Конспект НОД "Знакомство с русской народной культурой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фастовская Ирина Валерьевна

Конспект НОД по познавательному развитию в саршей группе "Знакомство с русской народной культурой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                     «Детский сад №96 «Алёнушка» г.Чебоксары

Конспект

непосредственно-образовательной

деятельности

по образовательной области

«Познавательное развитие»

с детьми старшего возраста

на тему:

«Знакомство с русской народной культурой»

                                                                                Составила: Фастовская И.В.,

                                                                                воспитатель

                                                 Чебоксары 2022 г.

Программное содержание:

Цель: 

Формирование у детей интереса к русской народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о флаге России, русских народных сказках, предметах народного быта и костюма, о декоративно-прикладном искусстве; закрепить навыки составления городецкого узора на полосе.

Развивающие:

Развивать интерес к истории и культуре русского народа; развивать умения подбирать слова-прилагательные к слову «страна»; развивать эстетический вкус.

Воспитательные:

Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к культуре русского народа, эмоциональную отзывчивость на восприятие русской народной музыки.

Словарная работа: слова-прилагательные к слову «страна», Родина, чугунок, кокошник, кафтан, люлька, сундук, лавка, сарафан, печь, половник, самовар.

Оборудование и материалы: проектор, экран, муз. центр; слайды с изображением флага России, карты России, народных костюмов; картинки с изображением героев русских народных сказок, предметов народного быта, современных предметов, д/и «Сложи картинку» (разрезные картинки с городецким, хохломским и гжельским узорами), платочек; элементы городецкого узора на каждого ребенка, полосы желтой бумаги на каждого ребенка.

Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций о предметах быта, костюмах русского народа, декоративное рисование по мотивам народных промыслов — хохлома, гжель, городец.

Методы и приёмы непосредственно образовательной деятельности:

Сюрпризный момент (приход Алисы)

Игровое упражнение «Какая наша страна?»

Д/и «Из какой сказки?»

Д/и «Что было раньше, а что- сейчас»

Музыкальная пауза - игра «Гори, гори ясно...»

Д/и «Сложи картинку»

Практическая деятельность: составление городецкого узора на полосе.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, мне кажется, что кто-то спешит к нам в гости!

Звучит музыка, появляется девочка Алиса (из сказки «Алиса в стране чудес»):

Алиса: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, ведь это Алиса, героиня сказки английского писателя Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Алиса: Да. Побывав в волшебной стране чудес, я полюбила путешествовать. На этот раз я попала в вашу страну и хочу узнать о ней побольше. Надеюсь, вы поможете мне? А в подарок вам я привезла разноцветные медальоны.

Воспитатель: Спасибо, Алиса! Ребята, наденьте, пожалуйста, эти медальоны. Посмотрите: Алиса, сама, наверное, того не зная, подобрала вам медальоны трёх цветов — белого, синего, красного. А ведь это — цвета флага нашей страны. А как называется наша страна?

Дети: Наша страна — Россия.

Воспитатель: Ребята, посмотрим на экран. Это флаг России, один из символов государства. Ребята, расскажем Алисе, что означают цвета на нашем флаге.

Дети: Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство; синий - цвет веры, верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Воспитатель: Молодцы! А теперь посмотрите на карту России. Наша страна - самая большая на земле. Если путешествовать на поезде с запада на восток, то можно ехать целую неделю. Мы с вами родились в России, поэтому, она - наша Родина. А про Родину можно придумать много интересных слов. Давайте мы скажем и покажем, какая она, для этого встанем в круг. Алиса, тебя мы тоже приглашаем принять участие во всех наших играх. Страна у нас большая, огромная, бескрайняя — дети берутся за руки и разводят в сторону, любимая — рисуют в воздухе сердечки, родная — прижимают обе руки к сердцу, здоровая — руки на поясе, могучая — поднимают сцепленные руки вверх, весёлая — пританцовывая, кружатся вокруг себя, приветливая — руки поднимают вверх и машут, крепкая, сильная — руки согнуты в локтях, дружная — руки кладут на плечи соседа.

Воспитатель: Какие слова вы запомнили про Родину?

Воспитатель: Хорошо. Теперь присядем на стульчики. Русский народ ещё всегда был очень талантливым. Сколько сказок создано им. Многие из них дошли до наших дней, и мы их с удовольствием читаем. Я предлагаю поиграть в игру «Из какой я сказки?».

По очереди показываются картинки с героями русских народных сказок. («По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Сивка-Бурка» и др.). Дети отгадывают.

Воспитатель: А какие ещё русские народные сказки вы помните? Дети называют. («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» и др.). Почему эти сказки называются народными?

Дети: Потому что они созданы народом, у них нет одного автора.

Воспитатель: Что ещё можно сказать о русских народных сказках?

Дети: В них всегда добро побеждает зло. Многие из них волшебные.

Воспитатель: Правильно.

Наш народ всегда был очень трудолюбивым. Раньше не было ни фабрик, ни заводов, поэтому многие предметы быта люди создавали своими руками. Но сейчас они устарели, на смену им пришли другие, более современные предметы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Что было раньше, а что -сейчас». Нужно подобрать пару картинок, на которых изображены старинный предмет и современный, который пришел ему на смену. Давайте разделимся на подгруппы — 1-я подгруппа с синими медальонами, 2 я — с белыми, 3-я — с красными. (Дети подходят к трем столам с картинками и подбирают пары).

Ребята, назовите, пожалуйста, все пары, которые у вас образовались.

Дети: Лапти-ботинки (туфли); чугунок -кастрюля; сарафан -платье; печь -плита; кокошник -шляпка; кафтан -куртка; лавка -стул; люлька -кроватка; половик -палас; самовар -чайник; сундук -шкаф.

А теперь посмотрим на экран. Что вы видите?

Дети: Народные костюмы.

Воспитатель: Назовите, какой по счёту русский народный костюм. По какой особенности вы узнали этот костюм?

Дети: У женского костюма есть кокошник, блуза, сарафан.

Музыкальная пауза.

Воспитатель: Русский народ много трудился, но и умел отдыхать. Молодые девушки и парни любили собираться для плясок и игр. Мы тоже сделаем паузу и поиграем в одну русскую игру «Гори, гори ясно...».

Воспитатель: Ребята наша страна славится декоративно-прикладным искусством, разными народными промыслами. Некоторые из них мы с вами знаем. Какие?

Дети: Хохлома, Гжель, Городец и др.

Воспитатель: Правильно. Предлагаю поиграть в игру «Сложи картинку». Для этого опять разделимся на подгруппы по цветам медальонов. У каждой подгруппы разный узор.

(Дети складывают картинки).

Молодцы! Назовите, какой узор получился у 1-й подгруппы.

Дети: Городецкий.

Воспитатель: Какие характерные черты этой росписи?

Дети: В центре узора часто изображаются птицы, кони. Яркие цвета (желтый, красный, синий, зелёный), белые оживки, цветы, купавки.

2-я подгруппа рассказывает о гжельской росписи: используются только сине-белые тона, изображаются красивые узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.

3-я подгруппа рассказывает о хохломе: это растительный орнамент (травка, ягодки, листочки, кудрина). Используют красный, черный, желтый, зеленый цвета. Украшают деревянную посуду.

Воспитатель: Правильно! А сейчас я предлагаю вам самим побыть мастерами и составить свой узор по мотивам городецкой росписи на полосе. Пройдемте к столам.

Самостоятельная деятельность детей. Звучит негромкая народная мелодия.

Воспитатель: Молодцы! У каждого получился красивый узор. И у Алисы тоже!

Можете встать из-за столов.

Ну вот, Алиса, мы и рассказали тебе про нашу страну. Надеемся, что тебе понравилось у нас. Ребята, о чём мы рассказали Алисе?

Дети: о флаге, о том, какая наша страна, о русских народных сказках, о старинных и современных предметах быта, о русском народном костюме и народных промыслах.

Воспитатель: Правильно, молодцы! А теперь пришла пора попрощаться с Алисой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"

Конспект проектной деятельности в группе среднего возрастаТема: "Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...

Конспект занятия по русской-народной культуре для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».Цели: Закрепление пол...

Конспект занятия по русской-народной культуре для детей старшего дошкольного возраста

Цели: Закрепление полученных знаний, продолжать формировать представления о русских народных традициях и истории русского народного костюма.Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить детей с русским...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...