Конспект ООД в старшей группе "Без билета по белу свету"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда закладываются основы миропонимания и нравственно - ценностного опыта.Часто дети и сами могут подсказать интересующую их тему. С наступлением осени на нашем участке для прогулок появились крылатки клена, ясеня, созрели семена на сирени, покраснела рябина, на клумбе у цветов образовались семена. Все лето летели семена березы, тополя. Дети задавали много вопросов: «Что это такое? Откуда появилось? Зачем? Почему?», играли с плодами и семенами, мастерили поделки. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает ООД "Без билета по белу свету".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_bileta_po_belu_svetu.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Без билета по белу свету»
Цель: формирование системы представлений о разнообразии и особенностях распространения плодов и семян растений.
Задачи:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
-выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком;
-учить различать плоды и семена деревьев, кустарников и цветов ближайшего окружения;
- развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы;
- развивать связную речь, обогащать словарь детей;
-развивать творческие способности детей;
-способствовать проявлению двигательного творчества в соответствии с музыкой, развивать эмоциональный отклик на музыкальное произведение.
Ход ООД:
Воспитатель: (вносит ящик ощущений).
-Ребята, у меня для вас сюрприз. Как вы думаете, что это?
-Интересно, а что же находится в ящике? По очереди определите на ощупь эти предметы. (Выкладывают на стол)
-Что же вы обнаружили в ящике? (Плоды и семена растений)
-Назовите (и покажите) с каких растений эти плоды и семена?
-Я тоже хочу поиграть с вами.
(Я определяю предмет в ящике ощущений. Желудь. Показываю росток дуба.)
-Это не просто плоды и семена, а…(путешественники).
-Зачем семенам путешествовать?
-Покажите семена, которые переносит ветер. Положим их отдельно.
-У меня здесь коллекция семян, которую мы с вами собрали. Возьмите из нее еще семена, которые путешествуют с ветром.
(Спросить у детей, семена какого растения они берут?)
-Давайте рассмотрим эти семена. Что у них есть? ( Есть семена с крылышками, есть - с парашютиками. И те, и другие умеют летать, но приспособления у них для этого разные.)
-Можем ли мы разделить их на группы?
- Рассмотрите вначале все семена с крылышками - клена, липы, березы, сосны. Какие у них крылышки?
( У одних - большие, у других - маленькие. Вот они тонкие и прозрачные.)
- Для чего нужны эти крылышки?
(Для того, чтобы летать.)
-А для чего семенам нужно летать?
Опыт
- Ребята, а чем же похожи все эти семена?(легкие)
-Положите на ладошку крылатку и орех каштана. Что вы скажете?
-Давайте подуем, что произошло? Почему?
-Летающие семена могут улететь далеко-далеко от своей мамы-березы, клена, тополя, сосны. Они упадут на землю и через некоторое время в этих местах появятся молодые растения: маленький клен, липка, березка, тополек. Летая по белому свету, семена ищут свой дом.
-У каждого семечка свой транспорт, хотите узнать, как еще путешествуют семена растений?
(-Займите свои места)
Драматизация( по мотивам сказки Берюховой Е.К. «Верные помощники».)
(Звучит музыка А.Ермолов «Солнечные зайчики»)
Маленький Воробей Чирик сидел на берёзе и грустил. А под берёзой протекал маленький весёлый Ручеёк.
(Звук-журчание воды)
Воробей:
— Ручеёк, Ручеёк, поиграй со мной, мне скучно.
Ручеек:
—Чирик, мне некогда.
Воробей:
— Чем же ты занят?
Ручеек:
— У меня много дел. Я даю напиться животным и растениям, а еще… переношу семена по воде( кричит)! Вот посмотри, я несу семена кувшинки и незабудки. Когда я буду свободен, приходи ко мне купаться в моей тёплой прозрачной воде. До свидания, Чирик, не скучай.
Погода портилась, надвигалась большая туча.
(Надвигается туча)
Вдруг прямо перед собой Чирик увидел развивающиеся кудри Ветра.
Ветер:
— Здравствуй, Воробей, с кем это ты беседовал о семенах?
Воробей:
— Я разговаривал с Ручейком.
Ветер:
— Я, Ветер, тоже помогаю семенам путешествовать, разлетаться. Я переношу крылатки клена, липы, семена ели, сосны, одуванчика и многие другие .Они летят с помощью крылышек или парашютиков.
Подхватил Ветер своих семена и понёс их далеко от родного дома.
(Ветер кружит и уносит семена)
Только отлетел Ветер от берёзы, как тут же первые капли дождя упали на землю.
Дождик:
— Здравствуй, Чирик, здравствуй Воробышек! Давай поиграем с тобой!
Воробей:
— Какая игра под дождём? Я намокну и заболею.
(Прячется на дереве)
Дождик:
— О чём ты, Чирик, беседовал с Ветром?
Воробей:
-Ветер и Ручеёк рассказывали мне, как они помогают семенам путешествовать по Земле.
Дождик:
—Я ведь тоже помогаю растениям расселяться по земле! В сухую погоду плоды таких растений как цикорий, калужница закрыты. Но стоит начаться дождику, как они широко раскрываются, чтобы дождевые капли могли вымыть их семена.
Воробей:
— Вот здорово! И Дождь, и Ручеёк, и Ветер — все помогают семенам. А мы, птицы?
Старый Ворон:
— Кар, кар, кар! Не расстраивайся, Чирик. Мы тоже – верные помощники. Мы едим ягоды и плоды, а с пометом выходят семена. А зимой! Ой-ой-ой! А зимой голодно. Вот и спасают нас от голода плоды рябины, клена, шиповника.
Воробей:
— Дедушка Ворон, а животные распространяют семена?
Старый Ворон:
— Да, Чирик. И свиньи, и лошади, и собаки, и овцы, и коровы. Вон белка понесла желудь прятать, а потом сама забудет, и вырастет из него дубок.
Муравей:
-А мы, муравьи, чаще всего «помогаем путешествовать семенам» подснежника, фиалки, хохлатки.
Воробей:
— Вот здорово! Все помогают семенам путешествовать :и люди, и звери, и насекомые, и ручейки, и Ветер, и Дождь, и даже я — птица Воробей Чирик .
Воспитатель:
(Звучит музыка А.Ермолова «Солнечные зайчики»)
— Да, Чирик, ты прав! Семена кормят нас, спасают от голода, дают жизнь новым растениям, украшают нашу Землю. Мы все должны им помогать путешествовать.
В этот момент выглянуло солнышко, и все друзья –помощники семян снова дружно принялись за работу.
- Понравилась вам сказка?
-Кто помогает семенам растений путешествовать?
Физкультминутка
-Ребята, давайте представим, что…
(Воспитатель изображает дерево, дети - летающие семена.
Сначала дети-семена растут на дереве, стоят рядом с воспитателем. Затем налетает ветер семена падают, летят (дети машут руками, разбегаются в стороны ).
Затем летающие семена падают на землю ( ребята приседают, закрыв голову руками).
Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками-ветками тянутся к солнцу, вырастают.
В ответ дерево-мама, приветствуя их, тоже машет руками.)
Звучит музыка А.Ермолова «Солнечные зайчики»
«Я – дерево-мама, а вы – мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать»
.«На дереве-маме мы долго висели,
Но ветер примчался, и мы полетели.
Умчаться от мамы подальше хотим,
Нас ветер подхватит, и мы улетим!»
2.«Нам крылышки наши летать помогают,
Где мы приземлимся, лишь ветер узнает,
На землю родную мы все упадем,
Земля нас накормит,
Земля – это дом».
–Ребята, старый ворон сказал, что плоды и семена растений помогают птицам пережить зиму. Объясните, как вы это понимаете?
-Давайте мы тоже поможем и птицам пережить зиму, и семенам путешествовать: сделаем из семян и плодов растений угощение-кормушку птицам на зиму.
Аппликация на дисках из семян ( с элементами мандалатерапии) - кормушки для птиц.
-Посмотрите, у вас на столе лежат «Волшебные круги».
На тарелочках много разных семян и зёрнышек, которыми вы будете украшать круги. Назовите их (рябина, семена яблока, тыквы и подсолнечника).
-Внутри круга может быть всё, что пожелаете: цветы, разные фигуры.
-Посмотрите, как я украсила свои круги? Что в середине? По краям?
-Подумайте, что за узор будет у вас. (Спросить 2-3 человека)
-Сначала мы покроем круги клеем. Он не ядовитый, и если попадет птице в живот, вреда не принесет.
-Выберите семена, которые вам больше всего нравятся, и выложите узор, который вас порадует.
Самостоятельная работа.
(музыка)
Выставка работ.
- Давайте сделаем выставку наших работ и полюбуемся ими! Молодцы. Вы отлично потрудились.
-А зимой мы развесим угощение для птиц на нашем участке.
Рефлексия.
-О чем мы сегодня с вами говорили? Что вам больше всего понравилось ? О чем вы расскажите сегодня своим родителям?
Подарки гостям (коллекция семян однолетних и многолетних цветов, семена которых дети собрали на клумбе на участке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие к Дню матери в старшей группе «Много мам на белом свете!».
Занятие проводится в конце тематической недели "Мамочку родную больше всех люблю". Обобщаются знания детей о маме, празднике День матери. В занятие включено художественное слово, музыкальное произведе...
Конспект занятия в старшей группе " Как хорошо, что я один такой на белом свете"
ХОД ЗАНЯТИЯ:-Ребята, отгадайте загадку, Что нам д...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи: «Белая книга зимы».
повышение качества речевого развития детей...
Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе «Белая береза, под моим окном...»
Цель:Образовательные задачи:1. Познакомить детей с березой - символом России.2. Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса Развивающие задачи:1. Развивать наблюдател...
Конспект НОД в старшей группе. Лепка на тему «Белый медведь»
Конспект НОД в старшей группе.Лепка на тему «Белый медведь»Цель: Развивать у детей умение передавать в лепке фигуру белого медведя, выделяя некоторые характерные особенности, использовать ...
Методическая разработка сценария познавательного досуга для детей старшей группы «Где-то на белом свете» ( с применением ИКТ)
Цель:Продолжить знакомство детей с образом жизни людей Крайнего Севера.Задачи:Образовательные:Формировать первоначальные представления: об особенностях природных условий Северного края, об образе жизн...
Конспект беседы в старшей группе «Моя мама лучшая на свете».
Цель: воспитывать любовь и уважение к матери, способствовать созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье.Задачи:Расширять знания детей о празднике «День Матери». З...