметами. Закрепить пра...

онспект ООД во 2 младшей группе на тему: «Правила безопасности дома для малышей».

Конспект ООД во 2 младшей группе на тему: «Правила безопасности дома для малышей».Цель: Помочь детям запомнить предметы и ситуации опасные для жизни и здоровья. Самостоятельно сделать...

Конспект ООД во 2 младшей группе на тему: «Правила безопасности дома для малышей».

Конспект ООД во 2 младшей группе на тему: «Правила безопасности дома для малышей».Цель: Помочь детям запомнить предметы и ситуации опасные для жизни и здоровья. Самостоятельно сделать...