занятие "ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЫМКОВО"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Шлегель Ирина Геннадиевна

Интеграция областей: Познание», Художественное творчество, «Коммуникация»
Цель:
Закрепить знания о дымковских игрушках; приобщать детей к русскому народному творчеству.
Задачи:
Образовательные
Закрепить умение детей расписывать плоскостные заготовки,  используя элементы дымковской росписи,( сетка, кольцо, волнистые дуги), учить детей рисовать концом кисти.
Развивающие
Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей. Совершенствовать речь детей: умение давать полные ответы на вопросы, ; расширять словарь(барыня , дымковская игрушка, геометрический орнамент, мастера-умельцы, дымковская роспись)
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброжелательность.
Оборудование: 
дымковские игрушки: индюк, , барыня и др.;  гуашь, кисти,  салфетки, баночки с водой; музыка: Русские народные мелодии, магнитофон..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovo.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция областей: Познание», Художественное творчество, «Коммуникация»

Цель:

Закрепить знания о дымковских игрушках; приобщать детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

Образовательные

Закрепить умение детей расписывать плоскостные заготовки,  используя элементы дымковской росписи,( сетка, кольцо, волнистые дуги), учить детей рисовать концом кисти.

Развивающие

Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей. Совершенствовать речь детей: умение давать полные ответы на вопросы, ; расширять словарь(барыня , дымковская игрушка, геометрический орнамент, мастера-умельцы, дымковская роспись)

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброжелательность.

Оборудование: 

дымковские игрушки: индюк, , барыня и др.;  гуашь, кисти,  салфетки, баночки с водой; музыка: Русские народные мелодии, магнитофон..

.            Предварительная работа: 

рассматривание дымковских игрушек, беседы о них;

рассматривание альбома «Дымковские игрушки»

рисование элементов дымковского узора

Лепка дымковских игрушек.

Ход занятия:

Дети и воспитатель  входят в группу , встают в круг

Здравствуйте, ладошки (хлопают)

Здравствуйте, ножки (топают)

Здравствуй ,мой носик( трогают носик) пим пим

Здравствуйте, гости (поворачиваются к гостям, руки в стороны)

Обращают внимание на залетевший в группу шарик.

Воспитатель: - Ребята, нам шарик принёс весточку, хотите узнать какую (да)

Читает письмо

«Славиться деревня чудо - мастерами. Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили. И своим искусством молодых учили.

Приглашаю и вас в свою деревню мастерству нашему поучиться

   Мастера-умельцы.

-Ребята нас пригласили, а куда не написали, как вы думаете, как называется эта деревня?

Дети: - Дымково.

Воспитатель: А чем славиться эта деревня?

Дети: Там делают и расписывают игрушки?

Воспитатель: Как же мы туда попадём?

Дети : на машине, автобусе, самолёте, поезде?

Воспитатель: Ну, хорошо, поедем на поезде ну как мы узнаем, что это именно та деревня?

Дети: по указателю по карте, навигатору, увидим дым из труб.

Воспитатель: Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым, а летом был сильный туман. Вот и назвали то село Дымково.  - Ну что в путь? (да)

Дети встают друг за другом за воспитателем.

Едем, едем, долго едем,
Очень длинен этот путь.
Скоро к месту мы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу!
Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез. (Ходьба на полусогнутых ногах)

Впереди ширма с вывеской «Дымково»

Воспитатель: - Дети куда мы приехали(В Дымково)

Появляется мастер:

-Здравствуйте, ребята как вы меня нашли? Ведь я забыл указать адрес ? (на поезде  увидели дымок)Да, ребята у нас в каждой деревне живут мастера –умельцы, то есть это простые люди, которые много работают, а детей нам девать не куда ,у нас ведь нет детских садов как у вас, вот и решили мы чтобы наши детки не скучали делать и расписывать им игрушки ,а ещё наши игрушки мы продаём на ярмарке , чтобы повеселить людей.

 Воспитатель: Наши ребята знают из чего их делают? (Из глины)

Мастер: правильно предлагаю рассмотреть вам её.(показывает глину двух видов мокрую и сухую)

Воспитатель :В синей тарелочке какая глина? (влажная , мягкая , гибкая, легко лепится)

В красной тарелочке, какая глина? (сухая, твердая, хрупкая, легко ломается)

-Как нужно обращаться с игрушками? Какого цвета глина?

Дети:  с игрушками нужно обращаться бережно, иначе они разобьются

Мастер: но как же эти глиняные фигурки из тёмной глины превращаются в весёлые игрушки? Ребята, кто знает?

Дети: сначала фигурки лепят из глины, затем сушат, потом обжигают в печи, потом белят молоком, смешанным с мелом, а затем расписывают разными узорами.

Мастер: а мы сейчас посмотрим - насколько быстро вы знаете наши  игрушки.

Выставляется картинки дымковских игрушек.

-Кого вы здесь видите?(дети перечисляют игрушки )

Воспитатель: давайте –ка и мы повеселимся. Поиграем в русскую народную игру «Петушок»

русская народная игра «Петух»

Дети делают  круг, ребёнок – петушок в центре.

Бойкий Петя-петушок                    притопами идут вперёд   в круг  

Поднимает гребешок,

Громко-громко кричит,                 притопами идут назад   из круга  

Деткам спать не велит

Петушок, не кричи,                       останавливаются, грозят пальчиком

Наших деток не буди.

Трух-тух, трух-тух- тух,              дети шагают по кругу, высоко поднимая колени в

Ходит по двору петух,                одну сторону, «петух» двигается в противополож  -  

Сам со шпорами,                         ную сторону.

Хвост с узорами

Под окном стоит,                         дети останавливаются

На весь двор кричит.                   «Петушок» кричит: «Кукуреку», машет крыльями

Кто услышит, тот сидит               дети приседают

Воспитатель :Раскажите мастеру   что вы знаете об игрушках.

рассматривание иллюстраций с дымковскими игрушками.

-Какого цвета бывают дымковские игрушки?
(Всегда только белые)

- А какие узоры на дымковских игрушках?
(Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)

-Какие цвета любят дымковские мастера? (Красный, оранжевый, желтый – солнечные, зеленый, синий, черный.)

Мастер: ребята, а  вы сами хотите  быть мастерами?

      Дети: да, хотим

- Я приглашаю вас в нашу художественную мастерскую. В мастерской есть всё для превращения обычной фигурки в настоящую дымковскую игрушку. Выберите себе игрушку и садитесь за столы.

Воспитатель:

В право влево покружись в мастеров превратись.

Дети садятся за столы. Воспитатель напоминает приёмы рисования узоров.

 (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

 Рефлексия:

Мастер: Вам понравилось быть мастерами –умельцами?(да)

Воспитатель : Как называются игрушки которые мы раскрашивали(дымковские)

-Почему их так назвали? (изготовляли в селе Дымково) ,Какие узоры мы использовали при раскрашивании?(круги, точки, линии)

-Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-Вот и получился у нас дымковский хоровод. Игрушки все разные, но объединяет их цвета красок и единый узор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие «Поздняя осень в селе Дымково».

Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, истор...

Конспект занятия по рисованию. Тема: путешествие в Дымково.

Занятие помогает развивать в детях чуство прекрасного, воспитывать интерес к народному творчеству, совершенствовать технические умения....

Народные промыслы - Дымково

Учебный материал преднозначен для старшего дошкольного возраста....

Открытый урок «Подарок из Дымково» с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста

Открытый урок по Дымковской игрушке, с использованием мнемотехники, опыты с глиной, изготовление дымковской игрушки....

Конспект НОД с детьми второй младшей группы (рисование)" В гости в Дымково"

Конспект направлен на закрепление знаний о дымковских игрушках, их происхождении, характерных особенностях росписи....

Конспект интегрированной НОД :«Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!» для детей подготовительной группы

Данный конспект предназначен для проведения занятий в подготовительной группе.Направлен на познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие....