Занятие - викторина "Знатоки птиц".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Обобщить и дополнить знания детей о мире пернатых,развивать наблюдательность,творческий потенциал, закрепить умение давать полные ответы на задаваемые вопросы; развивать логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Закрепить знания детей о птицах | 589.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-викторина «Знатоки птиц». (для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: закрепление знаний детей об окружающем мире.
Задачи: Образовательные
- уточнить и расширить знания детей о птицах
- формировать умение и навыки наблюдения за птицами
- учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц
Воспитательные
- воспитать у детей стремление к познаниям
-воспитать дух соревнований
-воспитать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе,
-воспитать дружеские чувства между детьми.
Развивающие
-развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным чётким ответом
-развивать образное мышление, память, логическое мышление.
Предшествующая работа:
-занятия по ознакомлению с окружающим миром
-чтение художественной литературы
-заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок
-наблюдения, экскурсии, беседы
Оборудование:
предметный ряд: магнитная доска -1шт
стол для «мудрецов»
эмблемы для команд
игра «Пёрышки»
медали для награждения
разрезные картинки с изображением птиц
ребусы
музыкальный ряд: вальс Ф.Шопена
отрывок П.И.Чайковского «Вальс цветов»
изобразительный ряд: иллюстрации с изображением птиц
Интеграция образовательных областей: познание, речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
Организационный момент:
Дружно дети встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
В: Ребята, мы с вами на занятиях говорили много про птиц, наблюдали за поведением птиц на прогулках, заучивали стихи, и разгадывали загадки. Но самое главное, вы вместе со своими родителями изготовили кормушки для птиц, прилетающих к нам на участок, и мы теперь знаем, что им будет гораздо легче пережить суровую зиму.
Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите,
Дети, кто мы? Назовите? (Зимующие птицы).
Ведущий: Прежде чем начать викторину мы немножко с вами разомнемся и поиграем в игру «Услышишь название птицы, хлопни в ладоши».
- Прилетели птицы:
голуби, синицы,
мухи и стрижи.
Голуби, синицы,
аисты, вороны,
галки, макароны.
Голуби, куницы.
Голуби, синицы,
чибисы, чижи,
галки и стрижи,
комары, кукушки.
Голуби, синицы,
галки и стрижи,
чибисы, чижи,
аисты, кукушки,
совы и ватрушки.
В. Сейчас мы с вами разобьёмся на команды. На столе лежат карточки с изображением зимующих и перелётных птиц. Каждый из вас подойдёт к столу и возьмёт любую карточку. Вот так у нас и получится 2 команды.
№1 Приглашаю вас всех на коврик, для следующего задания. Поиграем в игру: «Угадай птицу». Команда З.п. садится с одной стороны коврика, команда П.п. садится с другой стороны коврика. Послушайте моё задание. Каждая команда должна изобразить птицу для своего соперника и если соперник её угадывает, значит, команда получает звездочку.
№2 Подумай, о ком можно так сказать?
Пёстрая, хищная, большеглазая-…..сова;
Шустрая, белобокая, длиннохвостая-…сорока;
Длинноклювый, пестрый, красноголовый-…дятел;
Маленький, красногрудый, черноголовый-….снегирь;
Маленький, шумный, коричневый-…воробей;
Желтогрудая, белощекая, тонкоголосая-….синица;
Красноперый, краснокрылый, с перекрещивающимся клювом-…клёст.
Серая, умная, громкоголосая-…..ворона;
№3 Теперь присаживайтесь на свои места, вас ждет следующее задание. Игра называется «Правда-неправда». Каждой команде я буду задавать вопрос, и если команда отвечает правильно, то получает Звездочку в свою копилку.
«Правда-неправда»
1. Правда ли, что голубь почтовая птица? (Да)
2. Правда ли, что у синицы имеется черный галстук на желтой манишке? (Да)
3. Правда ли, что сова ночью спит, а днем летает? (нет)
4. Правда ли, что дятел питается корой деревьев? (нет)
5. Правда ли, что кукушка не вьет своих гнезд? (Да)
6. Правда ли, что птицы, которые улетают на юг, называются кочующими? (нет)
7. Правда ли, что птичий дом называется кормушкой? (нет)
8. Правда ли, что пингвины не умеют летать, но хорошо плавают? (да)
9. Правда ли, что страус хорошо бегает? (да)
10. Правда ли, что соловей – самый лучший певец? (Да)
11. Как называют домик для птиц, сделанный человеком?
12. Правда ли, что птицы, которые зимуют с нами, называются перелётными? (нет)
13. Правда ли, что у клеста птенцы появляются зимой? (Да)
14.Правда ли, что у павлина красивый хвост, но некрасивый голос? (Да)
№4 «Скажи наоборот».
Воробей маленький, а ворона – (большая)
У синицы хвост короткий, а у сороки – (длинный)
Голубь тяжелый, а воробей - (лёгкий)
У синицы клюв тонкий, а у вороны – (толстый)
У воробья туловище мелкое, а вороны – (крупное)
У воробья лапки тонкие, а у вороны – (толстые)
№5 Рассмотрите картинку и ответьте на мои вопросы.
*На кормушку прилетели (кто?)… синицы, воробьи, вороны, дятлы, голуби, снегири;
*Кошка подкрадывается (к кому?)…синицам, воробьям, воронам, дятлам, голубям, снегирям;
*Мальчик пишет сочинение (про кого?)…синиц, воробьёв, ворон, дятлов, голубей, снегирей;
*Учительница на уроке рассказала, что нужно заботиться (о ком?)… о синицах, воробьях, воронах, дятлах, голубях, снегирях;
*Теперь мы будем ухаживать (за кем?) …за синицами, воробьями, воронами, дятлами, голубями, снегирями.
№6 « Кто я».
По описанию должны определить, что за птица.
*У него красивый хвост, ходит важно, на ногах шпоры. (петух)
*У меня красивые пёрышки, в клетке я люблю сидеть, сам с собою разговаривать. (попугай)
*Синяя головка , тёмненькая спинка, жёлтый животик. (синица)
*Чёрный хвостик, алый животик, похож на яблочко. (снегирь)
* Ее ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (сорока)
*Сам белый, лапки красные, шея длинная. (гусь)
Физминутка:
Вот на ветках, посмотри, по 4 хлопка руками по бокам и по коленям
В красных майках снегири 4 наклона головы в стороны)
Распушили перышки, на первое слово – частое потряхивание руками
Греются на солнышке. на второе – хлопок по бокам
Головой вертят, по 2 поворота головы на каждую строку
Улететь хотят.
- Кыш, кыш! Улетели! дети разбегаются,
За метелью! За метелью! взмахивая руками, как крыльями
№7 Игра «Четвертый лишний
- Клест, синица, кукушка, воробей. Кто лишний? Почему?
( Кукушка, потому что, это перелетная птица)
Дети рассыпали пазлы, догадайся какие птицы на них изображены, почему ты так решил? Голова кого, изображена на пазлах: голова синицы, дятла, совы, голубя, сороки, вороны, воробья, снегиря .
В:
№8Следующие задание. «Что объединяет»
- Муравейник, нора, дупло, изба, гнездо.
(Это жилища. Муравейник – дом для муравьев; нора – для лис, грызунов; дупло – для белок, хорьков; изба – для человека; гнездо – для птиц)
В: Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму? (Они погибнут)
В: Представим себе на одну минутку, что на земле осталось очень мало птиц? Что измениться? (Разведется очень много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах)
В: А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону, и поэтому
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
№9 «Найди кормушку каждой птицы по её адресу (букве и цифре), соедини птицу с кормушкой, назови птицу»
№10 Ответьте на вопросы.
1. Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)
2. Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)
3. Руки птицы. (Крылья.)
4. Ноги утки. (Лапы.)
5. Лесной доктор. (Дятел.)
6. Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел)
7. Какая птица не вьёт гнездо? (кукушка)
8. В какое время птицы вьют гнезда? (весна)
9. Для чего нужны всем птицам хвосты? (управление в полете)
10. Какая птица не спит ночами? (сова)
11. Какая птица любит воровать блестящие предметы? (сорока)
12. У какой птицы дом на скале? (орел)
№11 «Помоги клесту долететь до елки»
№12 «Из какой мы сказки?»
Птицы источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей, поэтов есть произведения, посвященные нашим пернатым друзьям. Сейчас мы посмотрим, как вы помните сказки.
1. С какими птицами летала лягушка - путешественница? (с дикими утками)
2. Какой птицей стал гадкий утенок, когда вырос? (лебедем)
3. Какую птицу спасла Дюймовочка? (ласточку)
4. У кого лиса украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (у вороны)
5. Какая птица, когда стучались в дверь,спрашивала: «Кто там? Кто там?» (Галчонок)
6. Назови имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши» (Каркуша)
7. Какие птицы помогли Айболиту добраться до Африки? (орлы)
8. Какая птица разорвала мешок зайцу в сказке «Мешок с яблоками» (ворона)
9.Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко?
10.Какие птицы унесли братца Иванушку у сестрицы Алёнушке?
11.Какая птица кашу варила деток кормила?
Ведущая (выносит стол на нем разложены хлебные крошки, сало, ягоды рябины, зерно, шишки, пряники, конфеты)
А сейчас предлагаю проверить, знают ли ребята кого и чем можно накормить.
Я буду показывать чем накормим, а вы отвечайте кого. ( дети отвечают, ведущая показывает)
Наша викторина закончилась. Спасибо всем!
Т. Евдошенко «Берегите птиц».
О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам, -
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.
- Конечно, птицы приносят много пользы для окружающего мира. Они не дают погибнуть растениям, потому что питаются личинками, мошками, которые поедают растения. А нам с вами растения необходимы, так как дают чистый воздух. Поэтому птиц нужно беречь. Как мы можем это сделать? (кормушки, скворечники, подкармливать их). Правильно и они вас обязательно вознаградят своим прекрасным пением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."
С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....
Интегрированное занятие "Трудно птицам зимовать, будем вместе птицам помогать"
Интегрированное занятие...
конспект занятия " Перелетные птицы. Водоплавающие птицы"
Игры и упражнения по теме...
Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....
Акция "Сохраним мир птиц". Игровое занятие "Покорми птиц зимой".
Игровое занятие «Покорми птиц зимой» предназначается для детей младшей разновозрастной группы (от 2 до 5 лет). Материал можно использовать и в образовательном процессе в ...
Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы. Домашние птицы»
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ.Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, уточнить названия...
Конспект интегрированного занятия "Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать" (Подготовительная группа)
Конспект интегрированного занятия "Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать" (Подготовительная группа)...