Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной к школе группе на тему: "Деревья зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект познавательного занятия «Растения зимой»
Цель: Формировать представления детей о том, что жизнь растительного мира зимой продолжается.
Задачи:
- обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают);
- объяснить, как зимуют растения;
- закрепить знания воспитанников о деревьях, кустарниках и растениях, различных их частях;
- учить отличать различные виды деревьев в зимнее время;
- упражнять в определении деревьев по силуэтам;
- развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности;
- воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_-derevya_zimoy.docx | 614.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего типа « ЯСЛИ – САД №13 «Лучик» города Снежное
Конспект
познавательного занятия «Растения зимой» по ознакомлению с природой в подготовительной к школе группе № 1 «Колобок»
Воспитатель:
Рябоволова И.В.
Конспект познавательного занятия «Растения зимой»
Цель: Формировать представления детей о том, что жизнь растительного мира зимой продолжается.
Задачи:
- обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают);
- объяснить, как зимуют растения;
- закрепить знания воспитанников о деревьях, кустарниках и растениях, различных их частях;
- учить отличать различные виды деревьев в зимнее время;
- упражнять в определении деревьев по силуэтам;
- развивать интерес к опытно-экспериментальной деятельности;
- воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.
Оборудование: Снеговичок; дидактические карточки с изображением зверей (белого медведя, пингвина, белки, зайца, ежа, бобра и т. д.) и птиц; иллюстрации с изображением растений, леса в зимнее время года (или репродукции зимних пейзажей русских художников); цветная бумага, ножницы, клей, кисточка — для совместного творчества «В лесу родилась елочка».
Ход занятия:
Вступительная часть
Воспитатель: На предыдущем занятии мы говорили о том, как животные
чувствуют себя в зимнее время года и приспосабливаются к морозам. Давайте вспомним, о каких животных мы говорили.
Воспитатель показывает карточки с изображением зверей и птиц. Дети берут по очереди карточки и рассказывают, как изображенное животное спасается от мороза. Затем воспитатель проводит беседу.
Вопросы для беседы:
• Почему животным зимой живется тяжелее, чем летом или осенью?
• Может ли человек облегчить жизнь некоторых животных в зимнее время года?
• Хотели бы вы им помочь? Каким образом?
Воспитатель: Посмотрите на экран. Что там изображено? (Деревья, покрытые снегом)
-А можно определить, какие здесь деревья? (Нет)
-Почему? (На них нет листьев).
-Как можно распознать разные деревья зимой? (По цвету ствола, как расположены ветки и крона, если есть ягоды и семена)
-Подумайте, что случилось бы с деревьями, если бы они в зимнее время были покрыты густой листвой и снежными шапками? (Ветки деревьев не выдержали бы тяжести, начали ломаться).
-Именно так деревья готовятся к холодному периоду, сбрасывая всю листву.Они готовятся к покою, чтобы весной распустить молодые листья.
Воспитатель: Сегодня Снеговичок расскажет, как живут растения зимой.
Воспитатель берет куклу Снеговика и рассказывает от его имени.
Основная часть
Снеговичок: Ребята, а вы любите загадки? Я для вас немного приготовил, начинаем.
«В том лесу, не в огороде,
Только осень на подходе,
Новый у нее наряд,
Бусы красные висят.
Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос» (Рябина)
***
«Ветки белы, и лиловы,
Аромат весь день!
Назовите одним словом:
Так цветёт - ….» (Сирень)
***
Во дворе белым-бело,
Весь июнь мело, мело…
Нет, не снег вокруг, а пух,
Лезет в нос он хлеще мух!
Расчихались мы не зря –
Распушились… (Тополя).
***
Дерево лапотное да медовое -
Всю Россию обувает. (Липа)
***
Летом цветёт, зимой греет,
Настанет весна – потечёт слеза. (Береза)
***
Это дерево могуче,
И растёт в лесу дремучем,
Плоды полированы,
Для птиц рекомендованы.
Дятлы, поползни и сойки,
Собирают плоды стойко. (Дуб)
***
Её всегда в лесу найдёшь
- Когда гулять в него пойдёшь: Стоит колючая, как ёж,
"Зимою в платье?", - "Ну и что-ж!"
А платье то пушистое, Зелёное, ветвистое!!! (Ель)
***
С елью стройной мы родня
– Обе зелены и колки,
Но длиннее у меня
И названье, и иголки.
Иголки колючие,
Хвоя сыпучая, смолою плакучаю. (Сосна)
Снеговичок: Молодцы ребята, на все мои загадки правильно ответили.
Снеговичок: А вот вы когда-нибудь задумывались о том, почему у большинства деревьев листья зимой опадают? (Дети предлагают варианты ответов.) Если бы деревья не сбрасывали листву, они бы погибли.
Во-первых, листья дерева теряют, испаряют воду. Весной и летом это не страшно – ведь дерево вытягивает из почвы новую воду. Но в морозы вода превращается в лед. Лиственные деревья зимой погибли бы от недостатка влаги, засохли бы.
Во-вторых, после сильных снегопадов ветви деревьев склоняются к земле под тяжестью снега, некоторые ветки даже ломаются. А если бы листья зимой оставались на деревьях, то на ветвях накапливалось бы еще больше снега. Поэтому, сбрасывая листья осенью, деревья себя облегчают и спасают от переломов.
Дети рассматривают иллюстрации с изображением растений, леса в зимнее время года или репродукции зимних пейзажей, обмениваются впечатлениями.
Снеговичок: - Всё растительное царство уснуло под снежным одеялом.
-А народ наш издавна знает, если зима снежная – летом жди хорошего урожая озимых, перезимуют они, не вымерзнут под снежным покровом.
-Ребята, зима хочет знать, почему растения не замерзают под снегом? (Ответы детей)
- Какие растения первыми будут встречать весну и почему? (Мать – мачеха, одуванчики, подснежники).
Снеговичок: Правильно, растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, одуванчики и подснежники продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла, весны начинают расцветать.
Физминутка
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Снеговичок: Намного легче зимовать низким кустарникам и травинкам – их защищает от мороза снег, он их полностью укрывает мягким снежным одеялом. Но как же хвойные деревья умудряются оставаться зимой зелеными? (Дети предлагают свои версии.)
У хвоинок есть свои тайны, которыми они делятся с нами. Хвоинки хитрые и теряют гораздо меньше влаги, чем листья. Вы же, ребята, видите, что и по размеру хвоинки меньше листа; и кожица на них толстая и покрыта восковым налетом. Это специальные задумки хвойных деревьев, чтобы они не пересохли.
А хотите, мы прямо сейчас вырастим целый хвойный лес?
Дети: Да!
Творческая деятельность «В лесу родилась елочка»
Дети изготавливают гирлянду. Перед занятием воспитатель напоминает им правила безопасного использования ножниц.
На листе бумаги дети рисуют елку, раскрашивают ее и складывают лист вдвое. Затем вырезают елочку по контуру и расправляют ее. Изготавливают еще несколько елочек, аккуратно склеивают их между собой. Так совместными усилиями получается гирлянда. Воспитатель обращает внимание дошкольников, что они вновь сотворили чудо — сосновый бор, выращенный за несколько минут.
Заключительная часть
Итог деятельности
-Давайте вспомним, как зимуют растения?
-Что происходит с деревьями и кустарниками?
-Как можно определить название дерева, если на нём нет листвы?
-Что происходит с травянистыми растениями?
-Почему люди должны сохранять и укрывать снегом стволы деревьев,
кустарники и растения?
-За ваши правильные ответы примите подарок от Снеговичка. Это
мультфильм «Мороз Иванович».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе по теме: «Цветы зимы» Образовательная область: художественное творчество (аппликация)
Цель: -Научить детей вырезать снежинки из сложенного в несколько раз квадратного листа бумаги.-Закрепить навыки симметричного и силуэтного вырезания растительных элементов, ваз с декоративным уз...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе по теме: «Деревья у озера» Образовательная область: художественное творчество (рисование)
Цели и задачи:Образовательные: Познакомить с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений- монотипией.Познакомить с творчеством И.И.Левитана, учить выделять выразит...
"Космическое путешествие" Открытый показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по реализации образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»
Цели: закрепить знания детей о планетах солнечной системы и их расположении относительно солнца. Совершенствование грамматического строя речи.Задачи: Образовательные:Ø У...
Конспект ООД по реализации задач образовательной области "Познавательное развитие" в старшей группе на тему: "Воздух и его свойства"
Буричева Людмила Александровна,воспитательМБДОУ детского сада №41комбинированного видаг.о.г. Шахунья,Нижегородской области. Задачи: Образовательные: Способствовать дальнейшему познанию ...
Конспект занятия с применением цифровых образовательных ресурсов в подготовительной к школе группе ДОУ "Дифференциация звуков и букв К- Г"
Представленный материал будет интересен учителям - логопедам при проведении занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей, имеющих ФФН и ОНР. Выполнение заданий детьми обеспе...
Конспект НОД по реализации задач социально-коммуникативного развития детей второй младшей группы "Волшебные слова"
Материал подготовлен с целью способствовать усвоению моральных норм и ценностей, принятых в обществе, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» План Реализации основной образовательной программы в подготовительной к школе группе (6-7 лет).
Познавательное развитие ФГОСРазвитие любознательности и познавательной мотивации: ...