Путешествие в Дымково
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Байбара Елена Николаевна

Конспект НОД по формированию целостной картины мира с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Дымково. Знакомство с дымковской игрушкой».

Цель: Познакомить детей с творчеством дымковских мастеров.

Задачи:

Образовательные:

- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.

- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);

- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Развивающие:

- развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.

- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.

 Воспитательные:

- воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;

- формировать музыкально-художественной вкус;

- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Материалы и оборудование к занятию:

Компьютер, флешкарта, краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки,  фартуки,   картины с изображением дымковских игрушек, цветные жетоны (красный, зеленый, синий), ковер, фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся необычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается!

Звучит русская народная музыка, дети сидят   с закрытыми глазами.

Воспитатель: А теперь откройте глаза, посмотрите   вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

  Слайд 2. Село Дымково.

Воспитатель: А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель: В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Слайд 3. «Барышня», «Петух».

Слайд 4. «Конь», «Уточка».

Воспитатель: Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

(Т.А. Маврина)

Воспитатель: Ребята я узнала, что в селе Дымково скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а мастера не успевают расписать все игрушки.  Они опечалены по этому поводу. Мастерам очень важно принять участие в ярмарке и показать людям свое мастерство.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем мастерам. Я предлагаю вам стать их учениками, подмастерьями.

Воспитатель: Кто такие подмастерья? (Помощники.)

Воспитатель: Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

Слайд 5. Мастер.

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.

Воспитатель: Краски, какого  цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).  

Слайд 6. Изделия с образцами цветов дымковской росписи.

Слайд 7. Изделия с образцами цветов дымковской росписи.

Воспитатель: У вас есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

Воспитатель: Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

Слайд 8. Элементы дымковской росписи.

Слайд 9. Элементы дымковской росписи.

Воспитатель: Садитесь поудобнее, начинаем работу.

  Самостоятельная работа детей за столами.

Физкультпауза.

Мы старались рисовать        (руки в стороны)

Трудно было не устать         (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём      (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки).

Воспитатель: А теперь располагайте свои работы на столах.

Дети располагают свои работы возле доски.

Воспитатель: Ребята мастерам очень понравились ваши игрушки.

Воспитатель: Какая   из них вам нравится больше всего? Почему?

Воспитатель: Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

Воспитатель: А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

Воспитатель: Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные жетоны: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Возьмите жетон соответствующей вашему настроению и скажите почему выбрали именно жетон этого цвета.

Дети отражают свое настроение при помощи магнитов.

Воспитатель: Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в наш детский сад. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза.

 Звучит музыка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_dymkovo.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию целостной картины мира с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Дымково. Знакомство с дымковской игрушкой».

Цель: Познакомить детей с творчеством дымковских мастеров.

Задачи:

Образовательные:

- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать любые игрушки.

- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);

- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Развивающие:

- развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию.

- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми по поводу, процессу и результатам продуктивной деятельности.

 Воспитательные:

- воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности;

- формировать музыкально-художественной вкус;

- продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Материалы и оборудование к занятию:

Компьютер, флешкарта, краски – гуашь, кисточки, баночки для воды, салфетки,  фартуки,   картины с изображением дымковских игрушек, цветные жетоны (красный, зеленый, синий), ковер, фонограмма русской народной музыки.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся необычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается!

Звучит русская народная музыка, дети сидят   с закрытыми глазами.

Воспитатель: А теперь откройте глаза, посмотрите   вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

  Слайд 2. Село Дымково.

Воспитатель: А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Воспитатель: В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняные игрушки к весенней ярмарке. Зимой вся слобода была в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Слайд 3. «Барышня», «Петух».

Слайд 4. «Конь», «Уточка».

Воспитатель: Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

Уточка-Марфуточка бережком идет,

Уточек-марфуточек купаться ведет”.

(Т.А. Маврина)

Воспитатель: Ребята я узнала, что в селе Дымково скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а мастера не успевают расписать все игрушки.  Они опечалены по этому поводу. Мастерам очень важно принять участие в ярмарке и показать людям свое мастерство.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем мастерам. Я предлагаю вам стать их учениками, подмастерьями.

Воспитатель: Кто такие подмастерья? (Помощники.)

Воспитатель: Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

Слайд 5. Мастер.

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.

Воспитатель: Краски, какого  цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).  

Слайд 6. Изделия с образцами цветов дымковской росписи.

Слайд 7. Изделия с образцами цветов дымковской росписи.

Воспитатель: У вас есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.

Воспитатель: Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

Слайд 8. Элементы дымковской росписи.

Слайд 9. Элементы дымковской росписи.

Воспитатель: Садитесь поудобнее, начинаем работу.

  Самостоятельная работа детей за столами.

Физкультпауза.

Мы старались рисовать        (руки в стороны)

Трудно было не устать         (наклоны туловища в стороны)

Мы немножко отдохнём      (присесть, руки вперёд)

Рисовать опять начнём (встать, опустить руки).

Воспитатель: А теперь располагайте свои работы на столах.

Дети располагают свои работы возле доски.

Воспитатель: Ребята мастерам очень понравились ваши игрушки.

Воспитатель: Какая   из них вам нравится больше всего? Почему?

Воспитатель: Какую игрушку вы купили на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

Воспитатель: А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

Воспитатель: Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные жетоны: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; зеленый – вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Возьмите жетон соответствующей вашему настроению и скажите почему выбрали именно жетон этого цвета.

Дети отражают свое настроение при помощи магнитов.

Воспитатель: Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в наш детский сад. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза.

 Звучит музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию. Тема: путешествие в Дымково.

Занятие помогает развивать в детях чуство прекрасного, воспитывать интерес к народному творчеству, совершенствовать технические умения....

Путешествие в Дымково

Тема «Дымковская игрушка» (средняя группа)Цель: Воспитывать  интерес к изучению народных промыслов, про­водя работу по «вживанию» в образ изделий народных масте­ров, усиливая их восприятие через ...

занятие "ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЫМКОВО"

Интеграция областей: Познание», Художественное творчество, «Коммуникация»Цель:Закрепить знания о дымковских игрушках; приобщать детей к русскому народному творчеству.Задачи:Образоват...

Развлечение "путешествие в Дымково"

Предлагается для внимания сценарий развлечения "Путешествие  в Дымково", которое завершает проект по дымковской игрушке, во время которого дети ознакомились с дымковской росписью, узнал...

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (рисование) на тему: «Путешествие в Дымково».

Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Путешествие в Дымково"....