Занятие перелетные птицы средняя группа
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: Обогащать знания детей о перелётных птицах;
Задачи: Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pereletnye_ptitsy_srednyaya_gruppa.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Горняк, Локтевский район, МБДОУ «Детский сад «Сказка»
Занятие «Перелетные птицы»
(средняя группа)
Воспитатель: Третьякова Е. В.
2020г.
Занятие
«Перелётные птицы».
(средняя группа).
Цель: Обогащать знания детей о перелётных птицах;
Задачи: Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд).
Воспитывать чувство любви к родной природе;
Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивать интерес к жизни птиц;
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
Развивать речь детей, обогащать их словарь
Продолжать развивать связную речь детей;
Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;
Учить строить высказывания типа рассуждений;
Развивать умение строить причинно-следственные связи;
Учить понимать образный смысл загадок.
Ход занятия:
Если снег повсюду тает,
День становиться длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла (Весна) (2 слайд)
Прослушивания записи «Голоса весеннего леса»(3 слайд)
Что вы слышали? (ответы: пение птиц).
Где и когда так поют - заливаются птицы? (ответы: в рощах, в лесу, парках; весной)
(4 -6 слайд)
Осенью затихают их голоса, потому что многие пернатые. (какое слово я сказала? (ответы: пернатые) кого я так назвала? (ответы: птиц) почему (ответы: одеты в перья), радующие нас своим пением, улетают в тёплые края.
(7 - 10 слайд)
Каких перелётных птиц вы знаете? (ответы детей)
Кто такие перелётные птицы? (ответы: птицы которые улетают)
Как думаете, почему птицы покидают родные места? (ответы: боятся холода, нет корма)
Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. С наступлением холодов, когда исчезают насекомые, основная пища птиц, водоемы покрываются льдом, птицы улетают в теплые края. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов.
Когда возвратятся? (ответы: весной)
Почему? (ответы: потому что станет тепло, появятся насекомые – еда для птиц)
Подумайте и скажите, куда раньше приходит весна: в поле или в лес? (ответы: (подводить детей к рассуждению) в поле быстрее, там открытое место для солнечных лучей)
С наступлением весны птицы возвращаются в родные края (11 слайд)
А вот какие птицы прилетают первыми узнаете, если отгадаете загадку:
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад- вперёд по пашне вскач,
А зовётся птица …. (грач)
Как только в поле появляются проталины, прилетают грачи — первые посланцы весны.
(12 слайд)
Опишите, как выглядит эта птица (ответы детей)
(Грач размером и внешним видом напоминает ворону. Перья черные с фиолетовым или с синим металлическим блеском).
Рассказ воспитателя:
«Ходят важные, тугим крылом поблёскивают, носом землю ковыряют, червяков да личинок из неё потаскивают. Люди рады грачам. Улыбаются, завидев их.
«Здравствуйте!» - говорят они птицам. - С прибытием вас!» ( В. Бианки «Синичкин календарь. Март».
Живут грачи большими семьями и гнёзда строят высоко на деревьях.
(13 слайд)
Послушайте загадку и узнаете, какая птица прилетает вслед за грачами:
На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его …. (скворец)
(14-15 слайд)
Это красивая чёрная птица, с белыми пятнышками по всему телу. Селится он в старых дуплах деревьев или скворечниках, которые развесили для них люди.
(16-17 слайд)
В народе говорят: «Увидал скворца — знай весна у крыльца».
Как только скворцы находят себе домик, откладывают яйца и высиживают маленьких скворчат (18-20 слайд)
Вот еще одна загадка:
Длинный хвост у этой птицы
Постоянно шевелится
Любит песни щебетать
По земле пешком гулять
(Трясогузка).
(21 слайд)
Трясогузка - маленькая стройная птичка с длинным хвостом и длинными лапками.(22 слайд)
Спинка и бока у трясогузки серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья чёрные, блестящие, украшенные по краям белыми пёрышками. У трясогузки длинный хвост. Трясогузка резво бегает по земле, весело потряхивая длинным хвостом – трясет гузкой (гузка – хвостовая клинообразная часть туловища птицы) – отсюда птичка и получила свое название. На ходу она ловко хватает клювом мошек и комаров (23 слайд)
Прилетает трясогузка в наши края ранней весной, когда на реках и озерах ещё лежит лёд. В народе трясогузку называют «ледоломкой» — птичка бегает по льдинам, ищет вмёрзших в лёд жучков.
(24 слайд) Своё гнездо трясогузка обычно устраивает в кустах по берегам рек и ручьев. Ведь вблизи воды им легче раздобыть корм и себе, и птенцам. Комары, мотыльки, мошки, бабочки, жуки — любимая еда трясогузок. Трясогузка не боиться людей, ее часто можно встретить и вблизи жилья человека.
Вот ещё одна загадка:
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поёт (жаворонок)
(25слайд)
Жаворонки небольшие бурые птички с жёлто- белыми чёрточками и чёрно- бурыми пятнышками. Птички эти наземные, на своих коротеньких ножках очень хорошо бегают по земле.
Они превосходные певцы, их звонкие песни разносятся высоко в небе.
(26 слайд)
Гнёзда они устраивают на земле в небольшом углублении или ямке которую роют сами. (27-28слайд)
(29-30 слайд) Птенцы жаворонка.
О ком говорится в этой загадке:
Я проворна, легкокрыла.
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко.
Значит, дождик где-то близко (ласточка)
(31 слайд)
Ласточка небольшая сине - стального цвета птичка с белой грудкой. Из- за её раздвоенного хвоста и острых крыльев нельзя спутать ни с какой другой птицей, кроме стрижа (32 слайд). Ласточки гнездятся на скалистых берегах рек (33-34слайд) и в человеческих постройках (35-37 слайд)
Гнездо ласточка лепит из глины, смоченной слюной.
Народная примета говорит: «Ласточки низко над землёй летают - к дождю»
Не ворона, не синица, как зовется эта птица?
Примостилась на суку, раздалось вокруг «ку-ку» ( кукушка) (38 слайд)
Кукушка – птица размером с галку, у нее длинный хвост и заостренные крылья. У самца спина темно-серая, а низ белый с поперечными полосками, на хвосте белые пятна. Кукушка приносит большую пользу: поедает таких гусениц, которых другие птицы не едят. Ведь среди гусениц есть ядовитые, а кукушка есть всех подряд.
(39 слайд) Окраска оперенья у самки рыжевато-бурая. Прилетает кукушка в конце апреля, начале мая.
Гнезд своих не вьет, а подбрасывает яйца другим птицам. Кукушка очень прожорливая птица, поэтому приемным родителям очень тяжело прокормить кукушонка (40 слайд)
Птичка, внешне неприметна, запоет среди ветвей
Так, что ахнем мы – ведь это голосистый …(соловей)
(41 слайд)
Соловей на вид скромен и неприметен: маленький, серенький, с длинным хвостом и большими, немного грустными глазами, но в «лесном оркестре – он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая и самая нежная» (42 слайд)
Гнездо соловья. Так соловей заботится о своем потомстве (43-44 слайд)
Мы поиграем с пальчиками.
Покажите мне свои ладошки. Скрестите большие пальцы – у вас получились крылья. А теперь, повторяйте за мной.
Тили – тели, тили – тели
С юга птицы прилетели,
Прилетел к нам скворушка – Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей,
Торопитесь, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все вернулись, прилетели,
Звонко песенки запели.
Когда прилетают перелетные птицы, люди их с радостью встречают и развешивают для них специальные домики, как их называют? (скворечники)
(45-46 слайд)
Дома у птиц бывают разные (47 слайд)
- А знаете ли вы, как появляются на свет птицы?
Ответы детей.
- Я расскажу вам о чудесном превращении. Как вы думаете, что я держу в руках?
Ответы детей.
Яйцо – это жизнь. Самка - птица откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.
Рассмотрим птичьи гнезда: (48-52 слайд)
- Что между ними общего?
Ответы детей.
- Чем они отличаются?
Ответы детей.
-Как вы думаете, из чего они сделали?
Ответы детей.
-Как вы думаете сколько нужно времени птичке, чтобы построить такое гнездо?
Ответы детей.
А что же в этом гнезде не так? Почему яйца разные, что случилось?
(53 слайд)
В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их и конечно же охраняют. Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать свои гнёзда. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди. Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу.
Не разорять птичьи гнёзда!
Не брать птенцов из гнезда!
Не ломать ветки!
(54 слайд)
А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете зимующих и перелетных птиц.
Дети называют.
(56-72 слайд)
Игра «Зимующие и перелётные птицы»
Дети достают из-под стульчиков приготовленные карточки с изображением перелетных и зимующих птиц; в середине группы в обручах расположены «Солнышко» и «Снежинка». По сигналу воспитателя дети, у кого в руках карточки с перелетными птицами должны собраться около солнышка, а зимующие, около снежинки.
Воспитатель: Молодцы! Садитесь на свои места.
Игра «Третий лишний» (73слайд)
Вы молодцы! О каком времени года мы сегодня с вами говорили? Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? Что вам сегодня запомнилось интересного?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перелетные птицы" ( средняя группа)
Коррекционно-образовательные цели: актуализация словаря по теме "Перелетные птицы", закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках (беседа о перелетных птицах с...
Конспект занятия "Перелетные птицы". Средняя группа
Конспект занятия Перелетные птицы. Средняя группа...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» (средняя группа)
Цели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употребление в ре...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» средняя группа
Узнать больше о птицах....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» средняя группа
Pакрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний вид птиц их особенности, поведение....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» (средняя группа)
Цели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употреб...