Использование принципов православной педагогики в подготовке и проведении групповых мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
статья на тему
Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка. Духовно-нравственное развитие в данном направлении занимает особое место, так как формирует ядро личности и эмоциональное отношение к сверстникам и взрослым, развивает эстетическое и этическое воспитание, закрепляет гражданскую и патриотическую позицию, определяет семейную ориентацию и ценности внутри основополагающей ячейки общества.
Что такое воспитание ребенка по православным канонам? Ответ на этот вопрос достаточно сложен и в то же время прост - вся наша христианская жизнь, по слову Спасителя, должна быть основана на евангельской вере - 10 заповедях Спасителя о любви, учении Церкви о человеке и его спасении. Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовной жизни, сформировать характер, добрую волю и довести его до верного самоопределения в жизни и способности самовоспитания, самообразования и самосовершенствования; это значит подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном современном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях; это значит поставить его на стезю самоотверженного и радостного служения своим ближним, своей Родине, своему Господу; это значит научить его слышать и исполнять слово и волю Божию во имя любви ко Христу для спасения.
Все выше изложенное должно давать детям представление о добре и зле, о том, что любить и прославлять Бога получится тогда, когда ты возлюбишь ближнего своего как самого себя. А чтобы не сбиться с правильного пути, в помощь малышу дан взрослый наставник, который четко опирается на следующие принципы православной педагогики:
1. Принцип христоцентричности.
Данный принцип определяет отношение к Богу, все в педагогическом процессе должно славить Христа.
2. Принцип богосообразности.
Этот принцип показывает то, что каждый ребенок одарен дарами тела и дарами духа для счастья, и каждый может пользоваться ими, выражая свое мнение не только словами, но душой – например держа кисть в руках и
3. Принцип педоцентричности.
Определяет отношение к ребенку, его потребностям и возможностям, а так же его взглядам. Не стоит забывать о том, что сейчас в педагогическом процессе педагог не доминирует над ребенком, а находится на одном с ним уровне.
4. Принцип адекватности образования.
Это означает, что педагогический процесс должен соответствовать возрастным и культурно-психологическим особенностям воспитуемых.
Выше изложенные принципы направлены на всестороннее развитие воспитанников, а значит развивают и душу и ум и тело ребенка. Исходя из этого можно сделать вывод, что православная педагогика, по средствам принципов всесторонне охватывает самый главный вид деятельности дошкольников – игру.
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют как в придуманные ими игры, так и в предложенные. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира. Человек играющий - это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых, а значит – если игры будут отвечать принципам православной педагогики, они будут направлены на развитие духовности, этики, эстетики, патриотизма, семейных ценностей, будут развивать желание служить на благо окружающих людей.
Дети очень любят играть в игры, на занятиях, в свободное время, на различных праздничных мероприятиях и именно в игре формируется сознание и осмысление взрослой жизни.
Предлагаемые игры взаимодополняют образовательные области:
· Социально-коммуникативные
· Изобразительные
· Речевые
· Художественно-эстетические
· Физические.
Так же имеют следующие цели:
· Развитие духовно-нравственных, православных, национальных традиций, возрождение духовности и патриотизма.
· Развитие логического и творческого мышления дошкольников.
Игры по духовно-нравственному воспитанию направлены для проведения в совместной, самостоятельной (инициативной), подгрупповой форме, а так же в игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, индивидуальной, продуктивной деятельности. Так же данные игры могут быть использованы во время празднования православных праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_pravoslavnoy_pedagogiki.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 63 «Машенька»
Старооскольский городской округ Белгородской области
Использование принципов православной педагогики в подготовке и проведении групповых мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Саплина Ю.А. – воспитатель.
Старый Оскол – 2014
Основа формирования будущей личности – это гармоничное развитие ребенка. Духовно-нравственное развитие в данном направлении занимает особое место, так как формирует ядро личности и эмоциональное отношение к сверстникам и взрослым, развивает эстетическое и этическое воспитание, закрепляет гражданскую и патриотическую позицию, определяет семейную ориентацию и ценности внутри основополагающей ячейки общества.
Что такое воспитание ребенка по православным канонам? Ответ на этот вопрос достаточно сложен и в то же время прост - вся наша христианская жизнь, по слову Спасителя, должна быть основана на евангельской вере - 10 заповедях Спасителя о любви, учении Церкви о человеке и его спасении. Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовной жизни, сформировать характер, добрую волю и довести его до верного самоопределения в жизни и способности самовоспитания, самообразования и самосовершенствования; это значит подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном современном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях; это значит поставить его на стезю самоотверженного и радостного служения своим ближним, своей Родине, своему Господу; это значит научить его слышать и исполнять слово и волю Божию во имя любви ко Христу для спасения.
Все выше изложенное должно давать детям представление о добре и зле, о том, что любить и прославлять Бога получится тогда, когда ты возлюбишь ближнего своего как самого себя. А чтобы не сбиться с правильного пути, в помощь малышу дан взрослый наставник, который четко опирается на следующие принципы православной педагогики:
- Принцип христоцентричности.
Данный принцип определяет отношение к Богу, все в педагогическом процессе должно славить Христа.
- Принцип богосообразности.
Этот принцип показывает то, что каждый ребенок одарен дарами тела и дарами духа для счастья, и каждый может пользоваться ими, выражая свое мнение не только словами, но душой – например держа кисть в руках и
- Принцип педоцентричности.
Определяет отношение к ребенку, его потребностям и возможностям, а так же его взглядам. Не стоит забывать о том, что сейчас в педагогическом процессе педагог не доминирует над ребенком, а находится на одном с ним уровне.
- Принцип адекватности образования.
Это означает, что педагогический процесс должен соответствовать возрастным и культурно-психологическим особенностям воспитуемых.
Выше изложенные принципы направлены на всестороннее развитие воспитанников, а значит развивают и душу и ум и тело ребенка. Исходя из этого можно сделать вывод, что православная педагогика, по средствам принципов всесторонне охватывает самый главный вид деятельности дошкольников – игру.
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют как в придуманные ими игры, так и в предложенные. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира. Человек играющий - это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых, а значит – если игры будут отвечать принципам православной педагогики, они будут направлены на развитие духовности, этики, эстетики, патриотизма, семейных ценностей, будут развивать желание служить на благо окружающих людей.
Дети очень любят играть в игры, на занятиях, в свободное время, на различных праздничных мероприятиях и именно в игре формируется сознание и осмысление взрослой жизни.
Предлагаемые игры взаимодополняют образовательные области:
- Социально-коммуникативные
- Изобразительные
- Речевые
- Художественно-эстетические
- Физические.
Так же имеют следующие цели:
- Развитие духовно-нравственных, православных, национальных традиций, возрождение духовности и патриотизма.
- Развитие логического и творческого мышления дошкольников.
Игры по духовно-нравственному воспитанию направлены для проведения в совместной, самостоятельной (инициативной), подгрупповой форме, а так же в игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, индивидуальной, продуктивной деятельности. Так же данные игры могут быть использованы во время празднования православных праздников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»
Программа направлено на преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способнос...
Проведение продуктивной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ
Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при выполнении работы, эстетический и художественный вкус...
Сценарий мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Микробы и витамины»
Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...
Сценарий мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Микробы и витамины»
Совместная деятельность по ЗОЖ (старший дошкольный возраст)...
Проведение исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием приемов ТРИЗ на тему «Чистая планета»
Проведение исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием приемов ТРИЗ на тему «Чистая планета»...
Методическая разработка мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с использованием средств ИКТ «Викторина «Что? Где? Когда? »
Цель: закреплять имеющиеся знания и представления детей об их правах иобязанностях. Задачи:1. Учить детей понимать, что такое права и обязанности и их важность; 2. Развивать мышление и...
Семинар воспитателей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием кругов Леонардо Эйлера» Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «До свидания, Осень!»
В материале представлен опыт работы по данной теме. Целью мероприятия является обобщение и систематизация знаний детей об осени, используя круги Эйлера....