конспект занятия (познавательно-исследовательская деятельность)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
В данном занятии дети знакомятся со свойствами льда и снега
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Снег и лёд. Их свойства».
Программные задачи.
Познакомить со свойствами льда и снега.
Формировать представления о свойствах льда и снега.
Развивать умение сравнивать, анализировать, находить ответы на вопросы в результате исследовательской деятельности.
Воспитывать отношение к воде как удивительному веществу на Земле.
Закрепить правила поведения на водоёмах в зимнее время.
Материалы, инструменты, оборудование.
Кусочки льда разного размера (толстые и тонкие), стаканы с тёплой, прохладной и холодной водой, снег.
Предварительная работа.
Наблюдения и опыты на прогулках и в группе. Чтение художественных произведений. Рассматривание картин и иллюстраций о водоёмах.
Содержание занятия.
В начале занятия воспитатель загадывает загадки:
Дед Мороз подарки шлёт
Мягкий снег и крепкий…(лёд).
На дворе – горой,
А в избе – водой (снег).
- Совершенно верно. Сегодня мы с вами поговорим о снеге и льде. Проведём опыты, которые помогут нам узнать их некоторые свойства. Предлагаю вам провести первый опыт.
ОПЫТ 1. «Лёд и снег – это вода».
- Перед вами лежит снег и льдинки разной толщины. Какие они? (Холодные. Лёд твёрдый, а снег рыхлый).
- А теперь положите их и посмотрите на свои ладошки. Какие они? (Мокрые).
-. Почему? Что происходит со снегом и льдинками в тёплом помещении?(Они тают.
- Рассмотрите, видно ли что-нибудь через льдинку? А через комочек снега?
(Ответы детей).
- Чем отличается лёд от снега?( Лёд твёрдый, прозрачный и бесцветный. Снег белый, пушистый, рыхлый)
- А чем они похожи?( После таяния снега и таяния льда остаётся вода).
- Так что же такое снег и лёд?( Это замёрзшая вода).
ОПЫТ 2. «Лёд хрупкий».
- Вспомните, как лужи осенью покрывались ледяной корочкой. Нам было очень интересно. И мы сразу же хотели проверить её прочность – ходили и бегали по замёрзшей воде. Что же происходило с этой ледяной корочкой?(Ответы детей).
-. Но сейчас зима в самом разгаре. Лёд очень толстый. А прочный ли он? Давайте проведём следующий опыт. Возьмите тонкие кусочки льда и попробуйте сломать его. Получилось? А теперь возьмите льдинки потолще и тоже попробуйте их сломать. Что произошло? (Ответы детей).
- Ребята. Подумайте, можно ли подходить к проруби на водоёмах? (Нельзя. Потому что лёд очень хрупкий, легко ломается).
-Правильно. Это ещё одно свойство льда.
Физминутка
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла.
(ноги ставим на ширину плеч, руки на поясе; наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала.
(прыгаем: ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк
Извивается – вот так,
(руки на поясе; совершаем круговые движения бёдрами влево, вправо)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает.
(соединяем запястья кистей рук ( раскрытая пасть) и соединяем их (закрытая пасть)
Дёрнул леску рыбачок,
Да сорвался червячок,
(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком умчалась.
(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)
- Продолжим проводить опыты.
ОПЫТ 3. «Тонет ли снег (лёд)?
Воспитатель. Сейчас мы с вами выясним, будет ли плавать в воде снег и лёд?
(Дети высказывают свои предположения по этому поводу).
- Возьмите два стаканчика с прохладной водой. В один стаканчик поместите комочек снега, а в другой – кусочек льда. Что произошло? ( Снег растаял, а лёд плавает на поверхности воды).
-Почему так произошло? (Дети высказывают свои предположения).
-. Всё дело в том, ребята, что снег тяжелее воды, а лёд – легче воды.
ОПЫТ 4. «В какой воде снег (лёд) растает быстрее?»
- А теперь мы проверим, в какой воде быстрее растает снег (лёд)? Возьмите по два стаканчика тёплой и холодной воды. Поместите снег в стаканчики с тёплой и холодной водой. То же сделайте со льдом. Обратите внимание, в стаканчиках с какой водой быстрее тают и снег, и лёд?
(Ответы детей).
- Правильно. В стаканчиках с высокой температурой лёд и снег тают быстрее.
Вот мы и провели опыты, которые помогли нам узнать некоторые свойства льда и снега. Перечислите их.
(Дети называют свойства льда и снега).
Рефлексия
-Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем?(Ответы детей).
- Молодцы, ребята! Все вы были внимательными, активными. Спасибо вам!
После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность «Мы любим рекламу»
Дать воспитанникам понятие о рекламе, для чго она нужна и стоит ли слепо доверять рекламе....
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Синяя вода"
Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность....
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы
Программное содержание:· Расширять представления о соли её свойствах и качествах.· Формировать способы зрительного и...
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности по теме "Весна"
Цель: уточнить представления детей о характерных признаках весныЗадачи:1. Формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в природе весной;2....
Конспект занятий познавательно-исследовательской деятельности по теме: «Волшебный камень»
Цель: знакомство с магнитом и его свойствами Задачи: • развивать у детей познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнита; • продолжать формировать навыки исследовательской д...
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности «Познай себя» с использованием ИКТ средняя группа
Конспект занятия "Познай себя" поможет детям узнать о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела....
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами воды»
В данной работе представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», тематический раздел «экспериментирование»...