конспект занятия (познавательно-исследовательская деятельность)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Ефимова Светлана Апполинарьевна

В данном занятии дети знакомятся со свойствами льда и снега

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Снег и лёд. Их свойства».

Программные задачи.

Познакомить со свойствами льда и снега.

Формировать представления о свойствах льда и снега.

Развивать умение сравнивать, анализировать, находить ответы на вопросы в результате исследовательской деятельности.

Воспитывать отношение к воде как удивительному веществу на Земле.

Закрепить правила поведения на водоёмах в зимнее время.

Материалы, инструменты, оборудование.

Кусочки льда разного размера (толстые и тонкие), стаканы с тёплой, прохладной и холодной водой, снег.

Предварительная работа.

Наблюдения и опыты на прогулках и в группе. Чтение художественных произведений. Рассматривание картин и иллюстраций о водоёмах.

Содержание занятия.

В начале занятия воспитатель загадывает загадки:

Дед Мороз подарки шлёт

Мягкий снег и крепкий…(лёд).

На дворе – горой,

А в избе – водой (снег).

 - Совершенно верно. Сегодня мы с вами поговорим о снеге и льде. Проведём опыты, которые помогут нам узнать их некоторые свойства. Предлагаю вам провести первый опыт.

ОПЫТ 1. «Лёд  и снег – это вода».

- Перед вами лежит снег и льдинки разной толщины. Какие они? (Холодные. Лёд твёрдый, а снег рыхлый).

- А теперь положите их и посмотрите на свои ладошки. Какие они? (Мокрые).

-. Почему? Что происходит со снегом и льдинками в тёплом помещении?(Они тают.

- Рассмотрите, видно ли что-нибудь через льдинку? А через комочек снега?

(Ответы детей).

- Чем отличается лёд от снега?( Лёд твёрдый, прозрачный и бесцветный. Снег белый, пушистый, рыхлый)

- А чем они похожи?( После таяния снега и таяния льда остаётся вода).

- Так что же такое снег и лёд?( Это замёрзшая вода).

ОПЫТ 2. «Лёд хрупкий».

    - Вспомните, как лужи осенью покрывались ледяной корочкой. Нам было очень  интересно. И мы  сразу же хотели проверить её прочность – ходили и бегали по замёрзшей воде. Что же происходило с этой ледяной корочкой?(Ответы детей).

-. Но сейчас зима в самом разгаре. Лёд очень толстый. А прочный ли он? Давайте проведём следующий опыт. Возьмите тонкие кусочки льда и попробуйте сломать его. Получилось? А теперь возьмите льдинки потолще и тоже попробуйте их сломать. Что произошло? (Ответы детей).

- Ребята. Подумайте, можно ли подходить к проруби на водоёмах? (Нельзя. Потому что лёд очень хрупкий, легко ломается).

     -Правильно. Это ещё одно свойство льда.

Физминутка

          Рыбка в озере жила,

          Рыбка к берегу плыла.

(ноги ставим на ширину плеч, руки на поясе; наклоны в стороны)

          Хвостиком виляла,

          Корм себе искала.

(прыгаем: ноги в стороны, вместе)

          Возле берега червяк

          Извивается – вот так,

(руки на поясе; совершаем круговые движения бёдрами влево, вправо)

          Рыбка подплывает,

          Червяка хватает.

(соединяем запястья кистей рук ( раскрытая пасть) и соединяем их (закрытая пасть)

           Дёрнул леску рыбачок,

           Да сорвался червячок,

(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

           Рыбка не попалась,

          С червяком умчалась.

(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

- Продолжим проводить опыты.

ОПЫТ 3. «Тонет ли снег (лёд)?

Воспитатель. Сейчас мы с вами выясним, будет ли плавать в воде снег и лёд?

(Дети высказывают свои предположения по этому поводу).

- Возьмите два  стаканчика с прохладной водой. В один стаканчик поместите комочек снега, а в другой – кусочек льда. Что произошло? ( Снег растаял, а лёд плавает на поверхности воды).

-Почему так произошло? (Дети высказывают свои предположения).

-. Всё дело в том, ребята, что снег тяжелее воды, а лёд – легче воды.

ОПЫТ 4. «В какой воде снег (лёд) растает быстрее?»

- А теперь мы проверим, в какой воде быстрее растает снег (лёд)? Возьмите по два стаканчика тёплой и холодной воды. Поместите снег в стаканчики с тёплой и холодной водой. То же сделайте со льдом. Обратите внимание, в стаканчиках с какой водой быстрее тают  и снег, и лёд?

(Ответы детей).

- Правильно. В стаканчиках с высокой температурой лёд и снег тают быстрее.

Вот мы и провели опыты, которые помогли нам узнать некоторые свойства льда и снега. Перечислите их.

(Дети называют  свойства льда и снега).

Рефлексия

-Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем?(Ответы детей).

- Молодцы, ребята! Все вы были внимательными, активными. Спасибо вам!

После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность «Мы любим рекламу»

Дать воспитанникам понятие о рекламе, для чго она нужна и стоит ли слепо доверять рекламе....

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Синяя вода"

Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность....

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы

Программное содержание:·        Расширять представления о соли её свойствах и качествах.·        Формировать способы зрительного и...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности по теме "Весна"

Цель: уточнить представления детей о характерных признаках весныЗадачи:1.     Формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в природе весной;2....

Конспект занятий познавательно-исследовательской деятельности по теме: «Волшебный камень»

Цель: знакомство с магнитом и его свойствами Задачи: • развивать у детей познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнита; • продолжать формировать навыки исследовательской д...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности «Познай себя» с использованием ИКТ средняя группа

Конспект занятия "Познай себя" поможет детям узнать о строении человеческого тела и назначении отдельных частей  тела....

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами воды»

В данной работе представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», тематический раздел «экспериментирование»...