Доклад: «Неизведанное рядом»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Горбунова Оксана Викторовна

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

Доклад: «Неизведанное рядом»

Автор: Горбунова Оксана Викторовна.

Стрежевой 2021год.

Слайд (фото - бумага из бумаги)

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Данная деятельность направлена: на формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств; поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

В старшем дошкольном возрасте организация познавательно-исследовательской деятельности предполагает формирование системы специальных умений (поисковых, информационных, организационных, умений представлять результат своего исследования, оценочных умений).

В основе методики познавательно-исследовательской деятельности лежит проблемно – поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, выдвижение детьми собственных предположений, формулирование выводов.

Задачей воспитателя является не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания.

Слайд (фото огород в банке)

Например, в старшей группе дети знают, что растения, как и животные, являются живыми организмами, которые питаются, дышат. Для правильного развития растений необходимы: воздух, свет, вода, тепло и питательные вещества. Из наблюдений за ростом лука дети узнали, что растение поглощает воду корнями. У нас зародился спор, нужен ли растениям воздух, могут ли растения дышать, чем и как дышат. Так родилась идея вырастить семена салата с воздухом (в открытой банке) и без воздуха (в закрытой банке) и сравнить, для какого растения условия являются наиболее благоприятными.

Проводя свои занятия в детском саду, я стараюсь сформулировать тему в виде проблемных вопросов, которые предполагают принятие решения и переход к познавательной деятельности.

Слайд (Центр познавательно – исследовательской деятельности)

Огромную роль в развитии познавательной активности играет развивающая среда. У нас в группе создан центр «Юный исследователь», который включает в себя все атрибуты для исследовательской деятельности, материал для исследования, который помогали нам собирать родители (листья, полезные ископаемые, наборы «Магнетизм», «Свойства магнита», «Станция погодных условий» и многое другое).

Исследования, проводимые детьми, строятся по схеме:

  1.  Выбор темы. Актуализация проблемы.

 Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

  1. Определение сферы исследования.

Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

  1. Выработка гипотезы.

 Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные или их называют провокационные идеи.

  1. выбор методов исследования.
  2. Определение порядка проведения исследования.

Цель: выстроить перспективный план работы.

  1. Сбор и обработка информации.

Цель: зафиксировать полученные знания.

  1. Анализ и обобщение полученных материалов обсуждение итогов завершённой работы.

Процесс развития исследовательских умений должен быть соразмерен возрасту исследователей. Важно учитывать, что исследование детей направленно не на добывание, а на развитие способностей, умений и мышления. Например, в ходе реализации исследовательского проекта «Бумага из бумаги» в основу легли: исследование гипотезы о проверке возможности использования макулатуры для получения бумаги в домашних условиях.

 В ходе проекта решались задачи: изучить способы использования бумаги вторично и способы изготовления бумаги в домашних условиях; -самостоятельное изготовления бумаги в домашних условиях.  Развивались умения получать информацию через проведение исследования (опыты, наблюдения, эксперименты).

Оценка каждого из данных критериев соотносится с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности дошкольников

  1. начальный уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии.
  2.  Средний уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты ее решения. На среднем этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых.
  3.  Высокий уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Дошкольник имеет определенные знания об исследовательской деятельности (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

Слайд (сводная таблица)

В результате воспитанники не только получают знания по теме, но и приобретают знания специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования, умения выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать исследование в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы.

     Систематическая организация познавательно-исследовательской деятельности позволила достичь определенных результатов.

Сводная таблица результатов.

Возраст

Начальный уровень

Средний уровень

Высокий уровень

начало года

конец года

начало года

конец года

начало года

конец года

Средняя группа

58%

46%

42%

54%

-

-

Старшая группа

28%

18%

64%

56%

8%

26%

Подготовительная к школе группа

10%

5%

43%

27%

47%

68%

Слайд (подготовительная группа конец года)

На этапе завершения дошкольного детства 68% воспитанников обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Дошкольник имеет определенные знания об исследовательской деятельности (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

Результаты освоения навыки исследовательской деятельности детей в виде диаграммы

Вывод.

Предполагаемые формы педагогической работы обеспечили личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка (вместе, на равных, как партнеров), создали атмосферу, которая позволила каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – заложили у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побудили к новому поиску знаний. Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

неизведанное рядом для детей подготовительной группы

Конспект занятия «Неизведанное рядом» для детей подготовительной группы  ЦЕЛЬ:Расширять и закреплять знания детей об окружающем нас мире. ЗАДАЧИ: Развивать познавательную активнос...

Неизведанное рядом. Вода.

Цикл занятий по ознакомлению с окружающим -  вода....

Неизведанное рядом. Воздух.

Опытно-эксперементальная работа -воздух....

Неизведанное рядом. Песок. Глина.

Опытно-эксперементальная работа-песок,глина....

Проект "Неизведанное рядом"

Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...

Доклад «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ» По программе « Неизведанное рядом» (из опыта работы группы №13 (2 младшая группа))

АктуальностьОдним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнк...