Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности «Добро пожаловать в экологию» (старшая группа, 5-6 лет)
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Беккер Ольга Андреевна

Комплексно-тематическое планирование по экологическому воспитанию разработано для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в соответствии с требованиями ФГОС. На рассмотрение отдельной темы отводится тематическая неделя в соответствии с сезонными изменениями в природе. Планирование составлено на весь учебный год, в нём указывается программное содержание каждой темы, указаны наиболее эффективные формы работы, это планирование применяется в практике работы автором-составителем и входит в план-программу по экологии. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -dobro-pozhalovat-v-ekologiyu_5-6.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности  

«Добро пожаловать в экологию»

(старшая группа, 5-6 лет)

Методическое пособие:

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»

Тема

Цель

Модели

СЕНТЯБРЬ

1

Рассматривание и сравнение овощей и фруктов (помидор – яблоко; огурец – дыня)

Закреплять знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов. Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности).

Уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты (на огороде – овощеводы, в саду – садовники)

Существенные признаки овощей и фруктов: форма, цвет, характер поверхности, какой вкус, среда обитания.

ОКТЯБРЬ

1

Беседа о домашних животных

Стр.199

Закрепить понятие «домашние животные». Учить

составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием моделей. Развивать творческое воображение.

Учить находить признаки сходства у домашних животных с предметами, расположенными вокруг.

Развивать логическое мышление, воспитывать чуткое отношение к животным.

Существенные признаки домашних животных: живут рядом с человеком, человек о них заботится, домашние животные приносят человеку пользу.

2

Рассматривание

злаковых растений (пшеница - овёс, ячмень - рожь)

Стр. 202

Познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают чёрный и белый хлеб. Учить распознавать эти растения по их характерным особенностям. Учить отвечатьна вопросы полными предложениями, использовать выражения из загадок.

Предварительная работа

Беседа об уборке хлеба, труде хлебороба, рассматривание картин, чтение: В. Дацкевич «От зерна до урожая»

Последовательность стадий выпекания хлеба

3

Рассказ педагога

«Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души»

Стр. 203

Формировать познавательный интерес к человеку.

Познакомить с органом зрения – глазом.

Модель строения глаза

4

Беседа «Речка, реченька, река» Стр. 204

Учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках. Формировать понятия о возникновении реки, её истоках. Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды. Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения. Расширять и активизировать словарь детей.

Оборудование

Иллюстрации порожистых, горных, равнинных рек, озер, лесного родника, болота; заготовки запретных знаков, рабочий лист «Сравни», гуашь, кисти, простой карандаш.

НОЯБРЬ

1

Рассматривание и сравнение лисы и собаки. Стр. 207

Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы. Выявить представления собаки детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добывают пищу, как передвигаются). Развивать умение сравнивать объекты природы. Систематизировать знания детей с помощью моделей. Формировать умение выделять существенные признаки при обобщении – звери, птицы, рыбы, нвсекомые. Учить правильному употреблению слов, активизировать словарь детей.

Модели существенных признаков зверей: тело покрыто шерстью, четыре лапы, детенышей кормят молоком, сенсорные модели: глаз, уши.

2

Рассматривание и сравнение комнатных

растений (герань душистая –герань

зональная; бегония- рекс - аспидистра)

 Стр. 209

Закреплять знания детей о комнатных растениях (название. Родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода за растениями). Учить описывать внешний вид растения, правильно используя названия частей растений (корень, стебель, лист, цветок); сравнивать растения, находить общее и различия. Закреплять знания детьми моделей, умение использовать их рои докозательсве.

Строение растений: корень, стебель, лист, цветок; сенсорные модели: форма листа, его поверхность, размер, цвет, контур, расположение на стебле.

3

Рассказ о слухе «Самая быстрая улитка в мире» Стр. 210

Познакомить детей с важным органом чувств – ухом. Дать понятие об основных функциях уха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Строение уха

4

Беседа «Кто живёт в реке и в озере» Стр.211

Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озёр. Развивать умение классифицировать рыб. Водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озёр. Совершенствовать устную речь. Активизировать словарный запас детей.

Оборудование

Рабочие листы «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой»,  игрушечная рыбка Ерш Ершович.

Строение рыбы: тело овальной формы, обычно покрыто чешуей, живет в воде, есть плавники, мечет икру.

ДЕКАБРЬ

1

Знакомство с волком

Стр.214

Дать детям новые знания о волке (внешний вид, повадки, образ жизни, способ охоты зимой и летом, польза и вред от волков). Обогащение словарного запаса словами «вожак», «логово», «хищник»; активизация словарного запаса словами «волчья стая», «настороженно», «подкрадываться». Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь.

Существенные признаки зверей: тело покрыто шерстью, четыре лапы, есть пасть, кормит детенышей молоком. Модель обитания волка: лес.

2

Знакомство с новыми растениями

(традесканция, узамбарская фиалка, аспарагус)

Стр. 217

Познакомить детей с новыми комнатными растениями, рассказать о правилах содержания. Закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением (светолюбивые – теневыносливые).

Модели способов поливки и отношения растения к солнечному свету, модели функций отдельных частей растения: корень, стебель, лист, цветок.

3

Беседа о снеге  

Стр.218

Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Учить способам распознающего наблюдения. Закреплять знания о твердых и жидких предметов, используя метод маленьких человечков (ТРИЗ). Развивать у детей творческое воображение. Активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», «снежная крупа», «снежные хлопья». Учить анализировать.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулках, проведение опытов.

Материал: Баночка со снегом, фигурки маленьких человечков, рисунки – эскизы снежинок.

4

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Стр. 220

Закрепить знания детей о природе; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование

Песочные часы, юла со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильные ответы.

ЯНВАРЬ

1

Беседа «Растение как

живое существо»

Стр. 224

Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания (кактус, кувшинка) к сезону (сбрасывание растениями листьев на зиму) Закрепить представления детей о том, что для роста растений необходимо тепло, свет, вода, земля.

Строение растений, модель приспособления отдельных растений к среде обитания, лилия (кувшинка)

2

Рассказ воспитателя «Для чего нужен нос?» Стр.226

Познакомить детей с важным органом чувств – носом. Дать понятие об основных функциях уха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Модель носа

ФЕВРАЛЬ

1

Знакомство с животными жарких и холодных стран.

Стр. 228

Расширять и углублять представления детей и диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Расширить и систематизировать представления детей об  умении животных приспосабливаться к среде обитания. Учить детей по внешнему виду животного определять место проживания. Активизация словаря детей: существительных «тундра, копыта, мех, жир, перепонки, ногти, мозоли, пустыня, горбы, наросты, зрение, саксаул,»

Предварительная работа.

 Чтение художественных произведений: Н. Сладков «Разноцветная земля», Ганейзер «Про жаркую пустыню», Т. Снегирев «След оленя», И. Соколов – Митиков «Лоси». Рассматривание картин» «Семья белых медведей», «Лоси в зимнем лесу», «Верблюд», «Слоны».

Модели:

Существенные признаки зверей.

2

«Наши умные помощники – органы

чувств»

 Стр.228

Сформировать у детей представление о различных

средствах и способах познания окружающего мира. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимых для дальнейшей деятельности. Закреплять у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены. Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека. Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных (сладкий, горький, громкий, вкусный и т.д.), работать над интонационной выразительностью, связностью речи, учить составлять связный рассказ по опорным картинкам.

Органы чувств: рот, нос, глаза, уши, ладонь.

3

Обобщающая беседа о

зиме «Как много интересного бывает зимой» Стр. 237

Сформировать обобщённое представление детей о зиме, состоянии неживой природы (солнце как источник света и тепла, характер почвы, состояние воздуха), состоянии живой природы –  растительный и животный мир. Развивать познавательную активность детей: учить устанавливать причинно – слесдсвенные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности.

Оборудование

Картинки с изображением зимующих птиц.

Модели

Строение дерева, погодные явления зимой: снег, лед; приспособление животных к зиме.

МАРТ

1

Итоговая

обобщающая НОД «У нас в гостях животные»

Стр.241

Активизировать знания детей о животных. упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам (звери, птицы, рыбы). Учить группировать животных существенным признакам. Учить видить сходство и различия между разными группами животных, знать повадки. Развивать логическое мышление, умение отстаивать свои суждения. Развивать ориентацию, умение с помощью мимики и пантомимы передать образ животного.

Оборудование

Мягкие игрушки: слон, ворона; картинки с изображением домашних, диких, хищных и травоядных животных.

Модели

Признаки домашних и диких, хищных и травоядных животных.

2

Черенкование комнатных растений.

 Стр. 243

Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений об уходе за ними. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями.

Модели

Трудовой процесс по черенкованию растений: цель труда, материал, инструменты, трудовые действия, результат.

3

«Что и как человек ест»

Стр.243

Выявить различия в употреблении пищи животным и человеком. Объяснить детям, почему необходимо

обрабатывать сырую пищу. Закреплять сведения о том, как первобытный человек добывал и употреблял пищу.

Предварительная работа

Наблюдение за животными: кошками, собаками(кормление). Заучивание потешек, пословиц о навыках еды, культуре поведения во время еды, гигиенических навыках. Беседа о том, как первобытные люди добывали себе еду.

Оборудование

Картинки с изображением продуктов питания.

4

Рассказ педагога «Муравьи-санитары леса».

Стр.246

Углублять знания детей о муравьях, их образе жизни. Сформировать представление о роли  муравьёв в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям.

Оборудование

Картина на тему «Муравьи за работой»

АПРЕЛЬ

1

Экологическая сказка «Ручеек»

 Стр.246

Показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Развивать познавательные способности детей. Учить бережному отношению к живой и неживой природе.

Модели:

Признаки весны: яркое солнце, сосулька, прилет птиц, веточка с листьями, зеленая трава, насекомые.

2

Экологическая сказка «Ручеек»

 Стр.246

Показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Развивать познавательные способности детей. Учить бережному отношению к живой и неживой природе.

Модели:

Признаки весны: яркое солнце, сосулька, прилет птиц, веточка с листьями, зеленая трава, насекомые.

3

«Доктора леса»  Стр. 252

Формировать умение находить взаимосвязь между

изменениями в неживой и живой природе. Закрепить знания детей о птицах, которые помогут сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам. Развивать  зрительную память. Закрепить усвоение соотношение целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник. Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.

Предварительная работа

Чтение художественной литературы, наблюдение за птицами в природе, загадки о птицах.

Оборудование

Иллюстрации, картинки с изображением птиц, мнемотаблицы к стихотворению, модель проталины, игра «Сложи квадрат», системный оператор, проигрыватель модели «Весна»

Модели

Признаки весны, существенные признаки птиц.

4

«Доктора леса»  Стр. 252

Формировать умение находить взаимосвязь между

изменениями в неживой и живой природе. Закрепить знания детей о птицах, которые помогут сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам. Развивать  зрительную память. Закрепить усвоение соотношение целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник. Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.

Предварительная работа

Чтение художественной литературы, наблюдение за птицами в природе, загадки о птицах.

Оборудование

Иллюстрации, картинки с изображением птиц, мнемотаблицы к стихотворению, модель проталины, игра «Сложи квадрат», системный оператор, проигрыватель модели «Весна»

Модели

Признаки весны, существенные признаки птиц.

МАЙ

1

Заключительная беседа о весне.  Стр. 258

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Продолжать  формировать умение находить связи между  изменениями в живой и неживой природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе. Развивать логическое и системное мышление.

Предварительная работа

Наблюдение в природе, опыты, беседы о весне, чтение художественной литературы.

Оборудование

Иллюстрации, картинки с изображением весны, животных, птиц, мнемотаблица к стихотворению «Ударил гром 12 раз», системный оператор.

Модели

Существенные признаки весны, модели зимующих и перелетных птиц, проталина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Ручеек» на 2011-2012 учебный год (Программа «Истоки»)

Утверждаю:_____________Зам. по ВМР Г.А.Андреева«01» сентября 2011 года      Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной де...

Календарно - тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе.

Тема: "Я и мои игрушки" с 09. 10. по 13. 10. 2017 года. Цель: формирование у детей представления об игрушках, их истории  создания и предназначения....

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности на учебный год в подготовительной группе

КАлендарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Веракса. Темы НОД с...

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности старшей группы группы

Содержание работы по теам:«Одежда. Головные уборы» «Обувь»«Человек. Части тела. Гигиена»«Посуда. Бытовая техника»  Сетка НОД старшая груп...

Тематическое планирование образовательной деятельности в летний период на старшей группе

Тематическое планирование образовательной деятельности в летний период музыкального руководителя на старшей группе....