Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_-_kopiya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерный перечень и методика проведения
опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю
Конфуций
Работа по экологическому воспитанию в детском саду строится по принципу, предложенному Конфуцием. Ещё Ральф У. Эмерсон писал: «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
Цель: На основе опытнической деятельности познакомить детей с явлениями неживой природы (со свойствами воды).
Задачи:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде, знакомить со свойствами воды;
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, умение делать выводы.
Методика проведения опыта.
- Опыт строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.
- Проводя опыт, воспитатель и дети не должны наносить вред и ущерб растениям и животным – окружающей среде.
В детском саду проводятся опыты с предметами живой и неживой природы. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.
Опыты с водой.
Опыт 1 «Вода может испаряться»
Цель: Дать детям представление о свойствах воды – вода может испаряться.
Средство: Блюдце и стакан с водой, маркер.
Условие: Горячая батарея.
Ход: Утром поставить у батареи блюдце и стакан с водой, маркером отметить уровень воды в обеих ёмкостях. Вечером отметить маркером уровень воды в ёмкостях.
Вопрос: Что изменилась? Куда делась вода из блюдца? Почему из блюдца вода испарилась быстрее?
Вывод: При нагревании вода испаряется. Испаряется вода быстрее из более мелкой посуды.
Опыт 2 «Вода может испаряться»
Цель: Дать детям представление о свойствах воды – вода может испаряться и оседать (конденсировать) на предметах.
Средство: Стакан с чистой водой, кусок оргстекла 10см x10см.
Условие: Горячая батарея.
Ход: Утром налить в стакан чистой водопроводной воды. Поставить его у горячей батареи, закрыть оргстеклом. Посмотреть на воду через оргстекло. Воду хорошо видно, оргстекло сухое, чистое. Вечером посмотреть на воду через оргстекло.
Вопрос: Что изменилось? Видно ли воду? Что произошло со стеклом?
Вывод: Вода при нагревании испаряется, оседает на предметах в виде мелких капелек (конденсата).
Опыт 3 «Вода может испаряться»
Цель: Дать детям представление о свойствах воды – вода может испаряться.
Средство: Стойки с верёвкой для просушивания белья, кукольная одежда, тазик.
Условие: Солнечная, ветреная погода.
Ход: В группе вместе с детьми выстирать кукольную одежду, хорошо её выполоскать, отжать. Вынести для просушивания на улицу, развесить бельё на верёвке. Вечером снять одежду.
Вопрос: Почему мы с вами стирали кукольное бель, какое бельё мы вывесили на улицу? (Чистое, мокрое) Что произошло с бельём на улице? (Оно высохло) Как сохнет бельё? (Вода из него испаряется).
Вывод: В солнечную, ветреную погоду вода быстро испаряется.
Опыт 4 «Вода может испаряться»
Цель: Дать детям представление о свойствах воды – вода может испаряться.
Средство: Выстиранная влажная кукольная одежда, тазик.
Условие: Горячая батарея.
Ход: В группе вместе с детьми выстирать кукольную одежду, хорошо её выполоскать, отжать. Предложить детям развесить выстиранную одежду на горячи батареи в помещении группы. Вечером снять одежду.
Вопрос: Почему мы с вами стирали кукольное бель, какое бельё мы вывесили на батареи? (Чистое, мокрое) Что произошло с бельём на батареях? (Оно высохло) Как сохнет бельё? (Вода из него испаряется).
Вывод: На горячих батареях вода из белья испарилась. Бельё высохло.
Опыт 5 «Вода может испаряться»
Цель: Дать детям представление о свойствах воды – вода может испаряться в мороз.
Средство: Стойки с верёвкой для просушивания белья, кукольная одежда, тазик.
Условие: Морозная погода.
Ход: В группе вместе с детьми выстирать кукольную одежду, хорошо её выполоскать, отжать. Вынести для просушивания на улицу, развесить бельё на верёвке. Вечером снять одежду.
Вопрос: Почему мы с вами стирали кукольное бель, какое бельё мы вывесили на улицу? (Чистое, мокрое) Что произошло с бельём на улице? (Оно сначала застыло, а потом высохло) Как сохнет бельё? (Вода замёрзла, а потом испарилась).
Вывод: В морозную погоду вода вымерзает, испаряется.
Опыт 6 «Пар - это тоже вода»
Цель: Опытническим путем показать детям, что пар это тоже состояние воды.
Средство: Термос с горячей водой, настольное зеркало.
Ход: Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар… Поместите над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Вопрос: Откуда взялись капельки воды на зеркале? Что это такое?
Вывод: Пар - это состояние воды при испарении.
Выводы:
В ходе проведенной работы по экспериментированию в неживой природе видно положительное влияние на:
- Развитие психических процессов ребенка:
* памяти, воображения, представления;
*отмечено повышение уровня развития мышления и любознательности:
(умение видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- Качественно изменился уровень речевого развития за счет:
*обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, идёт развитие словотворчества);
- Улучшились личностные характеристики детей:
*(появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии развивающего обучения. Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развиваются наблюдательность, мыслительная деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого...
Экспериментально - опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей.
"Эксперименты — это интересно" Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объек...
Сборник Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...
Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Опытническая деятельность с детьмистаршего дошкольного возраста...
«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.
laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...
ОПЫТНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Картотека опытов для подготовительной группы по блокам...
Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Методы и этапы проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....