Исследовательская деятельность старших дошкольников в рамках проекта «Птицы нешего края»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Исследовательская деятельность старших дошкольников в рамках проекта «Птицы нашего края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_nashego_kraya.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

"Детский сад №43 "Журавушка"

Исследовательская деятельность старших дошкольников в рамках проекта «Птицы нашего края»

                          Разработали воспитатели:

Марина Сергеевна Баранчукова,

Мария Николаевна Метелкина

г. Лесосибирск, 2022 г.


«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе

исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Так же Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования особое внимание   уделяется познавательно-исследовательской деятельности детей (исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними).

В основе  познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям.

В соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является исследовательская деятельность в ДОУ.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  • О материалах (глине, бумаге, ткани, деревьях, металле);
  • О человеке: (о частях тела)
  • О природных явлениях: (временах года, явлениях погоды, объектах живой и неживой природы – воде, льде, снеге и т.д.
  • О предметном мире (посуде, мебели, игрушках, обуви, транспорте.
  • О геометрических эталонах (круге, прямоугольнике, призме, ромбе
  • О мире животных и растений (о том, как звери живут зимой, летом; овощах, фруктах и т.д.; условиях, необходимых для их роста и развития (свет, влага, тепло).

В детском саду часто совмещается исследовательская и проектная деятельность. В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Мы в своей группе реализовали проект «Птицы нашего края

Тема исследовательской деятельности в рамках проекта выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы

Цель проекта: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.

Задачи проекта:
Обучающие:
• Закреплять ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. 
• Пополнить имеющиеся представления  новыми сведениями о внешнем виде птиц (Ворона, сорока, голубь, снегирь, дубонос, синица, воробей, щегол, поползень, чечетка, дятел кукушка, скворец, трясогузка, трясогузка желтогрудая, стриж, ласточка, сова, филин, чайка, зяблик, утка, зяблик, дрозд)
• Формировать умение у детей правильно подкармливать птиц (своевременно подсыпать корм в кормушку).
Развивающие:
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей названием птиц, развивать связную речь.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты  проектной деятельности:

- дети совместно с родителями проявляют  заботу о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
- укрепление детско-родительских отношений в процессе совместной деятельности;

- получение проектного продукта (Кормушка, альбом с птицами, настольная игра)

Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
-работа воспитателей с детьми;
-самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах через беседу, опрос детей, наблюдение за птицами.
- Определение темы проекта, задач.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта: создание картотеки про зимующих птиц, пополнение библиотеки рассказами и сказками про птиц, установление кормушек на территории детского сада)

Длительность 2-3 дня
2.Основной этап. Реализация проекта. С 14.02-28.02

Реализация образовательной области «Познавательное развитие»

№1

14.02

Беседа с просмотром презентации «Зимующие птицы»

НОД

Метелкина М.Н

№2

15.02

Познавательный видеофильм «Как живут птицы зимой»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

Посещение выставки «Птицы нашего края»  

Свободная деятельность

Баранчукова М.С и Рахманова В.С

№3

14.02

Дидактическая игра: «Кто на кормушке», «Мама и детеныши»

Свободная деятельность

Метелкина    М.Н

№3

16.02

Беседа «Покормите птиц зимой»,

«Птицы в городе и парке»

НОД

Баранчукова М.С

№4

17.02

Дидактическая игра «Что едят птицы»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№5

15.02

Рассматривание книг и энциклопедий с иллюстрациями птиц

Свободная деятельность

Метелкина М.Н

№6

14.0223.02

Просмотр мультфильмов. Фиксики «Кормушка», «Где обедал воробей»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№7

14.02

В. Бианки «Сова», М. Клокова «Зима пришла»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н

№8

14.02

В. Сухомлинский «Как

синичка меня будит»,

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№9

15.02

Никонова «Зимние гости»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н

№10

17.02

Чтение: С. Маршак «Где обедал воробей»,

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№11

21.021

С. Есенин «Воробышки»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№12

21.02

Осеева «Сороки»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н

№13

23.02

И. Поленов «Синичкины кладовки»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№14

24.02

И.Тургенев «Воробей»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н

№15

14.02

Заучивание стихотворений: А. Барто «Синица», В. Лапин «Гнездо»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

Чтение: Е Чарушин «Сова»,

№16

20.02

Загадки про птиц

Свободная деятельность

Метелкина М.Н

Реализация образовательной области «Речевое развитие»

№1

15.02

Сравнительное наблюдение снегиря и воробья

НОД

Метелкина М.Н

№2

22.02

Составление описательного рассказа по картине о зимующих птицах

НОД

Баранчукова М.С

Составление рассказа по схеме о птицах

НОД

Баранчукова М.С.

Пересказывания рассказа В.Сухомлинского «Птичья кладовая»

НОД

Метелкина М.Н

№3

14-25.02

Настольная игра «Пазлы»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н и Баранчукова М.С.

№4

14-24.02

Настольная игра «Лото»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н и Баранчукова М.С.

Заучивание стихотворения А. Яшин «Покормите птиц зимой»

НОД

 Метелкина М.Н.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

№1

17.02

Рисование «Снегирь», «Ворона на ветке»

НОД

Метелкина М.Н

№2

21.02

Работа в раскрасках

НОД

Баранчукова М.С

№3

23.02

Аппликация «Синичка»

НОД

Баранчукова М.С.

Оригами «Голубь», «Сова»

НОД

Метелкина М.Н

Реализация образовательной области «Физическое воспитание»

№1

14-17.02

Подвижная игра «Цапля и лягушки»

Прогулка

Метелкина М.Н, Баранчукова М.С

№2

22-24.02

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Прогулка

Метелкина М.Н,Баранчукова М.С

№3

14-24.02

Физминутка «Воробьи-воробушки», «Дятел»

НОД

Метелкина М.Н,Баранчукова М.С

Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

№1

14-24.02

Изготовление совместно с родителями кормушки, скворечник, подкормка птиц.

Свободная деятельность

Баранчукова М.С,Метелкина М.Н

№2

24.02

Организация «птичьего кафе» как на территории детского сада, так и на набережной реки Енгисея

Прогулка

Баранчукова М.Н

Наблюдения за птицами

№1

14.02

Наблюдение за синицей

В группе

Метелкина М.Н

№2

15.02

Наблюдение за голубями

На прогулке

Баранчукова М.С

№3

20.02

Наблюдение за снегирем

В группе

Баранчукова М.С, МетелкинаМ.Н.

№4

14.02, 16.02

Наблюдение за воробьями

На прогулке

Баранчукова М.С.

№5

17.02, 24.02

Наблюдение за щеглом

В группе

Метелкина М.Н., Баранчукова М.С

№6

15.02, 22.02

Наблюдение за дубоносом

В группе

Баранчукова М.С.

№7

22.02

Наблюдение за сорокой

На прогулке

Метелкина М.Н.

№8

23.02

Наблюдение за воронами

На прогулке

Баранчукова М.С.

№9

14.02,

24.02

Наблюдение за чечеткой

В группе

Метелкина М.Н, Баранчукова М.С.

Наблюдение за поползнем

В группе

Баранчукова М.С.

Работа с родителями

№1

14-24.02

Консультации «Покормите птиц зимой»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С,Метелкина М.Н

№2

14-24.02

Конкурс на лучшую кормушку «Столовая для птиц».

Свободная деятельность

Баранчукова М.С,Метелкина М.Н

Сотрудничества с социальными службами

№1

10.2.2022

Прошла фотовыставка «Птицы нашего Края»

Рахманова В.С. фотограф-любитель.

В качестве наглядного материала были использованные профессиональные фотографии, видеосюжеты созданные Рахмановой В.С. Благодаря выставке дети имели возможность усовершенствовать   знания о птицах,  задуматься о том, как важно заботиться о пернатых друзьях в зимний период.

№2

17.02.2022

Прошёл мастер-класс «Покорители небя»

Сотрудники музея

3. Заключительный этап

Оформление результата проекта в виде презентации, создание видеофильма.

Оформление выставки детских работ.

Результаты исследовательской деятельности в рамках проекта

В результате исследовательской  деятельности:

- Мы получили проектные продукты: Книгу «Птицы нашего края», кормушки, настольную игру мэмори «Птицы».

- Дети знают и называютот 15 до 30 птиц (ворона, голубь, снегирь, дубонос, синица, воробей, щегол, чечетка, сорока, кукушка, трясогузка, скворец, коршун, ласточка, цапля, журавль, малиновка, щегол, соловей, сова, филин, чайка)

- Различают их друг от друга. Знают чем можно кормить птиц и что любят птицы.

- В процессе совместного изготовления кормушек и заботы о птицах дети с родителями изготовили 7 кормушек. Дети охотно заботились о птицах.

Кроме того, в результате реализации проекта «Покормите птиц зимой» у детей сформирован интерес к исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Юный эколог"( пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")

Дидактическое пособие "Юный эколог"(пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")...

Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...

Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования.

Тема: Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования. (из опыта работы).Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста...

Выступление на пед. совете на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования"

Выступление на пед. совете на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования"...

Презентация на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе"

Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе...

Исследовательская деятельность младших дошкольников в рамках проекта «Покормите птиц зимой»

Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и...

Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.

Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...