Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности «Добро пожаловать в экологию» (старшая группа, 5-6 лет)
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Комплексно-тематическое планирование по экологическому воспитанию разработано для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в соответствии с требованиями ФГОС. На рассмотрение отдельной темы отводится тематическая неделя в соответствии с сезонными изменениями в природе. Планирование составлено на весь учебный год, в нём указывается программное содержание каждой темы, указаны наиболее эффективные формы работы, это планирование применяется в практике работы автором-составителем и входит в план-программу по экологии. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-dobro-pozhalovat-v-ekologiyu_5-6.docx | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности
«Добро пожаловать в экологию»
(старшая группа, 5-6 лет)
Методическое пособие:
О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»
№ | Тема | Цель | Модели |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | Рассматривание и сравнение овощей и фруктов (помидор – яблоко; огурец – дыня) | Закреплять знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов. Закрепить знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности). Уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты (на огороде – овощеводы, в саду – садовники) | Существенные признаки овощей и фруктов: форма, цвет, характер поверхности, какой вкус, среда обитания. |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Беседа о домашних животных Стр.199 | Закрепить понятие «домашние животные». Учить составлять описательные рассказы о домашних животных с использованием моделей. Развивать творческое воображение. Учить находить признаки сходства у домашних животных с предметами, расположенными вокруг. Развивать логическое мышление, воспитывать чуткое отношение к животным. | Существенные признаки домашних животных: живут рядом с человеком, человек о них заботится, домашние животные приносят человеку пользу. |
2 | Рассматривание злаковых растений (пшеница - овёс, ячмень - рожь) Стр. 202 | Познакомить детей со злаковыми растениями, из которых выпекают чёрный и белый хлеб. Учить распознавать эти растения по их характерным особенностям. Учить отвечатьна вопросы полными предложениями, использовать выражения из загадок. | Предварительная работа Беседа об уборке хлеба, труде хлебороба, рассматривание картин, чтение: В. Дацкевич «От зерна до урожая» Последовательность стадий выпекания хлеба |
3 | Рассказ педагога «Чудесное яблоко, или «Зеркало нашей души» Стр. 203 | Формировать познавательный интерес к человеку. Познакомить с органом зрения – глазом. | Модель строения глаза |
4 | Беседа «Речка, реченька, река» Стр. 204 | Учить составлять по памяти описательный рассказ о знакомых реках. Формировать понятия о возникновении реки, её истоках. Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды. Учить сравнивать природные источники воды с предметами ближайшего окружения. Расширять и активизировать словарь детей. | Оборудование Иллюстрации порожистых, горных, равнинных рек, озер, лесного родника, болота; заготовки запретных знаков, рабочий лист «Сравни», гуашь, кисти, простой карандаш. |
НОЯБРЬ | |||
1 | Рассматривание и сравнение лисы и собаки. Стр. 207 | Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы. Выявить представления собаки детей об особенностях жизни этих животных (где живут, чем питаются, как добывают пищу, как передвигаются). Развивать умение сравнивать объекты природы. Систематизировать знания детей с помощью моделей. Формировать умение выделять существенные признаки при обобщении – звери, птицы, рыбы, нвсекомые. Учить правильному употреблению слов, активизировать словарь детей. | Модели существенных признаков зверей: тело покрыто шерстью, четыре лапы, детенышей кормят молоком, сенсорные модели: глаз, уши. |
2 | Рассматривание и сравнение комнатных растений (герань душистая –герань зональная; бегония- рекс - аспидистра) Стр. 209 | Закреплять знания детей о комнатных растениях (название. Родина, особенности каждого растения в связи с местом обитания, особенностями ухода за растениями). Учить описывать внешний вид растения, правильно используя названия частей растений (корень, стебель, лист, цветок); сравнивать растения, находить общее и различия. Закреплять знания детьми моделей, умение использовать их рои докозательсве. | Строение растений: корень, стебель, лист, цветок; сенсорные модели: форма листа, его поверхность, размер, цвет, контур, расположение на стебле. |
3 | Рассказ о слухе «Самая быстрая улитка в мире» Стр. 210 | Познакомить детей с важным органом чувств – ухом. Дать понятие об основных функциях уха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Строение уха |
4 | Беседа «Кто живёт в реке и в озере» Стр.211 | Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озёр. Развивать умение классифицировать рыб. Водоплавающих птиц, гнездящихся на берегах рек и озёр. Совершенствовать устную речь. Активизировать словарный запас детей. | Оборудование Рабочие листы «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой», игрушечная рыбка Ерш Ершович. Строение рыбы: тело овальной формы, обычно покрыто чешуей, живет в воде, есть плавники, мечет икру. |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Знакомство с волком Стр.214 | Дать детям новые знания о волке (внешний вид, повадки, образ жизни, способ охоты зимой и летом, польза и вред от волков). Обогащение словарного запаса словами «вожак», «логово», «хищник»; активизация словарного запаса словами «волчья стая», «настороженно», «подкрадываться». Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы, развивать доказательную речь. | Существенные признаки зверей: тело покрыто шерстью, четыре лапы, есть пасть, кормит детенышей молоком. Модель обитания волка: лес. |
2 | Знакомство с новыми растениями (традесканция, узамбарская фиалка, аспарагус) Стр. 217 | Познакомить детей с новыми комнатными растениями, рассказать о правилах содержания. Закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением (светолюбивые – теневыносливые). | Модели способов поливки и отношения растения к солнечному свету, модели функций отдельных частей растения: корень, стебель, лист, цветок. |
3 | Беседа о снеге Стр.218 | Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Учить способам распознающего наблюдения. Закреплять знания о твердых и жидких предметов, используя метод маленьких человечков (ТРИЗ). Развивать у детей творческое воображение. Активизировать речь за счет слов «тает», «замерзает», «снежная крупа», «снежные хлопья». Учить анализировать. | Предварительная работа: Наблюдение на прогулках, проведение опытов. Материал: Баночка со снегом, фигурки маленьких человечков, рисунки – эскизы снежинок. |
4 | Экологическая викторина «Знатоки природы» Стр. 220 | Закрепить знания детей о природе; вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. | Оборудование Песочные часы, юла со стрелкой, карточки с заданиями, жетоны за правильные ответы. |
ЯНВАРЬ | |||
1 | Беседа «Растение как живое существо» Стр. 224 | Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания (кактус, кувшинка) к сезону (сбрасывание растениями листьев на зиму) Закрепить представления детей о том, что для роста растений необходимо тепло, свет, вода, земля. | Строение растений, модель приспособления отдельных растений к среде обитания, лилия (кувшинка) |
2 | Рассказ воспитателя «Для чего нужен нос?» Стр.226 | Познакомить детей с важным органом чувств – носом. Дать понятие об основных функциях уха. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью | Модель носа |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Знакомство с животными жарких и холодных стран. Стр. 228 | Расширять и углублять представления детей и диких животных: о северном олене, о белом медведе, о верблюде. Расширить и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Учить детей по внешнему виду животного определять место проживания. Активизация словаря детей: существительных «тундра, копыта, мех, жир, перепонки, ногти, мозоли, пустыня, горбы, наросты, зрение, саксаул,» | Предварительная работа. Чтение художественных произведений: Н. Сладков «Разноцветная земля», Ганейзер «Про жаркую пустыню», Т. Снегирев «След оленя», И. Соколов – Митиков «Лоси». Рассматривание картин» «Семья белых медведей», «Лоси в зимнем лесу», «Верблюд», «Слоны». Модели: Существенные признаки зверей. |
2 | «Наши умные помощники – органы чувств» Стр.228 | Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимых для дальнейшей деятельности. Закреплять у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены. Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека. Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных (сладкий, горький, громкий, вкусный и т.д.), работать над интонационной выразительностью, связностью речи, учить составлять связный рассказ по опорным картинкам. | Органы чувств: рот, нос, глаза, уши, ладонь. |
3 | Обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой» Стр. 237 | Сформировать обобщённое представление детей о зиме, состоянии неживой природы (солнце как источник света и тепла, характер почвы, состояние воздуха), состоянии живой природы – растительный и животный мир. Развивать познавательную активность детей: учить устанавливать причинно – слесдсвенные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности. | Оборудование Картинки с изображением зимующих птиц. Модели Строение дерева, погодные явления зимой: снег, лед; приспособление животных к зиме. |
МАРТ | |||
1 | Итоговая обобщающая НОД «У нас в гостях животные» Стр.241 | Активизировать знания детей о животных. упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам (звери, птицы, рыбы). Учить группировать животных существенным признакам. Учить видить сходство и различия между разными группами животных, знать повадки. Развивать логическое мышление, умение отстаивать свои суждения. Развивать ориентацию, умение с помощью мимики и пантомимы передать образ животного. | Оборудование Мягкие игрушки: слон, ворона; картинки с изображением домашних, диких, хищных и травоядных животных. Модели Признаки домашних и диких, хищных и травоядных животных. |
2 | Черенкование комнатных растений. Стр. 243 | Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений об уходе за ними. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями. | Модели Трудовой процесс по черенкованию растений: цель труда, материал, инструменты, трудовые действия, результат. |
3 | «Что и как человек ест» Стр.243 | Выявить различия в употреблении пищи животным и человеком. Объяснить детям, почему необходимо обрабатывать сырую пищу. Закреплять сведения о том, как первобытный человек добывал и употреблял пищу. | Предварительная работа Наблюдение за животными: кошками, собаками(кормление). Заучивание потешек, пословиц о навыках еды, культуре поведения во время еды, гигиенических навыках. Беседа о том, как первобытные люди добывали себе еду. Оборудование Картинки с изображением продуктов питания. |
4 | Рассказ педагога «Муравьи-санитары леса». Стр.246 | Углублять знания детей о муравьях, их образе жизни. Сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса. Воспитывать бережное отношение к муравьям. | Оборудование Картина на тему «Муравьи за работой» |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Экологическая сказка «Ручеек» Стр.246 | Показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Развивать познавательные способности детей. Учить бережному отношению к живой и неживой природе. | Модели: Признаки весны: яркое солнце, сосулька, прилет птиц, веточка с листьями, зеленая трава, насекомые. |
2 | Экологическая сказка «Ручеек» Стр.246 | Показать детям взаимосвязь всего живого в природе. Развивать познавательные способности детей. Учить бережному отношению к живой и неживой природе. | Модели: Признаки весны: яркое солнце, сосулька, прилет птиц, веточка с листьями, зеленая трава, насекомые. |
3 | «Доктора леса» Стр. 252 | Формировать умение находить взаимосвязь между изменениями в неживой и живой природе. Закрепить знания детей о птицах, которые помогут сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам. Развивать зрительную память. Закрепить усвоение соотношение целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник. Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью. | Предварительная работа Чтение художественной литературы, наблюдение за птицами в природе, загадки о птицах. Оборудование Иллюстрации, картинки с изображением птиц, мнемотаблицы к стихотворению, модель проталины, игра «Сложи квадрат», системный оператор, проигрыватель модели «Весна» Модели Признаки весны, существенные признаки птиц. |
4 | «Доктора леса» Стр. 252 | Формировать умение находить взаимосвязь между изменениями в неживой и живой природе. Закрепить знания детей о птицах, которые помогут сохранить лес от вредных насекомых. Упражнять в умении классифицировать птиц по принципу «зимующие – перелетные». Воспитывать заботливое отношение к птицам. Развивать зрительную память. Закрепить усвоение соотношение целого и части, закрепление понятия квадрат и прямоугольник. Продолжать работать над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью. | Предварительная работа Чтение художественной литературы, наблюдение за птицами в природе, загадки о птицах. Оборудование Иллюстрации, картинки с изображением птиц, мнемотаблицы к стихотворению, модель проталины, игра «Сложи квадрат», системный оператор, проигрыватель модели «Весна» Модели Признаки весны, существенные признаки птиц. |
МАЙ | |||
1 | Заключительная беседа о весне. Стр. 258 | Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в живой и неживой природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе. Развивать логическое и системное мышление. | Предварительная работа Наблюдение в природе, опыты, беседы о весне, чтение художественной литературы. Оборудование Иллюстрации, картинки с изображением весны, животных, птиц, мнемотаблица к стихотворению «Ударил гром 12 раз», системный оператор. Модели Существенные признаки весны, модели зимующих и перелетных птиц, проталина. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Ручеек» на 2011-2012 учебный год (Программа «Истоки»)
Утверждаю:_____________Зам. по ВМР Г.А.Андреева«01» сентября 2011 года Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной де...
Календарно - тематическое планирование образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: "Я и мои игрушки" с 09. 10. по 13. 10. 2017 года. Цель: формирование у детей представления об игрушках, их истории создания и предназначения....
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности на учебный год в подготовительной группе
КАлендарно-тематическое планирование составлено в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Веракса. Темы НОД с...
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности старшей группы группы
Содержание работы по теам:«Одежда. Головные уборы» «Обувь»«Человек. Части тела. Гигиена»«Посуда. Бытовая техника» Сетка НОД старшая груп...
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности по направлению "Конструирование" в старшей группе.
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности....
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности по направлению "Конструирование" в подготовительной группе.
Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности....
Тематическое планирование образовательной деятельности в летний период на старшей группе
Тематическое планирование образовательной деятельности в летний период музыкального руководителя на старшей группе....