Конспект занятия "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye_konspekt_zanyatiya.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
по ФГОС в старшей группе Тема: «Насекомые»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Методы и приемы:
- Наглядные (показ, демонстрация);
- Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
- Практические (занимательные упражнения, опыты);
- Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
- Здоровье сберегающие технологии: физкультминутки.
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
- Развивать связную речь.
- Развивать образность речи.
- Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
- Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
- Развивать общую моторику, координацию.
- Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдения, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Ход занятия
Педагог: Давайте поздороваемся: Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие на самолёте.
Самолеты загудели, (вращение согнутых рук перед грудью)
Самолеты полетели, (руки в стороны)
На поляну тихо сели, (руки к коленям)
Да и снова полетели. (руки в стороны).
Вот мы с вами попали на полянку. Ребята, кого мы с вами можем встретить на полянке? Ответы детей…
-Послушайте стихотворение:
Насекомые весной Вьются и порхают —
На полянке на лесной — Всё благоухает!
Ног у насекомых шесть, Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть (Но не путать с пылью!)
Пчёлке, бабочке, шмелю Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю С зелени, с листочков.
Шмель гудит, оса звенит, Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни Соты заполняет.
Насекомые весной Вьются и порхают —
На полянке на лесной — Всё благоухает!
Ног у насекомых шесть, Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть (Но не путать с пылью!)
Пчёлке, бабочке, шмелю Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю С зелени, с листочков.
Шмель гудит, оса звенит, Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни Соты заполняет.
Загадывание загадок о насекомых.
Картинки с насекомыми спрятаны под цветами на полу.
- Я с утра жужжу, цветы бужу, мед вожу (пчела)
- Целый день летает всем надоедает (муха)
- Не зверь, не птица , а нос как спица (комар)
- Прыгает пружинка зеленая спинка (кузнечик)
- Очень, очень работящий
Под сосной в лесу густом, из травинок строит дом (муравей)
- Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)
- Я жужжу когда сижу, и жужжу когда хожу (жук)
- Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет (бабочка).
Физкультминутка «Веселая полянка»
Прилетела к нам сюда полосатая пчела (дети бегают махают руками и жужжат).
Заиграл в траве скрипач, а потом помчался вскачь (прыгают как кузнечик)
Ну а вот среди цветов бабочки порхают, разноцветные вокруг крылышки мелькают (бегают махают руками)
Прилетела стрекоза, как фонарики глаза (делают пальцами рук колечки)
Описав над полем круг, сел на травку майский жук (садятся на ноги)
Муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, комар, муха, пчела- кто скажет, кто это?
- Ребята, а только ли на земле обитают насекомые?
- Как передвигаются насекомые?
- Чем они питаются?
- Куда бы мы не пошли: в сад, лес, на речку, всюду нас окружают насекомые.
В траве ползают жучки, над красивыми цветами вьются бабочки и пчелы; стрекочет кузнечик, на воде стайкой носятся жуки плавунцы, лапками как веслами гребут, всюду, куда не посмотришь, живут насекомые.
Взять хотя бы муравья, такой крошка, его не заметишь сразу, а в большом муравейнике их очень много.
- Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? – Самый сильный муравей, по сравнению со слоном настоящий силач, он переносит тяжести в десять раз больше своего веса.
Если приглядеться к растениям, то увидите на каждой травинке, цветочке сидят мухи, комары, пчелы, шмели.
Не только своим количеством замечательны насекомые, но и разнообразием. Посмотрите, как они не похожи друг на друга, и каждый по-своему красив.
- Кузнечик задние ноги у него очень длинные и нескладные и кажется, что даже мешают ему ходить, но вот если кузнечику почудилась какая-то
Опасность, он осторожно подгибает их под себя и вдруг как пружинка- скачок,- и он уже далеко. Попробуй догони прыгуна.
А жук закован в блестящую скорлупу, будто в панцирь. У него шесть жестких ног, а во рту острые зазубренные челюсти.
У пчел на ногах целый набор инструментов: здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и щеточки для чистки глаз от этой же пыльцы.
- Ребята, посмотрите какие изящные бабочки, они покрыты нежным мягким мехом, из которого выглядывают круглые светящиеся глаза и шесть ног.
Рот у бабочки- это длинный тонкий хоботок, обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается на дно цветка.
- Ребята, какие враги есть у насекомых?
- Птицы, и все? - да человек, который хочет поймать бабочку, чтобы поближе рассмотреть, а трогать ее ни в коем случае нельзя. Ведь у нее очень нежная кожица.
Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь ребята их не обижать, а охранять и беречь.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор, почему?
- Заяц, еж, лиса, шмель.
- Ворона, паук, скворец, сорока.
- Бабочка, стрекоза, енот, пчела.
- Кузнечик, воробей, божья коровка, майский жук.
Дидактическая игра «Чей дом?»
Ребята а вы знаете, где живут насекомые? Давайте найдем их дом.
Паутина – паук, муравейник – муравей, дерево – жук, муха, трава – кузнечик, стрекоза, цветы – пчела, бабочка.
Игра «Чудесный мешочек».
Воспитатель: сейчас мы проведем игру «Чудесный мешочек». Достаёте по очереди картинку с насекомым и доказывает пользу или вред насекомого. (дети сидят в кругу на паласе)
1. Тля (вредное – поедает растения; полезное – еда для божьей коровки)
2. Шмель (полезное – опыляет растения)
3. Божья коровка (полезное – ест тлю)
4. Пчела (опыляет цветы, приносит мед)
5. Таракан (вредное – разносит инфекцию)
6. Комар (вредное - больно кусается, но это еда для птиц и рыб, медведей)
7. Муравей (полезное – рыхлит землю, очищает лес)
8. Муха (вредное - разносит микробы; полезное ей питаются птицы, пауки)
9. Медведка ( полезное - рыхлит землю)
Физкультминутка Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Дидактическая игра «Найди тень» Детям предлагается подобрать тень к пяти разным насекомым - бабочке, кузнечику, мухе, гусенице и божьей коровке. Игра включает в себя два отдельных листа для печати - тени-силуэты насекомых и их цветные изображения. Дети вырезают силуэты и тени.
- Ребята, скажите о ком, мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).
- Правильно. Когда приходите в лес и на полянку, луг, не спешите бегать , кричать, а лучше понаблюдайте за жизнью насекомых. А сейчас я вам предлагаю вернуться с нашей полянки обратно в группу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....