МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ МЫ ЮНЫМИ ЭКОЛОГАМИ СКОРЕЕ СТАТЬ ХОТИМ! ИГРА-КВЕСТ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Есипова Людмила Петровна

Мероприятие по экологии в старшей разновозрастной группе «Непоседы». Мы юными экологами  скорее стать хотим! игра-квест

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_na_konkurs.docx734.44 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\ACER-PC\Desktop\дет сад\все для детсада\Экология\cкартинка на титульный.jpg


Оглавление:

  • Введение___________________________________________________ 2
  • Цель, задачи, актуальность, новизна и значимость проводимого мероприятия________________________________________________ 3
  • Содержание мероприятия_____________________________________ 5
  • Результаты мероприятия_____________________________________ 12
  • Выводы о проведенном мероприятии __________________________ 13

Введение:

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту.

Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического воспитания, поскольку основная цель экологического воспитания - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического воспитания.

Цель:   Обогащать экологические знания детей, воспитывать бережное отношение к природе, развивать чувства ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с понятием «экологи», уточнить представление об обитателях леса (животных, птицах), о деревьях;  обогащать представление о взаимосвязи живых существ с окружающей средой; формировать практические природоохранные умения; способствовать формированию представлений о загрязнении воздуха при проведении опытов; знакомство со способом очистки воды с помощью фильтрования.

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности,  обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы; развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Активизировать словарь детей словами: экологи, лаборатория, фильтры.

Воспитательные: Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе. Прививать трудовые природоведческие навыки.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – Коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методические приёмы: использование ИКТ, наглядный материал, беседа, вопросы.

Материал : письмо от Экозайки, рюкзак, одеяло, перчатки, мешки для мусора; картинки деревьев, картонные листья дуба, клена, рябины; магнитная доска; муляжи травы, костра, реки, кочек; свеча, блюдце, спички, стаканчики, грязная вода, материал для фильтров; проектор, экран, аудиозапись шума воды в реке, пения птиц, девиза экологов; галстуки зеленого цвета, наградные дипломы.

Актуальность:

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить - бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

 

Ход мероприятия:

Воспитатель:  - Здравствуйте, ребята!  Сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Экозайки, помощника экологов.  А вы знаете кто такие экологи? (это защитники природы).  Экозайка пишет, что в лесу случилась беда, и ему нужна помощь юных экологов. А вы хотите стать экологами и помочь ему? Тогда отправляемся в поход. Чтобы мы не заблудились, Экозайка вложил в конверт карту. С её помощью мы не собьёмся с пути. Что нам нужно взять с собой в лес? (собираем рюкзак, берем одеяло, спички, мешки, перчатки).

C:\Users\Елена\Desktop\НЕПОСЕДЫ\есипова л.п\IMG_20181017_090757.jpg        C:\Users\Елена\Desktop\НЕПОСЕДЫ\есипова л.п\IMG_20181017_091631.jpg

Воспитатель:  - Рюкзак собрали, отправляемся в путь.

У экологов есть девиз, повторяйте  за мной:

Мы юными экологами

Скорее хотим стать.

Природу будем мы любить,

Беречь и охранять.

(подходим к экрану, звучит музыка природы)

- Вот мы в лесу, взгляните на полянку. Посмотрите, как красив наш лес, наш край богат лесами, полями, горами, реками, прудами и озерами.

C:\Users\Елена\Desktop\НЕПОСЕДЫ\есипова л.п\IMG_20181017_094413.jpg      C:\Users\Елена\Desktop\НЕПОСЕДЫ\есипова л.п\IMG_20181017_094519.jpg

- Скажите, каких животных мы можем встретить в лесу (ответы).

- А теперь, послушайте голоса, каких птиц мы слышим (ответы).

- Посмотрите, что это у нас под ногами (листья деревьев)? Возьмите каждый по листочку. Скажите, с какого дерева у тебя лист? Значит он какой? (с дуба - дубовый).

А теперь подойдите с листочками к своему дереву (дети прикладывают листья к картинкам деревьев).

C:\Users\Елена\Desktop\НЕПОСЕДЫ\есипова л.п\IMG_20181017_094855.jpg               C:\Users\Елена\Desktop\НЕПОСЕДЫ\есипова л.п\IMG_20181017_094939.jpg

Воспитатель: - Ребята, но всем обитателям леса: животным, птицам, растениям для жизни нужны чистый воздух, вода, почва и наша любовь, выражающаяся в бережном отношении.

- Чтобы отправиться дальше в путь, давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы детей). Правильно, сейчас я вам покажу знаки с правилами поведения в лесу.

Воспитатель показывает знаки:

C:\Users\Елена\Desktop\НЕПОСЕДЫ\есипова л.п\IMG_20181017_095120.jpg           C:\Users\Елена\Desktop\НЕПОСЕДЫ\есипова л.п\IMG_20181017_095224.jpg

  • Нельзя ломать ветки и рвать цветы;
  • Нельзя мусорить в лесу;
  • Нельзя оставлять костер непотушенным;
  • Нельзя разорять гнезда и муравейники.

Правила вспомнили, заглянем в карту и отправимся дальше в путь.

Физминутка:

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зеленым лугом.

По тропинке мы идем,

Ручеек перешагнем.

Перейдем все кочки, ямки –

Вот мы и на полянке.

C:\Users\Елена\Desktop\НЕПОСЕДЫ\есипова л.п\IMG_20181017_085719.jpg   C:\Users\Елена\Desktop\НЕПОСЕДЫ\есипова л.п\IMG_20181017_085803.jpg

(Подходят к полянке с костром и мусором, появляется Экозайка).       Экозайка: -  Здравствуйте, ребята, я Экозайка, помощник экологов. Я слежу за порядком в лесу. Но вот беда, туристы оставили после себя непотушенный костер и мусор. Мне без вашей помощи не обойтись. Я слышал, вы юными экологами хотите стать? А кто такие экологи? (Ответы детей)

C:\Users\Елена\Desktop\НЕПОСЕДЫ\есипова л.п\IMG_20181017_101243.jpg      C:\Users\Елена\Desktop\НЕПОСЕДЫ\есипова л.п\IMG_20181017_100502.jpg

Воспитатель: - Что же мы можем сделать? Как помочь Экозайке? (ответы детей).  - У нас в рюкзаке есть мешки для мусора, давайте соберем мусор и очистим полянку и речку (дети собирают мусор).

 C:\Users\Елена\Desktop\НЕПОСЕДЫ\есипова л.п\IMG_20181017_100813.jpg    E:\есипова л.п\IMG_20181017_100643.jpg

- А как же нам потушить огонь? (ответы детей).

- Самый лучший способ потушить огонь, это накрыть его плотной тканью. Доступ воздуха будет перекрыт и огонь погаснет («тушат» костер).

                        E:\есипова л.п\IMG_20181017_101052.jpg

Экозайка: - Спасибо ребята, что помогли очистить полянку и речку. Слышите? Они вам говорят спасибо (звуки реки и птиц).

Воспитатель: - Ребята, а если не погасить огонь, то, что может случиться? (ответы)

- Правильно, сгорят деревья, трава, цветы.  Животные и птицы останутся без еды и без жилья.  И если оставить мусор на земле, в этом месте уже ничего не будет расти.

Воспитатель: - Экозайке мы помогли, а карта нас направляет в лабораторию. Ведь юные экологи не только природе помогают, но еще и в лаборатории  работают.

- Вперёд, в лабораторию (дети подходят к 1-му столу).

Воспитатель: - Какой вред может нанести природе огонь - мы уже сказали, но это еще не все. Пламя огня ещё и загрязняет воздух. Сейчас я зажгу свечу, но прежде напоминаю правила безопасности с огнем: руками не трогать пламя, не  подставлять одежду.

E:\есипова л.п\IMG_20181017_102233.jpg   E:\есипова л.п\IMG_20181017_102340.jpg

Воспитатель: - Над свечкой подставим блюдце и подержим несколько минут. Перевернём блюдце, видите: появилось черное пятно - это сажа. Вот так при горении в воздух попадают частички сажи. Люди, животные вдыхают вместе с воздухом эти частички сажи и могут заболеть.

                                   E:\есипова л.п\IMG_20181017_102351.jpg

- А что ещё загрязняет воздух?  Дым, выходящий из труб заводов и предприятий, выхлопные газы, также загрязняют воздух и наносят вред окружающему миру. Предприятия также сливают отходы в реку и загрязняют воду.

Воспитатель: - Давайте перейдем ко второму столу. Посмотрите у вас в стаканчиках грязная вода. Можно ее пить? Нет. Её нужно очистить. Сейчас мы будем воду очищать через фильтры. Повторите.

 E:\есипова л.п\IMG_20181017_103606.jpg   E:\есипова л.п\IMG_20181017_104057.jpg

Фильтры у нас будут из разных материалов: вата, бинт, песок, гравий. Перелейте через свои фильтры грязную воду. Посмотрите: очистилась вода?  Вот так  вода, прежде  чем попасть к нам в дом, проходит специальную очистку через фильтры.

 E:\есипова л.п\IMG_20181017_104247.jpg   E:\есипова л.п\IMG_20181017_104333.jpg

- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, вам понравился наш поход? Что вам понравилось? (ответы).

- И вы нам с Экозайкой очень понравились.   Мы вас посвящаем в настоящие экологи и дарим дипломы и зеленые галстуки (звучит гимн экологов, воспитатель завязывает галстуки детям).      

- Если все люди как вы будут соблюдать правила в природе, то она всегда будет нас радовать своей красотой. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город: все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой Земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто её ценит и бережет. А сейчас нам пора прощаться, до свидания (дети уходят).

                         C:\Users\ACER-PC\Desktop\эко картинки\IMG_20181017_164112.jpg

Результаты:

Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощрил инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помог детям организовать опыты в лаборатории, чтобы найти решение. Благодаря этому у детей возникла заинтересованность  к участию в экологических мероприятиях. Пополнились знания детей об огне, о фильтрации воды; запомнились правила бережного отношения к лесу и воде. У детей закрепились знания о птицах и лесных обитателях; о том, как правильно заботиться о них. У детей формируются стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность, умения наблюдать, делать выводы, фиксировать полученный результат.

На мероприятии ребята совершили поход в мир природы. Узнали, какую роль играет человек в охране природы. Они активно беседовали, отвечали на множество вопросов, определили связь человека с природой. Узнали о роли леса в жизни человека, познакомились с экологическими проблемами, которые возникли по вине человека. Самостоятельно сформулировали и обосновали правила поведения в природе, познакомились с экологическими знаками. Дети совместно с воспитателем провели экологические опыты, с помощью которых сформировали представления о загрязнении воздуха и познакомились со способом очистки воды с помощью фильтрования. Дети проявили познавательный интерес к исследовательской деятельности, научились обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости. Словарь детей активизирован словами: экологи, лаборатория, фильтры. В конце мероприятия ребята получили в награду памятные галстуки и дипломы юных экологов.

Выводы:

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей. Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления экологической культуры и образованности личности. Интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения экологического кругозора и эрудиции, формирования человека нового типа с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дошкольники готовы открывать для себя целый мир, загадочный и привлекательный, пытаясь понять его. Игра-квест служит средством развития творческой активности, мыслительной способности к анализу ситуаций, постановки и решения задач. В результате проведённой практической деятельности у детей формируется диалектическое мышление, т.е. способность видеть и беречь многообразие родной природы. Экологическое воспитание дошкольников рассматривается как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Анкетирование родителей, проведение опросов помогает выстраивать работу по экологическому воспитанию в системе. Информацию взрослые по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с природой родного края получают на родительских собраниях, которые проводятся в нетрадиционной форме - в виде круглых столов, диспутов, игр-экспериментирований. Родительский уголок пополнен подборкой экологических опытов. Совместные мероприятия по экологическому воспитанию сближают родителей и детей, появилось больше понимания, сочувствия, доброты. Дети становятся дружнее, культурнее, вежливее и веселее. В нашей группе - атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Мы постоянно в поиске новых путей сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие по экологии

Это мероприятие для детей подготовительной к школе группы, которое красочное и в доступной форме написанно....

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Конспект по экологии на тему "Юный эколог"

Конспект по экологии на тему "Юный эколог"...

Конспект НОД по экологии на тему: «Юные экологи»

Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов....

Конспект НОД по экологии на тему: «Юные экологи»,

Воспитатель Илюшенко Анна Юрьевна.Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Коммуникация», «Чтение художественной литературы...

Конспект НОД по экологии на тему: «Юные экологи», старшая группа.

Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов....

конспект НОД по экологии, квест игра "Юные помощники природы"

Конспект  НОД по экологии для детей подготовительной группы.Тема: Квест-игра: «Юные помощники природы» Цель: Воспитывать у детей чувство ответственности за охрану природы. Создав...