« Весенняя капель» (конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
« Весенняя капель»
(конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе)
Подготовила воспитатель Курносова С.А.
г. Саранск.
Программное содержание:
- уточнить характерные явления в природе ранней весной (таяние снега, капель, пение птиц, увеличение продолжительности дня); изменения в жизни диких животных и птиц весной.
- уточнить названия осенних месяцев.
- закрепить умение характеризовать погоду настоящего дня, погоду ранней весны.
- закрепить названия перелетных птиц, их птенцов, уточнить понятия «перелетные птицы».
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными, в образовании существительных во множественном числе.
- развивать связную речь, грамматически правильную речь, мышление, внимание, память, воображение.
- активизировать и обогащать словарный запас детей по теме.
- формировать культуру речевого поведения: умение слушать педагога и сверстников, доброжелательно и внимательно относиться к их ответам.
- воспитывать любовь к природе через музыку.
Оборудование:
Стихотворение о ранней весне; картина «Грачи прилетели»; магнитофонная запись П. И. Чайковского « Времена года»; загадки о перелетных птицах; картинки с изображением перелетных птиц, диких животных; мяч.
Дидактические игры и упражнения:
«Один - много», «Назови птенца», «Скажи наоборот»
«Так бывает или нет?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний».
Методические приемы:
-вопросы - ответы; беседа; демонстрация; инструкция; пояснение; обобщение; дидактические игры; словесный отчет детей; художественное слово; игровой момент.
Ход занятия:
Воспитатель.: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети стоят у своих мест).
Воспитатель.: - Прежде чем начать наше занятие, давайте скажем, как мы должны общаться друг с другом на занятии и в повседневной жизни.
Дети: - Мы должны общаться друг с другом вежливо, дружелюбно, доброжелательно, внимательно по - доброму и т. д.
Воспитатель.: А теперь, сели все на свои места. К нам в гости пришел Незнайка.
- Он с нами будет играть.
Прослушайте стихотворение.
Снег уже теперь не тот, - Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей,
Веселей на крыше.
Воспитатель.: - Ребята, о каком времени года говориться в стихотворении?
Дети: - В стихотворении говориться о весне.
Воспитатель.: - А какое сейчас идет время года?
Дети: - Сейчас идет весна.
Воспитатель.: - Какая весна?
Дети: - Сейчас идет ранняя весна.
Воспитатель.: - Какой месяц весны сейчас идет? Назовите остальные весенние месяцы. - Посмотрите за окно , и скажите, какая сегодня погода?
Дети: - Сегодня пасмурно (солнечно); ветрено (безветренно); тепло (холодно) и т.д.
Воспитатель.: - А какая еще погода может быть ранней весной?
Дети: - Погода ранней весной может быть влажной, безоблачной, облачной, морозной и т. д.
Воспитатель.: - Правильно, ребята, погода ранней весной может быть изменчивой.
Воспитатель.: - Ребята, а что вы можете сказать о снеге ранней весной? (Выставляется картина «Грачи прилетели»)
Дети: - Снег рыхлый, грязный, темный, превращается в ручьи, где - то видны проталины.
Воспитатель.: - А что вы можете сказать о солнце ранней весной?
Дети: - Солнце ранней весной светит ярче, лучи его становятся теплее.
Воспитатель.: -Ребята, даже композиторы сочиняют музыку о весне. Давайте послушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года». Деф.: - Ребята, вы заметили, как в музыке передается настроение весны. То мы слышим звонкое пение птиц и журчание ручья, то чувствуем пасмурную, облачную погоду.
Воспитатель.: - Ребята, отгадайте загадки.
Всех перелетных птиц черней Чистит пашню от червей. (Грач.)
На шесте дворец - Во дворце певец. (Скворец.)
Все время стучит Деревья долбит Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел.)
Воспитатель.: - Молодцы, ребята, отгадали. А как мы назовем этих птиц одним словом?
Дети: - Это перелетные птицы.
Воспитатель.: - Ребята, и к нам сегодня прилетели перелетные птицы. Покажите каких птиц вы знаете и назовите их. (Выставляются на наборном полотне картинки: грач, скворец, кукушка, лебедь, дятел, соловей, утка)
Воспитатель.: - Поиграем в игру «Один - много».
Один грач, а много - грачей.
Один дятел, а много - дятлов и т. д.
Воспитатель.:- Ребята, почему перелетных птиц называют «перелетными»? Что вы можете рассказать о поведении птиц весной?
Дети:- Птицы весной громко чирикают, слышится звонкое пение птиц, вьют гнезда на деревьях, начинают выводить птенцов.
Воспитатель.:- Поиграем в игру «Назови птенца»
У грача - грачата,
У совы - совята,
У лебедя - лебедята и т. д.
Физминутка. Широки у нас просторы (руки в стороны)
Высоки наши леса (руки вверх)
Глубоки наши озера ( нагнуться в перед)
Мчат по рельсам поезда.
Выше шаг, шире ногу (ходьба на месте)
Детворе зеленый свет.
Посмотри - хоть вправо (поворот направо)
Влево - (поворот налево)
Лучше края в мире нет. (Руки развести в стороны)
Воспитатель.: - Ребята, о поведении птиц весной мы сказали, а что вы можете рассказать о поведении диких животных весной?
(Выставляются сюжетные картинки по теме)
Дети: - Медведь просыпается от зимней спячки, Солнце подогреет снег, берлога подтает, вот тогда он и просыпается. Весной у зайчихи появляются зайчата. Звери начинают линять.
Линяют белка, волк, заяц. Просыпаются еж и барсук.
Воспитатель.: - Поиграем в игру « Назови семью»
Дети: - Мама - волчица, папа - волк, детеныши - волчата. Деф.: - Играем в игру «Скажи наоборот».
Тепло - холодно Светло - темно
Ясно - пасмурно Высоко - низко Далеко – близко
Воспитатель.: - Играем в игру «Так бывает или нет?»
«Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей «га - га - га» пел соловей.
Быстро дайте мне ответ - это правда или нет?
Воспитатель.: - А сейчас ребята нам расскажут стихи о весне.
Воспитатель.: - Молодцы, ребята. О чем мы сегодня с вами говорили? Какие игры вам понравились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Дорога в школу»
Программное содержание:1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение н...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и ее свойствами».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитиюречи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и еесвойствами»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зимушка-зима».
Конспект по занятия по ООМ и развитию речи для детей с задержкой психического развития....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с животными севера и жарких стран»
Презентация к занятию по окружающему миру и развитию речи...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми старшей группы с ЗПР на тему: «Загадки птичьего двора»»
Систематизировать представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями по теме: «Здравствуй, Весна!» 2021г.
Конспект разработан для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе для детей с ОВЗ «Путешествие по городу мастеров» 2022г.
Конспект разработан для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями....