«Значение проведения экологических игр с детьми старшего дошкольного возраста"
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В.Сухомлинский.
Мир природы удивителен и прекрасен! Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой не развивается само собой, а воспитывается! Развитие и воспитание происходит во всех видах деятельности, но прежде всего в игре. Игра- не только развлечение, но и один из методов, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром. Использование игровых обучающих ситуаций помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные представления о природе и взаимосвязях с ней. Воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Дети играют охотно и с удовольствием даже на занятиях!
Наиболее эффективное средство, способствующее успешному решению задач экологического воспитания детей- дидактическая игра. Именно в процессе дидактической игры у ребёнка активно происходит психическое развитие. Развивается воля, внимание, мышление, речь. Дидактическая игра имеет две цели: обучающую и игровую. Дидактические игры можно разделить на три основных вида:
-игры с предметами (игрушками); -настольные печатные игры; -словесные игры.
Сегодня мы представим вашему вниманию несколько дидактических экологических игр, которые используем в своей работе: 1. Игры с предметами: -Д/и «Собери шишки в корзину», «Собери грибы в лукошко» не только дают возможность повторить и закрепить отличительные признаки сосновых и еловых шишек, съедобных и несъедобных грибов, но и способствуют развитию математического мышления: дети отсчитывают необходимое количество предметов, сравнивают их по величине и по форме. -Дидактические игры «Дары природы», «Мир животных», «Времена года» на ознакомление с многообразием животного и растительного мира, с явлениями природы, обогащают словарный запас. Дети не только называют животных, птиц, растения, насекомых, но и учатся описывать их внешний вид, характерные особенности, учатся вычленять отдельные признаки, учатся вычленять отдельные признаки явлений природы. -Дидактические игры на формирование нравственного отношения к природе, такие как «Собери дерево», «Что где растёт?», «Кто где живёт?», «Когда это бывает?», «Наши друзья» помогают закрепить взаимосвязь между живой и неживой природой на примере жизни растений, учат различать хвойные и лиственные деревья, воспитывают бережное отношение к растительному миру.
Настольные печатные игры: -Увлекательное путешествие по окружающему миру (умная игра- бродилка про животных); - Лото «Собирай-ка»- собрать овощи, фрукты, ягоды, грибы, растения; - «Живая азбука»-знакомит со всеми буквами алфавита и с некоторыми животными, которые обитают на территории России. (Дети передвигают фишки по игровому полю, по мере необходимости, используя карточки с буквами и изображениями);
- Пазлы «Дикие животные»; - «Сортируй»- позволяет обучить основам сортировки отходов, знакомит с раздельным сбором отходов, необходимости сортировки бытовых отходов для их последующей переработки- подобрать мусору подходящий контейнер;
- Игры «Юный рыболов», «Зоологическое лото», звуковой плакат «Весёлый зоопарк»- дают информацию о животных (их звуки и изображение)
Словесные игры: Такие игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Они не требуют каких-либо условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление, гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам. Развивают внимание и быстроту реакции. Словесные игры можно проводить как в классе, так и во время прогулки. Представляем вашему вниманию несколько словесных игр: 1. «Назови одним словом» - берёза, липа, клён- деревья; - тюльпан, нарцисс, роза, лилия, петуния- цветы; - земля, вода, воздух- неживая природа; 2. «Что бывает в природе жёлтым?»- (одуванчик, лимон, груша, яблоко, бабочка- лимонница); 3. «Когда это бывает?»- снег идёт (зимой), скворец в скворечнике (весной), радуга на небе (летом), жёлтые и красные листья (осенью); 4. «Что третье?» - ромашка, колокольчик,… (клевер); - ворона, голубь,…(воробей); - берёза, осина,…(сосна); 5. «Что это такое? Кто это такой?» - ворона,….. - птицы; - олень,…..- звери; - ёлка,…..- деревья; - яблоко,…..- фрукты.
Сюжетно-ролевые игры необходимы для формирования экологической культуры. Так, например, цель -с/р игры «Цветочный магазин»- закрепить знания о растениях (садовых, луговых, комнатных), закрепить умение находить нужный цветок по описанию;
- с/р игры «Собери урожай» (овощеводы и садоводы)- закрепить знания об овощах и фруктах, познакомить с профессиями садовода и овощевода и с их деятельностью; - с/р игры «Лесное происшествие»- способствовать развитию основ экологического сознания детей на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей; - с/р игры «Тайна лесной полянки»- уточнить представления о лесе, о лесной полянке. Проследить взаимосвязь лесных обитателей, природы и человека, закрепить знания правил поведения в лесу.
Подвижные игры: В подвижных играх гармонично сочетаются физическая и психическая активность ребёнка. А характерной особенностью является то, что в основе их содержания лежит ярко выраженная двигательная деятельность. Эффективное воздействие на развитие личности ребёнка оказывает смысловое содержание экологической направленности сюжета подвижной игры. Восприятие ребёнком героев сюжета и их действий, творческое перевоплощение в их образы. Дети проникают во «внутреннюю жизнь» природы, что способствует развитию экологического сознания. - «Гуси», «Кукушка»- перед игрой экологическая информация о птицах; - «Ёж и мыши»- интерес к образу жизни животных; - «Птичка на дереве»- закрепить названия деревьев; - «Умный птицелов»- закрепить названия птиц; - «Наседка и цыплята», «Воробушки и автомобиль», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Журавль и лягушки», «Кошка и мышки», «Лошадка», «Хитрая лиса»- данные игры способствуют физическому развитию, воспитывают такие качества, как ловкость, быстрота, координация движений.
Подводя итог выше изложенному, можно с уверенностью сказать, что игры экологической направленности помогают решить многие задачи воспитания и развития, оказывают неоценимую помощь в формировании личностных качеств детей с ментальными нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста
Этическая беседа является одной из форм воспитания и обучения дошкольников. Данная статья содержит рекомендации педагогам ДОУ для успешного проведения этических бесед....
Конспект проведения музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Музыкальное занятие на тему: "Детский альбом" П.И. Чайковского....
Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
Использование принципов православной педагогики в подготовке и проведении групповых мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка. Духовно-нравственное развитие в данном направлении занимает особое место, так как форм...
Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...
«Мастер – класс для педагогов дошкольного отделения по ознакомлению со структурой проведения квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка по Москве», как современной игровой технологией обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Цель данной методической разработки: в форме деловой игры с педагогами дошкольного отделения на конкретном примере квест – игры кольцевого типа показать этапы организации и с...