конспект по познавательному развитию "Встреча с байкалом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

конспект занятия по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstrecha_s_baykalom.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                       «Детский сад комбинированного вида № 82»
                                    муниципального образования города Братска

 

       Конспект

       занятия по

         познавательному развитию

            в подготовительной группе

image5

                                                                                        Подготовила:

                                                                                    Власова Н.Г. ,воспитатель,

                                                                                       1-я кВ. категория

                               

г. Братск 2016 год

«Встреча с Байкалом»

Цель: формирование экологической культуры дошкольников Задачи:

Познавательное развитие:

Расширять представления детей о природе, растительном, животном мире, птицах, богатствах родного края, его достопримечательностях. Дать представление детей об озере Байкал - самом глубоком озере в мире.

Социалъно-комуникативное развитие:

Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к использованию природных ресурсов, растительному миру, птицам, животным, желание оказывать им помощь. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Формировать основы безопасного поведения в природе.

Речевое развитие:

Способствовать развитию связной речи и коммуникативных умений. Совершенствовать речь как средство общения Развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих, формировать умение отстаивать свою точку зрения. Продолжать работу по обогащению словаря

Художественно-эстетическое развитие: Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение видеть красоту окружающего мира.

Активизация словаря: озеро Байкал, тайга кедр, нерпа, нерпёнок, фильтр

Предварительная работа: рассматривание карты Иркутской области - озеро Байкал, горы Саяны, города - Иркутск, Братск; беседа с детьми об озере Байкал, о природе Байкала: растительном и животном мире. Чтение рассказов из книги А.Я. Ковалёва «Ангарский каскад»

Оборудование: презентация о природе Байкала, о растительном и животном мире, о видах Байкала, ватман с нарисованным силуэтом озера Байкал, силуэты деревьев, шишки, кедровые орешки; фонограмма звуков леса, шума прибоя; 2 стакана с водой (чистой и грязной), фильтр; д/игры: «Знатоки», «Собери рюкзак в поход». Материал для продуктивной деятельности: вата, клей, картон с нарисованными силуэтами, салфетки.

Ход:

-Ребята, я очень рада вас видеть! Мне нужна ваша помощь! Вот посмотрите, сегодня утром я нашла в почтовом ящике вот эту карту. Что бы это могло значить? ( на листе ватмана нарисован силуэт Байкала, и большие буквы SOS) Дети высказывают свои предположения.

  • Что обозначает знак SOS?
  • Да, действительно, это знак о помощи. Как вы думаете, где необходима помощь? (на Байкале)

-Как вы думаете, какая требуется помощь? Как мы с вами поступим?

  • Решено: отправляемся на озеро Байкал. И там узнаем, кто нуждается в нашей помощи.

-Что нам может понадобиться в походе?

Проводится д/ игра « Собери рюкзак в поход» ( необходимо выбрать из предложенных картинок изображения нужных вещей: палатка, носки, спички, лыжи и т.д.)

-Ну вот, теперь мы готовы. В путь!

Физминутка.

                                             А сейчас по порядку


    Встанем дружно мы ребятки

Руки в стороны, согнуть.

Вверх поднять - помахать,

Спрятать за спину опять.

Оглянулись: через левое плечо,
через правое плечо.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочках поднялись,

Опустили руки вниз

  • Вот мы и оказались на Байкале. ( показ слайдов)

-Это море или озеро?

                                            Озёр так много есть на свете,

                                            Байкал же краше всех из них!

Вода чиста и свеж твой ветер,

Там шепот сосен вековых.

  • Это озеро очень большое, его называют даже морем и если подуют сильные ветры, то волны поднимаются такие высокие и огромные, как на настоящем море.

-Совершим прогулку по берегам озера Байкал, посмотрим, какие деревья растут в лесу.

-Какие деревья растут на Байкале? (ответы детей)

-Правильно, все эти деревья растут по берегам Байкала, густо, сплошной стеной. Под большими деревьями растут кустарники, в самом низу - зеленеют травы.

-Как называется такой лес? (ответы) Этот лес называется тайгой… Тайга - самый большой лес на Земле.

  • А кто из вас знает, какое дерево в тайге - долгожитель? (ответы)

- Самое удивительное дерево в тайге - это кедр (слайд) Посмотрите, какое оно высокое и красивое. Ствол у кедра толстый и прямой, ветви пушистые, иголки длинные и мягкие и стоит он вечно зелёный. Аромат хвои целебен, и если походить долго в кедровом лесу, то вылечишься от простуды. Живёт кедр долго, нас ещё на свете не было, а кедр уже стоял такой же большой.

Кедр могучий великан,

Снизу гладкий, как стакан,

На вершину, чтоб забраться,

Надо очень постараться.

Толщина же такова -
Не обхватишь все бока,

Без крючков и без когтей,

Подходить к нему не смей.

На фоне лесных звуков дети подходят к полянке с кучей мусора. На одном из силуэтов деревьев висит знак SOS.

- Ребята, вы здесь видите что-то необычное? Как вы думаете, о чём говорит нам этот знак?

Через чащу пробирались,

По тропинке долго шли
И полянку здесь нашли.

Только как-то грязно там...

Посмотрите тоже!

Кто из вас об этом нам
Рассказать поможет?

Обращаю внимание на кучу мусора (расположена под силуэтом дерева)

-Вам всё нравится здесь?

-А что не нравится? (мусор)

-Откуда он взялся здесь? Может мусор вырос из земли, как грибы?

-Не все люди умеют ценить и беречь красоту природы, сохранять её чистоту. Некоторые оставляют кучи мусора, ломают деревья, не тушат костры.

  • А как бы вы поступили?
  • Давайте здесь наведём порядок. А также разместим соответствующие знаки, которые подскажут людям, как вести себя в тайге.

Проводится д/игра «Знатоки»

Необходимо из предложенных знаков выбрать такие, которые помогут охранять природу.

  • Пока вы наводили порядок в тайге, я на поляне нашла вот эти предметы.

Показываю 3 шишки — кедровую, сосновую, еловую.

-Что это такое?

-Угадайте, с каких деревьев эти шишки?

-Что у них внутри? (угощаю детей кедровыми орешками)

-Понравились вам орешки? Кедровые орешки очень вкусные и полезные. Осенью, когда они поспевают, люди идут в тайгу за орехами.

-Но орехи любит не только человек, но и зверьё лесное. Кто из зверей любит кедровые орехи, как вы думаете? (ответы детей)

Самый большой любитель орех - птица кедровка, (слайд)

  • Величиной эта птичка с голубя, грудка пятнистая, а клюв очень крепкий. Шелушит кедровка своим крепким клювом шишки, а орехи под язык кладёт. Наберёт орехов и спрячет в укромное место на зиму, на чёрный день.
  • Бывает, забудет кедровка, где орехи спрятала, а орехи прорастут и из ростков новый кедр вырастает.

-Какие ещё птицы обитают на Байкале? (дети перечисляют)

  • Ребята, кедровка полетела к воде, видимо пить захотела. Давайте и мы с вами отдохнём на берегу, ( включаю фонограмму с шумом прибоя)
  • Хотя Байкал и сравнивают с морем, всё-таки чем вода Байкала отличается от морской воды? (ответы детей)
  • В море вода солёная, её пить нельзя, а в Байкале вода пресная.
  • В озере Байкал вода очень холодная даже жарким летом. Почему, как вы думаете?
  • Вода холодная, потому что солнечные лучи не могут прогреть озеро до самого дна. Оно очень глубокое.
  • А ещё воды Байкала славятся своей чистотой. Как вы думаете, в этом есть заслуга человека? Как человек влияет на чистоту Байкала?

-Люди охраняют воды Байкала от загрязнения. Почему?(ответы детей)

-Проведём в нашей лаборатории опыт с водой. Сравним воду в двух стаканах .(на столе 2 стакана воды: с грязной водой и чистой водой)

-Чем вода отличается? В какой воде могут жить рыбы, другие животные, растения?

-Как мы поступим с грязной водой?

Предлагаю очистить грязную воду при помощи фильтра и сравнить её с чистой водой)

-Вот так можно полечить воды озера, если поставить сооружения с фильтрами. Люди должны заботиться о том, чтобы отходы с предприятий не загрязняли воды Байкала

-Ребята, в озере Байкал очень много рыб. Назовите вам известных, (слайд)

  • Как вы думаете, в водах Байкала можно встретить только рыб?
  • Кроме рыб в Байкале обитают водоплавающие животные. Одно из них - это нерпа, (слайд). Это животное хорошо и быстро плавает, питается рыбой. Вместо лап у этого животного - ласты, на которых имеются крепкие, большие когти. В конце зимы у нерпы рождается нерпёнок. Мама-нерпа кормит его молоком.

В байкальских сугробах заснеженных,

В берлоге-норе ледяной

 Родился нерпёнок нежный

 У нерпы студёной порой.

И мама нерпёнка ласкала,

Кормила его молоком, и нежно его лизала,

Шершавым своим языком

На слайде с изображением нерпы знак SOS

-Ребята, посмотрите, такой же знак, как и на нашей карте. Что бы это значило? (дети высказывают предположения)

  • Ребята, эти животные нуждаются в защите. Ежегодно многие нерпы гибнут от рук браконьеров из-за своей красивой шубки. Как мы можем помочь нерпе?
  • Мы поставим предупреждающий знак, что это животное под охраной.

( приклеивают запрещающий знак по добыче нерпы на карту Байкала)

-Вам понравилось путешествовать? Давайте порассуждаем, что вам запомнилось больше всего?

В память о путешествии люди привозят сувениры, интересные предметы, открытки. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы осталась память о сегодняшнем путешествии? (ответы детей)

Поддерживаем идею об изготовлении сувенира, поделки в память о путешествии.

Обобщаю ответы детей:

- Ребята, дети в младшей группе не знают, что есть такие животные. Предлагаю вам изготовить для них фотографии этих чудесных животных.

Дети подходят к заготовкам: контуры с изображением нерпы. Наклеивают шубку с помощью ваты (выход в самостоятельную творческую деятельность детей)

Литература:

  1. Александрова Е.М. Случай в лесу. Ж. «Созвучие», 2013г, № 25, с. 11
  2. Давыдова С.М. Ангара и нерпёнок. Ж. «Созвучие», 2013г, № 25, с. 10
  3. Кудрина Г.Я. Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры. - Иркутск, 2005.- 164с
  4. Пилатова А.В. Путешествие на Байкал. Ж. «Созвучие, 2012 г, № 22, с.23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Конспект занятия «Рыбки плавают в Байкале»

Конспект занятия «Рыбки плавают в Байкале»...