зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 2 Солнышко"
Конспект
образовательной деятельности
для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
По теме: «Зимующие птицы»
Автор: Катошина Елена Николаевна
Воспитатель 1 квалификационной категории
январь, 2021 г.
Цель: Создавать благоприятные условия для обогащения представлений детей о зимующих птицах.
Программные задачи:
- Образовательные: уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах; учить подбирать глаголы, характеризующие пение птиц (чирикает, каркает, воркует).
- Развивающие: совершенствовать диалогическую речь; развивать внимание, память, воображение детей, развивать умение рассуждать.
- Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам; вызывать стремление беречь и помогать зимующим птицам; воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, слушать товарищей, оценивать и дополнять ответы; уметь договариваться. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Материалы и оборудование:
Картинки зимующих птиц, карточки с изображением корма птиц: ягоды рябины, кусочек сало, семечки, хлебные крошки, остатки пищи… аудиозапись произведений: голоса птиц; панно с изображением кормушки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)
Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся, с нашими гостями.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели).
После прослушивания музыки.
Воспитатель:
- Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей)
-Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, морозная, суровая, злая).
- А какими забавами нас встречает зима? (катание на санках, на лыжах, на коньках, игра в снежки).
- Давайте отправимся в парк, к птицам в гости.
- А на чем мы туда доберемся? (предложения детей).
Мы надели лыжи, встали на лыжню,
Не догнать нас даже быстрому коню.
-А вот и парк!
(Дети имитируют движения птиц).
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим,
Клювик почистим
Птички пожалуйте к нам!
Воспитатель: — Ребята, присаживайтесь на пенечки.
2. Основная часть.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему так тихо в парке? (птицы не поют)
- А почему не поют птицы? (улетели в тёплые края).
- Но не все птицы улетают в тёплые края, некоторые из них прилетают ближе к человеку.
- А зачем? (люди их подкармливают).
-Эти птицы остаются с нами зимовать. Значит, это какие птицы? (зимующие).
-Ребята, давайте с вами познакомимся с зимующими птицами.
Воспитатель: — Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки.
Я зимой люблю кормушки,
Как на ёлочках игрушки,
Если поклевать хочу,
От одной к другой лечу.
Желтогрудая я птичка,
И зовут меня… (Синичка)
Картинка с изображением синицы помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте как поет синица. (запись).
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове черная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. В поисках еды в снежную зиму они прилетают поближе к жилью человека. Синицы кроме семян, любят сырое сало или мясо.
Воспитатель: — Встречайте следующего гостя.
Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
Картинка с изображением снегиря помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
-Послушайте теперь. ребята, пение снегиря. (запись).
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь по всюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клене, кустах малины, обрывая ягоды и расклевывая семена.
Воспитатель:
Не сидит она на месте
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой… (Сорока)
Картинка с изображением помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте, как трещит сорока (запись).
Сорока – белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит, что-нибудь блестящее: стекло, монету и разглядывает круглым глазом. Потом схватит и утащит в свое гнездо. Ест все, что может найти.
Воспитатель: — Послушайте загадку о следующей птице.
Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
Картинка с изображением вороны помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
- Послушайте ребятки, как ворона каркает. (Запись).
Ворона – птица важная, горластая. В каждой вороньей стае одна из ворон выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Вороны - всеядные птицы.
Воспитатель: — О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой! (Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
- А теперь, давайте послушаем как стучит дятел (запись).
Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь оттуда насекомых. Дупло в стволе ему служит гнездом.
Воспитатель: — Послушайте загадку о следующей птице.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый.
Как зовут нашего первого гостя? (Воробей)
Картинка с изображением воробья помещается на выставку – доску.
Воспитатель:
- Ребята, давайте послушаем весёлое пение воробья (запись).
Воробьи – шустрые, маленькие. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички. Воробьи клюют овёс, пшено, хлебные крошки.
Воспитатель: — О какой птице так говорят?
Эта птица — символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь)
Картинка с изображением голубя помещается на выставку – доску
Воспитатель:
- А теперь, давайте послушаем воркование голубя (запись).
Голуби – Это доверчивые птицы. Они издают воркование. Голуби любят крупу и хлеб.
- Итак, ребята, какие птицы прилетели к нам сегодня? Как можно назвать их всех одним словом? (зимующие).
Воспитатель:
- А, сейчас, мы с вами ребята поиграем в игру на внимание: «Какой птички не стало?»
(на доске картинки с изображением птиц)
Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какая птичка улетела?»
Воспитатель:
Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная.
- Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки и подкармливать птиц).
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите покормить птиц?
Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем же их кормить? (дети берут правильные картинки и размещают их рядом с кормушками).
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами поиграем. Игра - стихотворения «На кормушке».
На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась. (Дети подходят и выбирают).
-Представьте, что вы птицы. Я сейчас буду читать стихотворение, а та птица, которая услышит о себе «прилетает на «кормушку»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь накормился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье,
Было общее веселье.
Воспитатель: — Молодцы, ребята, всех птичек накормили. Пора возвращаться в детский сад. Надевайте лыжи и покатили.
3. Рефлексия:
Воспитатель:
- Ребята, где мы сегодня побывали? (Ответы детей).
- Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).
- Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось? А что не понравилось? (Ответы детей).
- Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...