конспект по познавательному развитию "Встреча с байкалом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
конспект занятия по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vstrecha_s_baykalom.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 82»
муниципального образования города Братска
Конспект
занятия по
познавательному развитию
в подготовительной группе
Подготовила:
Власова Н.Г. ,воспитатель,
1-я кВ. категория
г. Братск 2016 год
«Встреча с Байкалом»
Цель: формирование экологической культуры дошкольников Задачи:
Познавательное развитие:
Расширять представления детей о природе, растительном, животном мире, птицах, богатствах родного края, его достопримечательностях. Дать представление детей об озере Байкал - самом глубоком озере в мире.
Социалъно-комуникативное развитие:
Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к использованию природных ресурсов, растительному миру, птицам, животным, желание оказывать им помощь. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Формировать основы безопасного поведения в природе.
Речевое развитие:
Способствовать развитию связной речи и коммуникативных умений. Совершенствовать речь как средство общения Развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, формировать умение отстаивать свою точку зрения. Продолжать работу по обогащению словаря
Художественно-эстетическое развитие: Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение видеть красоту окружающего мира.
Активизация словаря: озеро Байкал, тайга кедр, нерпа, нерпёнок, фильтр
Предварительная работа: рассматривание карты Иркутской области - озеро Байкал, горы Саяны, города - Иркутск, Братск; беседа с детьми об озере Байкал, о природе Байкала: растительном и животном мире. Чтение рассказов из книги А.Я. Ковалёва «Ангарский каскад»
Оборудование: презентация о природе Байкала, о растительном и животном мире, о видах Байкала, ватман с нарисованным силуэтом озера Байкал, силуэты деревьев, шишки, кедровые орешки; фонограмма звуков леса, шума прибоя; 2 стакана с водой (чистой и грязной), фильтр; д/игры: «Знатоки», «Собери рюкзак в поход». Материал для продуктивной деятельности: вата, клей, картон с нарисованными силуэтами, салфетки.
Ход:
-Ребята, я очень рада вас видеть! Мне нужна ваша помощь! Вот посмотрите, сегодня утром я нашла в почтовом ящике вот эту карту. Что бы это могло значить? ( на листе ватмана нарисован силуэт Байкала, и большие буквы SOS) Дети высказывают свои предположения.
- Что обозначает знак SOS?
- Да, действительно, это знак о помощи. Как вы думаете, где необходима помощь? (на Байкале)
-Как вы думаете, какая требуется помощь? Как мы с вами поступим?
- Решено: отправляемся на озеро Байкал. И там узнаем, кто нуждается в нашей помощи.
-Что нам может понадобиться в походе?
Проводится д/ игра « Собери рюкзак в поход» ( необходимо выбрать из предложенных картинок изображения нужных вещей: палатка, носки, спички, лыжи и т.д.)
-Ну вот, теперь мы готовы. В путь!
Физминутка.
А сейчас по порядку
Встанем дружно мы ребятки
Руки в стороны, согнуть.
Вверх поднять - помахать,
Спрятать за спину опять.
Оглянулись: через левое плечо,
через правое плечо.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочках поднялись,
Опустили руки вниз
- Вот мы и оказались на Байкале. ( показ слайдов)
-Это море или озеро?
Озёр так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста и свеж твой ветер,
Там шепот сосен вековых.
- Это озеро очень большое, его называют даже морем и если подуют сильные ветры, то волны поднимаются такие высокие и огромные, как на настоящем море.
-Совершим прогулку по берегам озера Байкал, посмотрим, какие деревья растут в лесу.
-Какие деревья растут на Байкале? (ответы детей)
-Правильно, все эти деревья растут по берегам Байкала, густо, сплошной стеной. Под большими деревьями растут кустарники, в самом низу - зеленеют травы.
-Как называется такой лес? (ответы) Этот лес называется тайгой… Тайга - самый большой лес на Земле.
- А кто из вас знает, какое дерево в тайге - долгожитель? (ответы)
- Самое удивительное дерево в тайге - это кедр (слайд) Посмотрите, какое оно высокое и красивое. Ствол у кедра толстый и прямой, ветви пушистые, иголки длинные и мягкие и стоит он вечно зелёный. Аромат хвои целебен, и если походить долго в кедровом лесу, то вылечишься от простуды. Живёт кедр долго, нас ещё на свете не было, а кедр уже стоял такой же большой.
Кедр могучий великан,
Снизу гладкий, как стакан,
На вершину, чтоб забраться,
Надо очень постараться.
Толщина же такова -
Не обхватишь все бока,
Без крючков и без когтей,
Подходить к нему не смей.
На фоне лесных звуков дети подходят к полянке с кучей мусора. На одном из силуэтов деревьев висит знак SOS.
- Ребята, вы здесь видите что-то необычное? Как вы думаете, о чём говорит нам этот знак?
Через чащу пробирались,
По тропинке долго шли
И полянку здесь нашли.
Только как-то грязно там...
Посмотрите тоже!
Кто из вас об этом нам
Рассказать поможет?
Обращаю внимание на кучу мусора (расположена под силуэтом дерева)
-Вам всё нравится здесь?
-А что не нравится? (мусор)
-Откуда он взялся здесь? Может мусор вырос из земли, как грибы?
-Не все люди умеют ценить и беречь красоту природы, сохранять её чистоту. Некоторые оставляют кучи мусора, ломают деревья, не тушат костры.
- А как бы вы поступили?
- Давайте здесь наведём порядок. А также разместим соответствующие знаки, которые подскажут людям, как вести себя в тайге.
Проводится д/игра «Знатоки»
Необходимо из предложенных знаков выбрать такие, которые помогут охранять природу.
- Пока вы наводили порядок в тайге, я на поляне нашла вот эти предметы.
Показываю 3 шишки — кедровую, сосновую, еловую.
-Что это такое?
-Угадайте, с каких деревьев эти шишки?
-Что у них внутри? (угощаю детей кедровыми орешками)
-Понравились вам орешки? Кедровые орешки очень вкусные и полезные. Осенью, когда они поспевают, люди идут в тайгу за орехами.
-Но орехи любит не только человек, но и зверьё лесное. Кто из зверей любит кедровые орехи, как вы думаете? (ответы детей)
Самый большой любитель орех - птица кедровка, (слайд)
- Величиной эта птичка с голубя, грудка пятнистая, а клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом шишки, а орехи под язык кладёт. Наберёт орехов и спрячет в укромное место на зиму, на чёрный день.
- Бывает, забудет кедровка, где орехи спрятала, а орехи прорастут и из ростков новый кедр вырастает.
-Какие ещё птицы обитают на Байкале? (дети перечисляют)
- Ребята, кедровка полетела к воде, видимо пить захотела. Давайте и мы с вами отдохнём на берегу, ( включаю фонограмму с шумом прибоя)
- Хотя Байкал и сравнивают с морем, всё-таки чем вода Байкала отличается от морской воды? (ответы детей)
- В море вода солёная, её пить нельзя, а в Байкале вода пресная.
- В озере Байкал вода очень холодная даже жарким летом. Почему, как вы думаете?
- Вода холодная, потому что солнечные лучи не могут прогреть озеро до самого дна. Оно очень глубокое.
- А ещё воды Байкала славятся своей чистотой. Как вы думаете, в этом есть заслуга человека? Как человек влияет на чистоту Байкала?
-Люди охраняют воды Байкала от загрязнения. Почему?(ответы детей)
-Проведём в нашей лаборатории опыт с водой. Сравним воду в двух стаканах .(на столе 2 стакана воды: с грязной водой и чистой водой)
-Чем вода отличается? В какой воде могут жить рыбы, другие животные, растения?
-Как мы поступим с грязной водой?
Предлагаю очистить грязную воду при помощи фильтра и сравнить её с чистой водой)
-Вот так можно полечить воды озера, если поставить сооружения с фильтрами. Люди должны заботиться о том, чтобы отходы с предприятий не загрязняли воды Байкала
-Ребята, в озере Байкал очень много рыб. Назовите вам известных, (слайд)
- Как вы думаете, в водах Байкала можно встретить только рыб?
- Кроме рыб в Байкале обитают водоплавающие животные. Одно из них - это нерпа, (слайд). Это животное хорошо и быстро плавает, питается рыбой. Вместо лап у этого животного - ласты, на которых имеются крепкие, большие когти. В конце зимы у нерпы рождается нерпёнок. Мама-нерпа кормит его молоком.
В байкальских сугробах заснеженных,
В берлоге-норе ледяной
Родился нерпёнок нежный
У нерпы студёной порой.
И мама нерпёнка ласкала,
Кормила его молоком, и нежно его лизала,
Шершавым своим языком
На слайде с изображением нерпы знак SOS
-Ребята, посмотрите, такой же знак, как и на нашей карте. Что бы это значило? (дети высказывают предположения)
- Ребята, эти животные нуждаются в защите. Ежегодно многие нерпы гибнут от рук браконьеров из-за своей красивой шубки. Как мы можем помочь нерпе?
- Мы поставим предупреждающий знак, что это животное под охраной.
( приклеивают запрещающий знак по добыче нерпы на карту Байкала)
-Вам понравилось путешествовать? Давайте порассуждаем, что вам запомнилось больше всего?
В память о путешествии люди привозят сувениры, интересные предметы, открытки. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы осталась память о сегодняшнем путешествии? (ответы детей)
Поддерживаем идею об изготовлении сувенира, поделки в память о путешествии.
Обобщаю ответы детей:
- Ребята, дети в младшей группе не знают, что есть такие животные. Предлагаю вам изготовить для них фотографии этих чудесных животных.
Дети подходят к заготовкам: контуры с изображением нерпы. Наклеивают шубку с помощью ваты (выход в самостоятельную творческую деятельность детей)
Литература:
- Александрова Е.М. Случай в лесу. Ж. «Созвучие», 2013г, № 25, с. 11
- Давыдова С.М. Ангара и нерпёнок. Ж. «Созвучие», 2013г, № 25, с. 10
- Кудрина Г.Я. Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры. - Иркутск, 2005.- 164с
- Пилатова А.В. Путешествие на Байкал. Ж. «Созвучие, 2012 г, № 22, с.23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.
Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но и родителям, а также работникам групп дополнительного образования....
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами
Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»
Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...
конспект по познавательному развитию с использованием регионального компонента в подготовительной группе "Весна на Байкале"
Углубление представлений детей о сезонном изменение в природе Сибири....
Конспект занятия «Рыбки плавают в Байкале»
Конспект занятия «Рыбки плавают в Байкале»...