оод по познавательному развитию "путешествие по Байкалу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Занятие "Путешествие по Байкалу" для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.
Задачи:
Образовательные задачи:
- учить детей находить о. Байкал на карте;
- систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии животного и рыбного богатства озера,
Воспитательные задачи:
- подвести детей к осознанию необходимости бережного отношения к природе родного края;
- воспитывать любовь и гордость к Сибирскому краю.
Развивающие задачи:
- развитие у детей экологического мышления и образного представления;
- формирование основных экологических понятий.
Предварительная работа:
Беседа об озере Байкал, его растениях и животных и рыбах. Чтение легенд и сказок о Байкале. Знакомство с детским журналом "Сибирячок" и его главным персонажем - Сибирячком. Выставка детских рисунков - "Сибирячок - друг из Сибирского края".
Ход занятия:
Организационная (вводная) часть.
Воспитатель вносит конверт с письмом и сообщает, что обнаружила это письмо утром, перед приходом детей в детский сад.
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, что в нем написано:
" Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие и приглашаю вас к себе в гости. Вы, наверное, еще не догадались кто я? А это вы узнаете, когда соберете картинку из фрагментов ".
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а Вы хотите узнать, кто приглашает нас в гости. Тогда давайте соберём фрагменты картинки.
Дети приступают к заданию. Сложив, они понимают, что это Сибирячок.
Воспитатель: Да это же друг всего Сибирского леса, друг озера Байкал и наш с Вами друг - Сибирячок.
- Ребята, вы хотите стать путешественниками?
Дети: Да!
Воспитатель: О том, куда мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Есть в Сибири озеро большое,
В нём вода прозрачна и чиста.
Называем озеро мы — море,
Им гордится вся наша страна.
О каком озере загадка?
Ответы детей: озеро Байкал.
Итак, ребята,нас с вами Сибирячок приглашает в путешествие по Байкалу!
Но для начала нам необходимо изучить карту и найти место расположения чудного озера Байкал.
Дети изучают карту. Находят озеро Байкал, и города окружающие его.
Воспитатель: озеро Байкал - самое глубокое пресноводное озеро планеты и самое древнее. Вода в озере настолько чистая и прозрачная, что можно увидеть дно. Что значить пресная вода? (предположения детей).
Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие?
Ответы детей: на автобусе, на самолёте, на поезде.
Воспитатель: Ребята путешествовать мы будем на поезде. Скорее занимайте места в вагонах. Мы с вами будем путешествовать по красивейшим местам озера Байкал. На протяжении всего пути будут остановки, на которых нас ждут интересные и увлекательные приключения.
Дети встают в виде поезда. Звучит детская песня "Веселые путешественники" ("Мы едем, едем, едем в далекие края:". У каждой остановки заранее готовятся атрибуты.
1 остановка "В гостях у жителей лесной чащи"
( на экране- лес, животные, птицы и т.д.)
Воспитатель: Что за станция такая? Кругом лес! Ребята, где мы? (Ответы детей - в лесу, в тайге). Здесь живут друзья Сибирячка. Но чтобы узнать кто они, Вы должны отгадать загадки. Если вы отгадаете загадку, то получите фотографию-отгадку (после каждой отгаданной загадки на экране появляется картинка с изображением животного ).
Загадки
1. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
(Лиса)
2. Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
3. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)
4. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко.
(лось)
5. Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны
(медведь).
6.Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем,
А ночью ловкий, быстрый.
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец ... ( соболь)
Воспитатель: Ребята, а это кто? (Обращаем внимание детей макеты, где изображены детёныши диких животных. Ответы детей - детеныши животных). Ой, ребятки, да это же настоящий детский сад, только в нем воспитываются детеныши животных. А это мамы пришли за своими детьми. (Обращаем внимание детей на макеты с изображением взрослых животных). Сейчас мы с вами поможем мамам разобраться, где, чей детеныш.
Проводится игра "Найди маму". Дети называют животное и его детеныша, составляя фигуры животных попарно.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень хорошо справились с заданием.
Ребята, а Вы знаете кто из них - где живет?
Проводится дидактическая игра "Кто, где живет?". Детям предлагаются картинки с разными вариантами домиков - это норы, гнезда и т.д. Дети подбирают для каждого - домик.
Воспитатель: Вот какие дети вы молодцы, помогли всем животным отыскать свои домики.
Проводится музыкально – ритмическая игра «У оленя дом большой».
Воспитатель: Нам пора ехать дальше ! (дети «усаживаются» на поезд. Звучит детская песня "Веселые путешественники" ("Мы едем, едем, едем в далекие края:")
2 остановка "В гостях у озёрных жителях".
Воспитатель: Ребята, мы с вами остановились на берегу красивого озера Байкал, давайте присядем на берегу и послушаем шум прибоя (дети садятся и слушают музыку)
Воспитатель: «Дети, а вы знаете, какие рыбы водятся в озере Байкал? (дети перечисляют).
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть игру « Рыбалка на Байкале - кто правильно скажет название рыбы, которую он поймает».
Воспитатель: Ой, ребята ,а кто это там высовывает из воды свою любопытную мордочку?(ответы детей).
Воспитатель: А что интересного Вы знаете про этого животного? (ответы детей). -Байкальская нерпа живёт только в озере Байкал; у нерпы есть ласты и хвост; нерпа питается рыбой; она толстая, потому что много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде; на берегу нерпа передвигается медленно, при помощи ласт и хвоста, а когда её грозит опасность, переходит к скачкам, а в воде она ловкая и быстрая, нерпа прекрасно плавает и ныряет и т. д.
Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули и нам пора ехать дальше.
Дети «усаживаются» на поезд. Звучит детская песня "Веселые путешественники" ("Мы едем, едем, едем в далекие края:")
3 остановка "Лесные правила"
Воспитатель: Подводим детей к макету дерева, где разбросан разный мусор и т.д. Куда это мы попали? Что же произошло с лесом? Деревья поломаны, не видно птиц и зверей. Кто же это натворил? А кто же это сделал?(ответы детей). Все любят гулять в лесу. Разжигают костры, рвут цветы, ломают ветки, оставляют после себя мусор. Ребята, я предлагаю убрать мусор (дети убирают мусор в мусорный мешок).
Появляется Сибирячок: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Я очень рад встречи с Вами! Я тоже, также как и вы, очень хочу сохранить красоту нашего края. И тоже время от времи хожу и убираю мусор за нерадивыми туристами. А Вы знаете как нужно вести себя в природе? Садитесь в кружок и расскажите, какие лесные правила вы знаете.
Дети рассказывают правила поведения, заранее выученные с родителями дома.
1.Если в лес пошел гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Но смотри не забывай:
2.Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки
3.Ветки ели не ломай
И по чаще вспоминай:
Мусор с травки убирать!
4.Зря цветов не надо рвать!
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно их ловить
Топать, хлопать, палкой бить.
5.Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин кедр и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!!!
Сибирячок: Природа дарит людям радость общения. Байкал- это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России. Давайте будем беречь нашу природу и бережно относиться к ней. Молодцы ребята, а правила поведения в природе вы все знаете (дарит ребятам изображения с правилами поведения в природе). Всегда выполняйте эти правила! А мне пора дальше отправляться по своим лесным делам! До свиданья, до новой встречи!
Воспитатель: ребята и нам пора возвращаться домой. Дети «усаживаются» на поезд. Звучит детская песня "Веселые путешественники" ("Мы едем, едем, едем в далекие края:")
После возвращения в группу:
Заключительная часть.
Воспитатель: Вот ребята наше путешествие подошло к концу. Сегодня с Сибирячком мы побывали в лесах нашего большого Сибирского края. Познакомились с его друзьями, которые теперь стали и нашими друзьями. Подведение итогов занятия. Беседа с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие к Байкалу
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6637530","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6637564","at...
Мнемосхема "Байкал" вопросы к викторине о Байкале
Об обитателях Байкала1. Назовите единственную живородящую рыбу на Байкале. (эндемик Голомянка)2.Самая крупная рыба в о. Байкал?3. Что помогает рыбе плавать, нырять?4. Какую птицу называют ...
конспект по познавательному развитию "Встреча с байкалом"
конспект занятия по познавательному развитию...
конспект по познавательному развитию с использованием регионального компонента в подготовительной группе "Весна на Байкале"
Углубление представлений детей о сезонном изменение в природе Сибири....
Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию Тема: «Путешествие по батюшке – Байкалу»
Формирование у детей представлений об уникальном озере Байкал. Знакомство с растительным и животным миром.Экспериментирование на тему "Чистая вода Байкала"...
Эко-книга «Сибирский бриллиант-Озеро Байкал» 4 часть. Фольклор о Байкале /к проекту о Байкале/
Эко-книга «Сибирский бриллиант-Озеро Байкал» 4 часть. Фольклор о Байкале /к проекту о Байкале/...
Паспорт информационно – познавательного проекта творческо – игровой направленности «Отдых на Байкале»
Формирование у детей 5-6 лет представлений о родном крае, становление самостоятельности, целенаправленности детей, через получение знаний и представлений детей о местах возможного отдыха на Байкале. В...