НОД "Как муравьишка домой спешил"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

КОЛУМБАЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА

Комплексное занятие в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД "Как муравьишка домой спешил"31.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

КОМПЛЕКСНОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ДРУЗЬЯ МУРАВЬИШКИ»

                                   ПРОВЕЛА:

                                                                           ВОСПИТАТЕЛЬ КОЛУМБАЕВА                                                                                                                                                                                                            

                                                                                   ЭЛЬВИРА  АЛЕКСЕЕВНА

                                                                                   ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 29.09.2021

Г. КОЗЬМОДЕМЬЯНСК

2021

Программное содержание:

1. Обогатить знания детей  о жизнедеятельности муравьев и других насекомых.

2. Развивать познавательную активность.

3. Развивать память, внимание, логическое мышление.
4. Развивать  межполушарные  взаимодействия и координацию движений.

5. Развивать   и совершенствовать речевые,  коммуникативные  навыки.
6. Закрепить  знания о порядке чисел от 1 до 10.

7.Закрепить умение  называть слова на  звук  «ж».

8. Воспитывать чувство  сплоченности, заботы, дружбы, взаимовыручки, благодарности.

Методы и приемы:

1. Словесный: рассказ, объяснение, вопросы, подсказка, загадки.

2. Наглядный: показ, наблюдение, рассматривание.

3. Игровой: путешествие, игры, зрительная гимнастика, физкультминутка.

Материал и оборудование:

Портрет В.Бианки;  книга В.Бианки  «Как муравьишка домой спешил»;  презентации «Все о муравьях», «Насекомые»; мяч;  загадки, листы бумаги с нарисованными бусинками, ручки, клубочки, запись песни «Не обижайте муравья».

Предварительная работа:

Чтение и рассматривание иллюстраций к произведению В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», просмотр мультфильма  «Муравьишка-хвастунишка», просмотр презентаци «Насекомые», заучивание загадок, песни.

Организационный момент

Воспитатель:

- Какую сказку про муравья вы знаете? («Как муравьишка домой спешил»)

1 слайд «Иллюстрация книги»

- Что случилось с муравьем? (ответы детей)

- Как можно назвать одним словом тех, кто помогал муравьишке? (насекомые)

- А кто написал эту сказку? (В.Бианки)

2 слайд «Портрет В.В. Бианки »

- Сегодня мы узнаем много интересного о жизни муравья и его сказочных друзьях.

- Присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте.

Ход занятия:

3 слайд  «Муравей»

Воспитатель:

- Как у всех насекомых у муравья есть голова, брюшко и 6 ног. С помощью усиков муравей чует запахи, вкус и сообщает об этом  остальным муравьям. Ребята, а вы знаете, оказывается, муравьи плохо видят и никогда не спят!  

- Кто знает, почему муравьев  называют трудолюбивыми? (ответы детей)

4 слайд «Наказание»

Воспитатель:

- Муравьи трудятся от рассвета до заката. Один муравей может поднять груз в 10 раз больше, чем весит сам. Если здоровый муравей несколько раз подряд ничего не приносит в муравейник, его «казнят» – убивают и пускают его на корм. А с теми муравьями,  которые  получили травму или заболели  поступают по-другому. Их кормят до тех пор, пока те в состоянии просить еду. Больные муравьи постукивают усиками по определенным участкам головы здорового муравья и те их кормят.

- Давайте посмотрим, чем же питаются муравьи?  

5 слайд «Корм муравьев»  (ответы детей)

Воспитатель:

- Муравьи всеядны и едят даже мертвых насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

 6 слайд «Любимое лакомство»

Воспитатель:

 - Больше всего муравьи любят лакомиться пядью. Пядь – это  вещество, которое выделяет  насекомое  тля. Муравьи   нежно поглаживают тлю усиками, и тля выделяет вкусную сладкую жидкость.

- Как и у всех живых организмов, у муравьев тоже есть свои враги.

7 слайд «Враги»

Воспитатель:

- Назовите, кто же это. (ответы детей)

- Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся.

- Ребята, кто-то к нам постучался. Сейчас я посмотрю, кто там. У порога нам оставили корзинку. Давайте посмотрим, что же в ней? Здесь письмо от Старичка -Лесовичка  с просьбой о помощи. Чтобы узнать, кому понадобилась помощь, нужно отгадать загадку.  

        Он строитель настоящий,

        Деловитый, работящий.

            Под сосной в лесу густом

        Из хвоинок строит дом.

- Кто это? (муравей)

- Муравей снова оказался далеко от дома. Поможем ему добраться до муравейника, пока не наступил вечер? (ответы детей)

-Ой, кто это к нам залетел? (муха)

-Давайте поиграем с мухой, чтобы она нам больше не мешала.

(Дети выполняют зрительную гимнастику стоя)

                                             Громко муха зажужжала          

                                             И над нами виться стала.

Вытягивают вперед руку и описывают указательным пальцем в воздухе круг, прослеживая движение глазами.

                                              Муха, муха полетела

                                              И на нос к нам прилетела.

Дотрагиваются пальцем до кончика носа, сфокусировав взгляд на кончике пальца.

                                              Снова муха полетела,

                                              И на ухо она села.

                                              Снова муха полетела,

                                              На другое  ухо села.

 Дотрагиваются до уха, прослеживая движение пальца взглядом в пределах видимости, не поворачивая головы. Также медленно дотрагиваются до второго уха, прослеживая движения взглядом.

                                                 Муха вверх и муха вниз.

                                                 Ну, ребята, берегись!

Резко перемещают взгляд вверх, вниз, вправо, влево.

Воспитатель:

- Давайте  поспешим на помощь к муравью,  чтобы он успел вернуться в свой муравейник до заката.

- Послушайте загадку про героя сказки:

                                         Я — мохнатый червячок,

                                         Полосатый бочок.

                                      Скоро бабочкою стану,

                                     Закружусь я над поляной. 

- Кто это? (Гусеница-землемер)

8 слайд «Гусеница-землемер»

Воспитатель:

- Почему Гусеница-Землемер так называется? (ответы детей)

- У этих гусениц всего две пары ножек спереди и сзади. Она отмеряет на земле, сколько в ней роста, и опять в дугу скрючивается, так и ползет, как будто землю меряет. Еще ее называют пяденицей.

- Гусеница просит муравьишку собрать  для нее бусы из рябины. Поможем муравьишке?

- Мы должны соединить рябинки по порядку от 1 до 10 с помощью стрелок. Будьте внимательны.

(Дети садятся за столы. Выполняют задание: соединяют кружки-бусинки с цифрами от 1 до 10 по порядку с помощью стрелок)

Воспитатель:

- Бусы понравились гусенице. Наш муравьишка отправляется дальше.

- Слушайте следующую загадку: 

                                          С ветки - на тропинку, 
                                         С травки - на былинку. 
                                         Прыгает пружинка - 
                                         Зеленая спинка. 
- Кто это
? (Кузнечик)
9 слайд «Кузнечик»

Воспитатель:

- А вы знаете, что орган слуха у кузнечиков  находится на ногах, а стрекочут они  крыльями.

- Кузнечик просит муравьишку правильно построить предложения. Поможем ему?

- Давайте встанем. Слушайте внимательно и исправляйте.

- Муха ходит по пруду, водомер жужжит в саду.

(Муха жужжит в саду, водомер ходит по пруду)

- Огурцы играют в прятки, малыши растут на грядке.

(Огурцы растут на грядке, малыши  играют в прятки.)

- Волки плавают по дну, щуки воют на луну.

(Волки воют на луну, щуки  плавают по дну.)

- Комар на цветке сидит, бабочка в лесу пищит.

(Комар в лесу пищит, бабочка на цветке сидит.)

Воспитатель:

- Мы помогли кузнечику, а он поможет муравьишке быстрее добраться до дома.

-Послушайте еще одну загадку:

                                           Вот какой чудесный жук,
                                          Не комар он, не паук,
                                          И скользит он по воде!
                                          Всё обмеряет везде.

- Кто это? (Жук-Водомер)
10 слайд «Жук-Водомер»

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, почему водомер может передвигаться по воде? (ответы детей)

- Оказывается, ножки жука-водомера смазаны жиром, поэтому он легко передвигается по воде.

- А сейчас мы  поиграем в игру «Запрещенное движение». Мы все превратимся в бабочек, бабочки плавно машут крыльями. Поднимать крылья вверх нельзя. Как только вы услышите слово «вверх»,  вы должны стоять и не двигаться. Вам  понятны правила?  ( дети стоят  в шеренге)

Физкультминутка:           Крылья в стороны и вверх.

                                           Сели, встали, сели встали.

                                           Крылья кверху все подняли.

                                           Наклонились, покружились.

         Крылья  вверх и приземлились.

Вы были внимательны, молодцы. А водомер переправил  муравья через речку.

- У нас есть еще загадка:

                                           Красно-бурый, жёсткокрылый.
                                            Хоть вредитель - очень милый.
                                            Начиная майский лёт, 
                                            Он гудит как самолёт.

- Ребята, вы узнали кто это? (Майский жук)
11 слайд «Жук-Хрущ»

Воспитатель:

- А почему майского жука так прозвали? (ответы детей)

- Другое название майского жука – Хрущ.

- А вы знаете, что на него отлично ловится рыба. 

- Жук просит муравьишку  назвать слова, которые начинаются на звук «ж». (дети стоят в кругу, называют слово  и передают мяч друг другу)

-Все справились с заданием, молодцы. Мы снова помогли муравьишке.

- Отгадайте следующую загадку:

                                            Ползает по веточке,
                                           Объедает листья,
                                           И легко на ниточке
                                           Может вниз спуститься.

- Угадайте, кто это? (Гусеница-листовертка)
12 слайд «Гусеница-листовертка»

Воспитатель:

- Гусеницы-листовертки сворачиваются с помощью паутины в  трубки из листочков, в этих трубках они и укрываются. Отсюда и название – листовертки.
-Гусеница-листовертка просит вас помочь смотать ниточки в клубочки, тогда она поможет муравьишке добраться до муравейника. Поможем ей? (дети сматывают нитки)

- Мы помогли гусенице, а она помогла муравью.

- Давайте сядем, отдохнем.

13 слайд «Муравей у муравейника»

Воспитатель:

- Наш друг муравей добрался до муравейника и машет нам лапкой.

-Ребята, вы хотите узнать, как устроен муравейник?

14 слайд «Муравейник»

Воспитатель:

- Муравьиная куча — это лишь верхняя часть муравейника.

15 слайд «Устройство муравейника»

    Муравейник – это многоэтажный дом, где  много квартир.  Он теплый, уютный. В нем есть кладовки, спальни,  детские комнаты,  мусоросборники и туалет. Главная его часть уходит глубоко под землю. Муравьи содержат свои дома в чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух. Эти ходы охраняют муравьи-солдаты. Там, где построены  муравейники, лес здоровый и чистый.

Воспитатель:

- Ребята, герою какой сказки мы сегодня помогали?

- С какими насекомыми мы сегодня повстречались?

- Что интересного о насекомых вы узнали?

- Какие задания вам понравилось выполнять?

- Вы мне тоже понравились, потому что не бросили муравьишку в беде.

-А старичок-Лесовичок приготовил вам подарки. (дети достают из корзинки раскраски-насекомые)

- Давайте нашим гостям споем песенку про муравья.

Песня «Не обижайте муравья» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия для детей 4-5 лет «Пересказ по опорным картинкам по мотивам сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Конспект занятия для детей средней группы ОНР по развитию связной речи. На занятии отрабатывается умение пересказывать текст по опорным картинкам....

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как Муравьишка домой спешил"

Конспект НОД по « Познавательному развитию» в подготовительной группе « Пчелка»Цель образовательной деятельности: Формирование у детей элементарных математических представлений, речевого развития чере...

Драматизация "Как муравьишка домой спешил"

Сценарий для детей старшей дошкольной группы, с использованием кукольного театра...

Организованная образовательная деятельность по сказке В.Бианки "Как муравьишка домой спешил" (с использованием ИКТ)

Цель: Активизация позновательной активности, систематизация получения знаний о насекомых....

Конспект развлечения для второй младшей группы «Как муравьишка домой спешил»

Задачи:- Развивать познавательный интерес, мышление и физические качества.- Закреплять с детьми названия насекомых: божья коровка, бабочка, паук, гусеница, пчела, кузнечик;- Формировать бережное отнош...

Методическая разработка конспекта " квеста" " В поисках домика Муравьишки"( по мотивам произведения Бианки В.В. " Как Муравьишка домой спешил")

quot; Квест"  для детей старшего дошкольного возраста по реализация образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное и физическое развитие( с ...

Сказка Виталия Валентиновича Бианки «Приключение муравьишки. Как муравьишка домой спешил».

Цель: Познакомить детей с произведением В. В. Бианки сказка «Приключение муравьишки».Задачи: продолжать приучать детей внимательно слушать сказку; воспитывать эмоциональное восприятие сказ...