Путешествие в Дымково
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по формированию целостной картины мира с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Дымково. Знакомство с дымковской игрушкой».
Цель: Познакомить детей с творчеством дымковских мастеров.
Задачи:
Образовательные:
- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.
- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Развивающие:
- развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.
- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;
- формировать музыкально-художественной вкус;
- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Материалы и оборудование к занятию:
Компьютер, флешкарта, краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, фартуки, картины с изображением дымковских игрушек, цветные жетоны (красный, зеленый, синий), ковер, фонограмма русской народной музыки.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся необычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается!
Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами.
Воспитатель: А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!
Слайд 2. Село Дымково.
Воспитатель: А попали мы в село Дымково!
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Воспитатель: В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
Слайд 3. «Барышня», «Петух».
Слайд 4. «Конь», «Уточка».
Воспитатель: Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барыни и водоноски.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Уточка-Марфуточка бережком идет,
Уточек-марфуточек купаться ведет”.
(Т.А. Маврина)
Воспитатель: Ребята я узнала, что в селе Дымково скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а мастера не успевают расписать все игрушки. Они опечалены по этому поводу. Мастерам очень важно принять участие в ярмарке и показать людям свое мастерство.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем мастерам. Я предлагаю вам стать их учениками, подмастерьями.
Воспитатель: Кто такие подмастерья? (Помощники.)
Воспитатель: Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.
Слайд 5. Мастер.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.
Воспитатель: Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).
Слайд 6. Изделия с образцами цветов дымковской росписи.
Слайд 7. Изделия с образцами цветов дымковской росписи.
Воспитатель: У вас есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.
Воспитатель: Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.
Слайд 8. Элементы дымковской росписи.
Слайд 9. Элементы дымковской росписи.
Воспитатель: Садитесь поудобнее, начинаем работу.
Самостоятельная работа детей за столами.
Физкультпауза.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки).
Воспитатель: А теперь располагайте свои работы на столах.
Дети располагают свои работы возле доски.
Воспитатель: Ребята мастерам очень понравились ваши игрушки.
Воспитатель: Какая из них вам нравится больше всего? Почему?
Воспитатель: Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?
Воспитатель: А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!
Воспитатель: Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные жетоны: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Возьмите жетон соответствующей вашему настроению и скажите почему выбрали именно жетон этого цвета.
Дети отражают свое настроение при помощи магнитов.
Воспитатель: Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в наш детский сад. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза.
Звучит музыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_dymkovo.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию целостной картины мира с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Дымково. Знакомство с дымковской игрушкой».
Цель: Познакомить детей с творчеством дымковских мастеров.
Задачи:
Образовательные:
- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.
- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Развивающие:
- развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.
- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;
- формировать музыкально-художественной вкус;
- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Материалы и оборудование к занятию:
Компьютер, флешкарта, краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки, фартуки, картины с изображением дымковских игрушек, цветные жетоны (красный, зеленый, синий), ковер, фонограмма русской народной музыки.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся необычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается!
Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами.
Воспитатель: А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!
Слайд 2. Село Дымково.
Воспитатель: А попали мы в село Дымково!
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Воспитатель: В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
Слайд 3. «Барышня», «Петух».
Слайд 4. «Конь», «Уточка».
Воспитатель: Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барыни и водоноски.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Уточка-Марфуточка бережком идет,
Уточек-марфуточек купаться ведет”.
(Т.А. Маврина)
Воспитатель: Ребята я узнала, что в селе Дымково скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а мастера не успевают расписать все игрушки. Они опечалены по этому поводу. Мастерам очень важно принять участие в ярмарке и показать людям свое мастерство.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем мастерам. Я предлагаю вам стать их учениками, подмастерьями.
Воспитатель: Кто такие подмастерья? (Помощники.)
Воспитатель: Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.
Слайд 5. Мастер.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.
Воспитатель: Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).
Слайд 6. Изделия с образцами цветов дымковской росписи.
Слайд 7. Изделия с образцами цветов дымковской росписи.
Воспитатель: У вас есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.
Воспитатель: Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.
Слайд 8. Элементы дымковской росписи.
Слайд 9. Элементы дымковской росписи.
Воспитатель: Садитесь поудобнее, начинаем работу.
Самостоятельная работа детей за столами.
Физкультпауза.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки).
Воспитатель: А теперь располагайте свои работы на столах.
Дети располагают свои работы возле доски.
Воспитатель: Ребята мастерам очень понравились ваши игрушки.
Воспитатель: Какая из них вам нравится больше всего? Почему?
Воспитатель: Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?
Воспитатель: А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!
Воспитатель: Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные жетоны: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Возьмите жетон соответствующей вашему настроению и скажите почему выбрали именно жетон этого цвета.
Дети отражают свое настроение при помощи магнитов.
Воспитатель: Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в наш детский сад. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза.
Звучит музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию. Тема: путешествие в Дымково.
Занятие помогает развивать в детях чуство прекрасного, воспитывать интерес к народному творчеству, совершенствовать технические умения....
Путешествие в Дымково
Тема «Дымковская игрушка» (средняя группа)Цель: Воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через ...
занятие "ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЫМКОВО"
Интеграция областей: Познание», Художественное творчество, «Коммуникация»Цель:Закрепить знания о дымковских игрушках; приобщать детей к русскому народному творчеству.Задачи:Образоват...
Развлечение "путешествие в Дымково"
Предлагается для внимания сценарий развлечения "Путешествие в Дымково", которое завершает проект по дымковской игрушке, во время которого дети ознакомились с дымковской росписью, узнал...
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (рисование) на тему: «Путешествие в Дымково».
Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Путешествие в Дымково"....
Методическая разработка НОД по формированию целостной картины мира с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Дымково. Знакомство с дымковской игрушкой».
занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста....