оод по познавательному развитию "путешествие по Байкалу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Путешествие по Байкалу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие "Путешествие по  Байкалу" для детей старшего дошкольного возраста

Цель:  Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • учить детей находить о. Байкал на карте;
  • систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии животного и  рыбного богатства озера,

Воспитательные задачи:

  • подвести детей к осознанию необходимости бережного отношения к природе родного края;
  • воспитывать любовь и гордость к Сибирскому краю.

Развивающие задачи:

  • развитие у детей экологического мышления и образного представления;
  • формирование основных экологических понятий.

Предварительная работа:

Беседа об озере Байкал, его растениях и животных и рыбах. Чтение легенд и сказок о Байкале. Знакомство с детским журналом "Сибирячок" и его главным персонажем - Сибирячком. Выставка детских рисунков - "Сибирячок - друг из Сибирского края".

Ход занятия:

Организационная (вводная) часть.

Воспитатель вносит конверт с письмом и сообщает, что обнаружила это письмо утром, перед приходом детей в детский сад.

Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, что в нем написано:

" Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите путешествовать. Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие   и  приглашаю вас к себе в гости. Вы, наверное, еще не догадались кто я? А это вы узнаете, когда соберете картинку из фрагментов ".

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а Вы хотите узнать, кто приглашает нас в гости.  Тогда давайте соберём фрагменты картинки.

Дети приступают к заданию. Сложив, они понимают, что это Сибирячок.

Воспитатель: Да это же друг всего Сибирского леса, друг озера Байкал и наш с Вами друг - Сибирячок.

 - Ребята, вы хотите стать путешественниками?

Дети: Да!

Воспитатель: О том, куда мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

Есть в Сибири озеро большое,

В нём вода прозрачна и чиста.

Называем озеро мы — море,

Им гордится вся наша страна.

О каком озере загадка?

Ответы детей: озеро Байкал.

 Итак, ребята,нас с вами   Сибирячок    приглашает  в  путешествие по Байкалу!

Но для начала нам необходимо изучить карту и найти место расположения чудного озера Байкал.

Дети изучают карту. Находят озеро Байкал, и города окружающие его.

Воспитатель:  озеро Байкал - самое глубокое пресноводное озеро планеты и самое древнее. Вода в озере настолько чистая и прозрачная, что можно увидеть дно. Что значить пресная вода? (предположения детей).

Воспитатель:  На чём можно отправиться в путешествие?

Ответы детей: на автобусе, на самолёте, на поезде.

 Воспитатель:   Ребята путешествовать мы будем на поезде. Скорее  занимайте места в вагонах.  Мы с вами будем путешествовать по красивейшим местам озера Байкал. На протяжении всего пути будут остановки, на которых нас ждут интересные и увлекательные приключения.

Дети  встают в виде  поезда. Звучит детская песня "Веселые путешественники" ("Мы едем, едем, едем в далекие края:". У каждой остановки заранее готовятся атрибуты.

1 остановка "В гостях у жителей лесной чащи"

( на экране- лес, животные, птицы   и т.д.)

Воспитатель: Что за станция такая? Кругом лес! Ребята, где мы? (Ответы детей - в лесу, в тайге).   Здесь живут  друзья Сибирячка.  Но чтобы узнать кто они, Вы должны отгадать загадки.  Если вы отгадаете загадку, то получите фотографию-отгадку  (после каждой отгаданной загадки на экране появляется картинка с изображением животного ).

Загадки

1. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала.
(Лиса)

2. Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.
(Белка)

3. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)

4. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко.

(лось)

5. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны

(медведь).

6.Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем,
А ночью ловкий, быстрый.
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец ... ( соболь)

Воспитатель:  Ребята, а это кто? (Обращаем внимание детей макеты, где изображены  детёныши  диких   животных. Ответы детей - детеныши животных). Ой, ребятки, да это же настоящий детский сад, только в нем воспитываются детеныши животных. А это мамы пришли за своими детьми. (Обращаем внимание детей на макеты  с изображением взрослых животных). Сейчас мы с вами поможем мамам разобраться, где, чей детеныш.

Проводится игра "Найди маму". Дети называют животное и его детеныша, составляя   фигуры животных попарно.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень хорошо справились с заданием.

 Ребята, а Вы знаете кто из них - где живет?

Проводится дидактическая игра "Кто, где живет?". Детям предлагаются картинки  с разными вариантами  домиков - это норы, гнезда и т.д. Дети подбирают для каждого - домик.

Воспитатель: Вот какие дети вы молодцы, помогли всем животным отыскать свои домики.

Проводится музыкально – ритмическая игра «У оленя дом большой».

Воспитатель:  Нам пора ехать дальше ! (дети «усаживаются» на поезд. Звучит детская песня "Веселые путешественники" ("Мы едем, едем, едем в далекие края:")

2 остановка "В гостях у озёрных жителях".

Воспитатель:   Ребята, мы с вами остановились на берегу красивого озера Байкал, давайте  присядем на берегу и послушаем шум прибоя (дети садятся и слушают музыку)

Воспитатель: «Дети, а вы знаете, какие рыбы  водятся в озере Байкал? (дети перечисляют).

 Воспитатель:   Я предлагаю вам поиграть игру « Рыбалка на Байкале - кто правильно скажет название рыбы, которую он поймает».

 Воспитатель:   Ой, ребята ,а кто это там высовывает из воды свою любопытную мордочку?(ответы детей).

 Воспитатель:  А что интересного Вы знаете про этого животного? (ответы детей). -Байкальская нерпа живёт только в озере Байкал; у  нерпы есть ласты и хвост; нерпа питается рыбой; она толстая, потому что  много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде;  на берегу нерпа передвигается медленно, при помощи ласт и хвоста, а когда её грозит опасность, переходит к скачкам, а в воде она ловкая и быстрая, нерпа прекрасно плавает и ныряет  и  т. д.

Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули и нам пора ехать дальше.

Дети «усаживаются» на поезд. Звучит детская песня "Веселые путешественники" ("Мы едем, едем, едем в далекие края:")

3 остановка "Лесные правила"

Воспитатель: Подводим детей к макету дерева, где разбросан  разный мусор и т.д.  Куда это мы попали? Что же произошло с лесом? Деревья поломаны, не видно птиц и зверей. Кто же это натворил? А кто же это сделал?(ответы детей). Все любят гулять в лесу. Разжигают костры, рвут цветы, ломают ветки, оставляют после себя мусор. Ребята,  я предлагаю убрать мусор  (дети убирают мусор в мусорный мешок).

Появляется Сибирячок: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Я очень рад встречи с Вами! Я тоже, также как и вы, очень хочу сохранить красоту нашего края. И тоже время от времи хожу и убираю мусор за нерадивыми туристами. А Вы знаете как нужно вести себя в природе? Садитесь в кружок и расскажите, какие лесные правила вы знаете.

Дети рассказывают правила поведения, заранее выученные с родителями дома.

1.Если в лес пошел гулять

Свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй

Но смотри не забывай:

2.Что в лесу нельзя шуметь

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки

Убегут с лесной опушки

3.Ветки ели не ломай

И по чаще вспоминай:

Мусор с травки убирать!

4.Зря цветов не надо рвать!

Бабочки пускай летают

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно их ловить

Топать, хлопать, палкой бить.

5.Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин кедр и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!!!

Сибирячок: Природа  дарит людям радость общения. Байкал- это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России. Давайте будем беречь нашу природу и бережно относиться к ней. Молодцы ребята,  а правила поведения в природе вы все знаете (дарит ребятам изображения с правилами поведения в природе). Всегда выполняйте эти правила! А  мне пора дальше отправляться по своим лесным делам! До свиданья, до новой встречи!

Воспитатель:  ребята и нам  пора возвращаться домой. Дети «усаживаются» на поезд. Звучит детская песня "Веселые путешественники" ("Мы едем, едем, едем в далекие края:")

После возвращения в группу:

Заключительная часть.

Воспитатель: Вот ребята наше путешествие подошло к концу. Сегодня с Сибирячком мы побывали в лесах нашего большого Сибирского края. Познакомились с его друзьями, которые теперь стали и нашими друзьями. Подведение итогов занятия. Беседа с детьми.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к Байкалу

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6637530","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6637564","at...

Мнемосхема "Байкал" вопросы к викторине о Байкале

Об обитателях Байкала1. Назовите единственную живородящую рыбу на Байкале. (эндемик Голомянка)2.Самая крупная рыба в о. Байкал?3. Что помогает рыбе плавать, нырять?4. Какую птицу называют ...

конспект по познавательному развитию "Встреча с байкалом"

конспект занятия по познавательному развитию...

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию Тема: «Путешествие по батюшке – Байкалу»

Формирование у детей представлений об уникальном озере Байкал. Знакомство с растительным и животным миром.Экспериментирование  на тему "Чистая вода Байкала"...

Эко-книга «Сибирский бриллиант-Озеро Байкал» 4 часть. Фольклор о Байкале /к проекту о Байкале/

Эко-книга «Сибирский бриллиант-Озеро Байкал» 4 часть. Фольклор о Байкале /к проекту о Байкале/...

Паспорт информационно – познавательного проекта творческо – игровой направленности «Отдых на Байкале»

Формирование у детей 5-6 лет представлений о родном крае, становление самостоятельности, целенаправленности детей, через получение знаний и представлений детей о местах возможного отдыха на Байкале. В...