Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме:" Народная культура и традиции русского и татарского народа с использованием ИКТ в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Формировать представления детей, о культуре,традициях и быте русского и татарского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnaya_kultura_i_traditsii_russkogo_i_tatarskogo_naroda.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
- Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского и татарского народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.
- Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
- Продолжать учить детей поддерживать беседу, отвечая на вопросы, расширять словарный запас.
- Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским и татарским народным традициям и культуре, прошлому страны.
Материалы и оборудование:
- ноутбук, проектор, экран, презентация, старинные предметы быта (самовар, деревянные ложки с росписью)
Методы и приёмы
- наглядный (показ слайдов);
- словесный (вопросы и ответы, пояснения, беседа);
- игровой (народная игра «Тюбетейка»)
Предварительная работа: Укрась фартук (альяпкыч)для куклы Гульчачак», «Тюбетейка для куклы Ильяс», «Узор для украшения праздника Сабантуй», лепка из соленого теста «Баранки».
- разучивание пословиц, поговорок, народных игр;
- чтение художественной литературы;
- проведение бесед о русских традициях и татарского народа.
Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях».
Словарная работа: чугунок, утвари, ухват, лучина, пряжа, русская печь, калфак, альяпкыч, кулмэк, ичиги.
Индивидуальная работа:
Ход занятия
Воспитатель: Организационный момент
Давайте нашу деятельность начнём с пожеланием всем добра:
«Я желаю гостям добра, я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра».
Давайте друг другу улыбнёмся и подарим хорошее настроение!
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня с Вами поговорить о нашей стране.
Как называется наша страна, в которой мы живем? (Ответы детей).
Как зовут нашего президента. (Ответы детей)
Воспитатель показывает указкой границы России и рассказывает (слайд 1)
РОССИЯ – страна многонациональная, очень большая, богатая и красивая. На территории Российской Федерации проживает огромное количество разных народов и национальностей, крупнейшими из которых являются русские, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Каждый представитель определенного народа обладает своими чертами: традициями, мировоззрением, языком и обычаями. Столица нашей Родины - г. Москва.
Воспитатель: Ребята, а как называется наше село, в котором мы живем? (Ответы детей). Правильно, молодцы!
И в нашем селе Кунашак живут разные национальности: русские, татары, башкиры и др. Я с Вами хочу поговорить о национальности: русские.
Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на столе. Когда - то они были частью утвари(предмет) в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они?
Дети: (Самовар для чая, ложки для еды).
Воспитатель: Правильно, но как все предметы можно назвать одним словом?
Дети: Посуда! (Дети садятся на стулья).
Воспитатель: Все предметы в доме делали своими руками. Столовые предметы были деревянными. Пищу готовили в русской печи (слайд 2).
Кастрюль не было, хозяйки готовили в чугунках (слайд 3), прихватывая их ухватом (слайд 4), и сажали чугунок в печь, чтоб приготовить пищу.
А как сейчас готовят пищу, кто знает?
Дети: На плите!
Воспитатель: Правильно! На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было. В наших домах и квартирах горит свет (электричество). Как Вы думаете, что же использовали люди вместо электричества? (Ответы детей). Давайте с Вами рассмотрим иллюстрацию на слайде, что на ней изображено? (изображена девушка, которая прядёт пряжу, рядом горит лучина. (слайд 5)
Дети: Девушка работает.
Воспитатель: Девушка не просто работает, она прядёт пряжу, а рядом горит лучина, потому что не было света (электричество). Повторите вместе: «Лучина»!
ЛУЧИНА (драночка,щепань) (слайд 6) — это тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы.
Долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни. (слайд 7).
Как вы думаете ребята, для чего нужна пряжа.
Дети: Чтобы вязать разные вещи!
Воспитатель: Правильно! Повторите вместе: «Пряжа»! Девушки прядут пряжу (слайд 8), при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будут вязать тёплые вещи.
Из дерева вырезали столовые принадлежности: ложки, разделочные доски,
скалки, шкатулки и матрёшек.
Все эти вещи называют «народным промыслом и традициями» (слайд 9)
Повторите вместе: «Народный промысел и традиции»!
Люди делали это не только для себя, но и на продажу. Ездили на
ярмарку(рынок), надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – это русские
народные костюмы. На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами
песнями и играми (слайд10). Люди знакомились, показывали своё ремесло
другим и продавали свои изделия.
Народные промыслы (игры, песни, хороводы) – это народное творчество.
Физкультминутка: «Родина моя– Россия»
В нашей стране горы - высокие, | тянемся на носочках вверх. |
Реки глубокие, | присаживаемся на корточки. |
Степи широкие, | раскидываем руками. |
Леса большие, | руки вверх. |
А мы - ребята вот такие! | показываем большой палец. |
Воспитатель: Мы немного отдохнули, а ещё русский народ богат
не только промыслами и ремёслами, играми и хороводами, но и «фольклором».
Что же это такое – «фольклор»? Русский народ богат сказками, пословицами,
поговорками, загадками, считалками. Какие русские народные сказки вы знаете?
Назовите их (Ответы детей) (слайд 11).
Мы с вами познакомились с русскими традициями и промыслами.
А ещё живут у нас в селе Кунашак - татары.
Самое главное у татар есть свой – язык, татарский. Повторите вместе (Ответы
детей). Ребята, а Вы знаете татарские праздники? (Навруз, Сабантуй).
НАВРУЗ — это праздник, когда прощались с зимой, собирались все вместе готовили на улице, ели, танцевали, веселились — это период пробуждения природы, наступления тепла и начала весенне-полевых работ. (слайд12).
САБАНТУЙ — это любимый, народный праздник, он проводится после окончания посева урожая, на котором не утихают национальные песни, пляски и спортивные состязания. (слайд 13).
Ребята, а как Вы готовитесь с родителями на семейные праздники? (накрываем
красивый стол, одеваем красивые наряды). Вот ребята, с давних времен идет
такой обычай. Люди одевали свои самые красивые наряды, готовили свои
национальные блюда (балиш, чак-чак, баурсак, кыстыбай) и приглашали своих
родственников, друзей, соседей. (слайд 14).
Давайте посмотрим на слайде, татарскую национальную одежду (слайд 15).
Посмотрите на девушку, у девушки на голове (калфак, платье (кулмэк), фартук, (алъяпкыч) с красивыми узорами. У женщин этот фартук много значил.
В давние времена по этому фартуку определяли, сколько лет девушке,
замужем ли она, есть ли у нее дети. К сожалению, эти обычаи уже
утеряны, татары одевают национальную одежду только по праздникам. На ноге
у девушки ичиги. Вот какой глубокий смысл лежит в этих узорах.
А парень одет (на голове у него тюбетейка, рубашка, пояс, жилет, ичиги) (слайд 16).
Национальными узорами они разрисовывали не только одежду, но и полотенца,
скатерти, и посуду (слайд 17).
Народная игра «Тюбетейка» (дети встают в круг, звучит музыка, дети
по очереди передают друг другу тюбетейку, музыка останавливается, у кого
остается тюбетейка, тот пляшет).
Воспитатель: Сегодня, мы с Вами говорили о нашей стране, культуре,
традициях и быте русского и татарского народа, о семейных традициях.
Ребята, что Вам сегодня понравилось и запомнилось больше всего?
Мы и дальше продолжим знакомство с русской и татарской культурой и
традициями.
Угощение национальным блюдом «Чак-чак»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект"Народная культура и традиции русского и татарского народов"
Вид проекта:творческий,краткосрочный,коллективный.Срок реалиации:две недели.Образовательная область:патриотическое воспитание....
ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДА.
Культура русского и казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть кр...
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»
Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...
"Приобщение детей к истокам национальной культуры через традиции и обычаи татарского народа"
Данную тему выбрала не случайно, её считают очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произощли перемены к лучшему. Возрождаются забытые народные традиции и обычаи, знакомиться с которыми необ...
Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе
Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по знакомству с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности «В гостях у Пелагеи» для детей среднего дошкольного возраста
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....
Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство с русскими традициями»
Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство ...