Развлечение "путешествие в Дымково"
материал (старшая группа)

Долинская Людмила Николаевна

Предлагается для внимания сценарий развлечения "Путешествие  в Дымково", которое завершает проект по дымковской игрушке, во время которого дети ознакомились с дымковской росписью, узнали историю создания игрушек, историю самого местечка Дымково, узнали чем занимались дымковцы, какие использовали краски для росписи, чем отличались их игрушки от других. Закрепление  этих знаний и произошло во время развллечения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развлечение « Путешествие  в Дымково»

        Задачи.

1.Вызвать радостное чувство от знакомства с народным творчеством.
2.Закреплять умение различать элементы росписей, колорит.
3.Формировать интерес к народным игрушкам, играм, хороводам.
4.Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

        Материал.
Дымковские игрушки, иллюстрации, музыкальная запись русских народных песен;  русские народные костюмы на девочек, кокошники в дымковском стиле, бубенцы для игры, народные инструменты, свистульки.

        Ход развлечения.
1. Вход , исполняется хоровод про солнышко

- Здравствуйте, ребята. Сегодня по дороге в детский сад увидела я сороку.

        Сорока-белобока по лесу летала,
        По деревьям скакала,
        Детский сад искала.
        Принесла в клюве письмо. 
(Показывает детям письмо)
        От кого оно? 
(Открывает конверт и читает письмо)
        
«Здравствуйте, ребятки,-
        Машутки и Ванятки,
        Тани, Вани, Пети и другие дети!
        Если любите играть,
        Сочинять и рисовать,
        Приезжайте в гости!
        Милости просим!
        Игрушки из села Дымково.»

- Ребята, хотите отправиться в гости к дымковским игрушкам? (Хотим)

 Давайте зажмурим глаза и скажем: Покружись, покружись  

                                                              и в Дымково окажись!

              (звучит народная музыка)Слайд

2.-Смотрите-ка, река! А по берегам реки- город. Реку Вяткой называют, и город такое же имя носит. Вятка- город старинный. Когда-то вокруг него крепостные стены были, защищающие жителей от врагов. А на другом берегу стоит село, где жили гончары. Они лепили из глины посуду и игрушки. Чтобы посуда была крепкой, ее обжигали в печках. Каждое утро над селом дружно поднимались дымки из печных труб. Может быть, поэтому это село и назвали Дымково.

   1. Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали 3

И село большое

Дымково назвали.

   2. Там любят песни, пляски                                                                        2

Там рождаются чудо-сказки,

И лепят там из глины

Игрушки непростые.

   3.Белоснежны как березки

Кружочки, клеточки, полоски

Простой казалось бы узор

Но отвести не в силах взор

3. А ну-ка, посмотрим, кто здесь живет

Кто письмо прислал с сорокой?
Кто послал ее далеко?
Кто ребяток в гости звал?
Кто игру им обещал?
Поскорее покажись, покажись,
Поскорее назовись, назовись!

Звучит народная музыка .  На экране видеоряд.

Рита:1.За студеною водицей
Водоноска
 - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Давуд 2. Конь бежит
Вся земля дрожит.
В поле травушка-муравушка,
 Ничком лежит.

3. Заплелись густые травы,
   Закудрявились луга,
   Да и сам я весь кудрявый,
   Даже завитком рога
 (баран).

Мухаммед:4. Петушок, петушок.
 Золотой гребешок,
Ты подай голосок
 Через темный лесок,
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку».

Маргоша:5. Вот индюк нарядный,                                                                  3
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Артем Ш.:Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост

Артем П.:6. Утка-Марфутка
Бережком идёт,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт.

-Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

   4. Музыкально- пантомимическая игра «Барыня».

        Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так. Как, по их представлению, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. «Конь!»- дети скачут, как лошадки. «Индюк!»- дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками- крыльями, надувая щеки. «Козлик!» «Котик!»

Воспитатель:  Всю зиму женщины Дымково лепили глиняные игрушки и распродавали их на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался «Свистунья». Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка,

Родился в веселый час

Вятский праздник «Свистопляс»!

 Поиграем и мы. Народная игра «Золотые ворота»

5.ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота!         
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Дети – «ворота» говорят:


Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!


С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Правила игры: Игра продолжается до тех   пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо  быстро, но аккуратно.

 Отличная игра, а теперь на нашем празднике посмотрим

 6.  Танец «Валенки»

                   

 7.А какой праздник без  игр-вызовов  друг друга на поединок?

Разбираем бубенцы (колокольчики) и свистульки и начали!

  А теперь поиграем в игру «Бубенцы» 

8.БУБЕНЦЫ (или РУЧЕЕК)

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:                                                                                                5

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила:  Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

 А как называется праздник в Дымково? «Свистунья» или «Свистопляска» .А почему?

9.А вот послушайте, что об этом рассказывает легенда.

«Однажды город окружили враги. Много пришло их из чужой земли, сила несметная… Казалось, нет от них спасения. Но вятичи – люди находчивые. Придумали горожане «военную» хитрость. Все жители, и стар, и млад, взяли глиняные свистульки и тёмной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги , показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой «Свистуньей».

       Давайте и мы  поиграем в эту игру. 

(Ставим стульчик , на него Бабу Ягу…-это враги)

Встанем в круг. Возьмем свистульки свои.  

Воспитатель руку вверх поднимает-все на два шага вперед.

Руку опускает- резко свистят.

Рука поднята- отходят на два шага. (Повторить 2-3 раза)

Вот такие   игры и пляски на празднике в Дымково! Ну что ж, пора и возвращаться! Встали  в круг , закрыли глаза :

                                                 Покружись, покружись ,

                                                В детский сад опять вернись!

Вот, ребята, мы и побывали  в Дымково! Чем там занимаются?

Делают замечательные игрушки и нам доставляют большое удовольствие! За что большое им спасибо!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие «Поздняя осень в селе Дымково».

Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, истор...

Конспект занятия по рисованию. Тема: путешествие в Дымково.

Занятие помогает развивать в детях чуство прекрасного, воспитывать интерес к народному творчеству, совершенствовать технические умения....

Народные промыслы - Дымково

Учебный материал преднозначен для старшего дошкольного возраста....

Открытый урок «Подарок из Дымково» с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста

Открытый урок по Дымковской игрушке, с использованием мнемотехники, опыты с глиной, изготовление дымковской игрушки....

Конспект НОД с детьми второй младшей группы (рисование)" В гости в Дымково"

Конспект направлен на закрепление знаний о дымковских игрушках, их происхождении, характерных особенностях росписи....

Конспект интегрированной НОД :«Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!» для детей подготовительной группы

Данный конспект предназначен для проведения занятий в подготовительной группе.Направлен на познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие....