Доклад: «Неизведанное рядом»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
translyats._5._neizvedannoe_ryadom_opyt_na_seminar_v_bebts.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
Доклад: «Неизведанное рядом»
Автор: Горбунова Оксана Викторовна.
Стрежевой 2021год.
Слайд (фото - бумага из бумаги)
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Данная деятельность направлена: на формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств; поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В старшем дошкольном возрасте организация познавательно-исследовательской деятельности предполагает формирование системы специальных умений (поисковых, информационных, организационных, умений представлять результат своего исследования, оценочных умений).
В основе методики познавательно-исследовательской деятельности лежит проблемно – поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, выдвижение детьми собственных предположений, формулирование выводов.
Задачей воспитателя является не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания.
Слайд (фото огород в банке)
Например, в старшей группе дети знают, что растения, как и животные, являются живыми организмами, которые питаются, дышат. Для правильного развития растений необходимы: воздух, свет, вода, тепло и питательные вещества. Из наблюдений за ростом лука дети узнали, что растение поглощает воду корнями. У нас зародился спор, нужен ли растениям воздух, могут ли растения дышать, чем и как дышат. Так родилась идея вырастить семена салата с воздухом (в открытой банке) и без воздуха (в закрытой банке) и сравнить, для какого растения условия являются наиболее благоприятными.
Проводя свои занятия в детском саду, я стараюсь сформулировать тему в виде проблемных вопросов, которые предполагают принятие решения и переход к познавательной деятельности.
Слайд (Центр познавательно – исследовательской деятельности)
Огромную роль в развитии познавательной активности играет развивающая среда. У нас в группе создан центр «Юный исследователь», который включает в себя все атрибуты для исследовательской деятельности, материал для исследования, который помогали нам собирать родители (листья, полезные ископаемые, наборы «Магнетизм», «Свойства магнита», «Станция погодных условий» и многое другое).
Исследования, проводимые детьми, строятся по схеме:
- Выбор темы. Актуализация проблемы.
Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
- Определение сферы исследования.
Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
- Выработка гипотезы.
Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные или их называют провокационные идеи.
- выбор методов исследования.
- Определение порядка проведения исследования.
Цель: выстроить перспективный план работы.
- Сбор и обработка информации.
Цель: зафиксировать полученные знания.
- Анализ и обобщение полученных материалов обсуждение итогов завершённой работы.
Процесс развития исследовательских умений должен быть соразмерен возрасту исследователей. Важно учитывать, что исследование детей направленно не на добывание, а на развитие способностей, умений и мышления. Например, в ходе реализации исследовательского проекта «Бумага из бумаги» в основу легли: исследование гипотезы о проверке возможности использования макулатуры для получения бумаги в домашних условиях.
В ходе проекта решались задачи: изучить способы использования бумаги вторично и способы изготовления бумаги в домашних условиях; -самостоятельное изготовления бумаги в домашних условиях. Развивались умения получать информацию через проведение исследования (опыты, наблюдения, эксперименты).
Оценка каждого из данных критериев соотносится с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности дошкольников
- начальный уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии.
- Средний уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью воспитателя находить проблему и предлагать различные варианты ее решения. На среднем этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых.
- Высокий уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Дошкольник имеет определенные знания об исследовательской деятельности (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.
Слайд (сводная таблица)
В результате воспитанники не только получают знания по теме, но и приобретают знания специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования, умения выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать исследование в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы.
Систематическая организация познавательно-исследовательской деятельности позволила достичь определенных результатов.
Сводная таблица результатов.
Возраст | Начальный уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | |
Средняя группа | 58% | 46% | 42% | 54% | - | - |
Старшая группа | 28% | 18% | 64% | 56% | 8% | 26% |
Подготовительная к школе группа | 10% | 5% | 43% | 27% | 47% | 68% |
Слайд (подготовительная группа конец года)
На этапе завершения дошкольного детства 68% воспитанников обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Дошкольник имеет определенные знания об исследовательской деятельности (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.
Результаты освоения навыки исследовательской деятельности детей в виде диаграммы
Вывод.
Предполагаемые формы педагогической работы обеспечили личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка (вместе, на равных, как партнеров), создали атмосферу, которая позволила каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – заложили у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побудили к новому поиску знаний. Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
неизведанное рядом для детей подготовительной группы
Конспект занятия «Неизведанное рядом» для детей подготовительной группы ЦЕЛЬ:Расширять и закреплять знания детей об окружающем нас мире. ЗАДАЧИ: Развивать познавательную активнос...
Неизведанное рядом. Вода.
Цикл занятий по ознакомлению с окружающим - вода....
Неизведанное рядом. Воздух.
Опытно-эксперементальная работа -воздух....
Неизведанное рядом. Песок. Глина.
Опытно-эксперементальная работа-песок,глина....
Проект "Неизведанное рядом"
Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...
Конспект викторины«Интересное рядом» по вариативным программам О.В.Дыбиной«Неизведанное рядом», «Что было до…»
Цель: формирование у детей интереса и знаний об окружающем мире....
Доклад «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ» По программе « Неизведанное рядом» (из опыта работы группы №13 (2 младшая группа))
АктуальностьОдним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнк...