Исследовательская деятельность старших дошкольников в рамках проекта «Птицы нешего края»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Исследовательская деятельность старших дошкольников в рамках проекта «Птицы нашего края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy_nashego_kraya.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей
"Детский сад №43 "Журавушка"
Исследовательская деятельность старших дошкольников в рамках проекта «Птицы нашего края»
Разработали воспитатели:
Марина Сергеевна Баранчукова,
Мария Николаевна Метелкина
г. Лесосибирск, 2022 г.
«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»
С. Л. Рубинштейн
Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Так же Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования особое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности детей (исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними).
В основе познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям.
В соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является исследовательская деятельность в ДОУ.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
- О материалах (глине, бумаге, ткани, деревьях, металле);
- О человеке: (о частях тела)
- О природных явлениях: (временах года, явлениях погоды, объектах живой и неживой природы – воде, льде, снеге и т.д.
- О предметном мире (посуде, мебели, игрушках, обуви, транспорте.
- О геометрических эталонах (круге, прямоугольнике, призме, ромбе
- О мире животных и растений (о том, как звери живут зимой, летом; овощах, фруктах и т.д.; условиях, необходимых для их роста и развития (свет, влага, тепло).
В детском саду часто совмещается исследовательская и проектная деятельность. В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Мы в своей группе реализовали проект «Птицы нашего края
Тема исследовательской деятельности в рамках проекта выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы
Цель проекта: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи проекта:
Обучающие:
• Закреплять ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
• Пополнить имеющиеся представления новыми сведениями о внешнем виде птиц (Ворона, сорока, голубь, снегирь, дубонос, синица, воробей, щегол, поползень, чечетка, дятел кукушка, скворец, трясогузка, трясогузка желтогрудая, стриж, ласточка, сова, филин, чайка, зяблик, утка, зяблик, дрозд)
• Формировать умение у детей правильно подкармливать птиц (своевременно подсыпать корм в кормушку).
Развивающие:
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей названием птиц, развивать связную речь.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
- дети совместно с родителями проявляют заботу о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
- укрепление детско-родительских отношений в процессе совместной деятельности;
- получение проектного продукта (Кормушка, альбом с птицами, настольная игра)
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
-работа воспитателей с детьми;
-самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах через беседу, опрос детей, наблюдение за птицами.
- Определение темы проекта, задач.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта: создание картотеки про зимующих птиц, пополнение библиотеки рассказами и сказками про птиц, установление кормушек на территории детского сада)
Длительность 2-3 дня
2.Основной этап. Реализация проекта. С 14.02-28.02
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» | ||||
№1 | 14.02 | Беседа с просмотром презентации «Зимующие птицы» | НОД | Метелкина М.Н |
№2 | 15.02 | Познавательный видеофильм «Как живут птицы зимой» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С |
Посещение выставки «Птицы нашего края» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С и Рахманова В.С | ||
№3 | 14.02 | Дидактическая игра: «Кто на кормушке», «Мама и детеныши» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н |
№3 | 16.02 | Беседа «Покормите птиц зимой», «Птицы в городе и парке» | НОД | Баранчукова М.С |
№4 | 17.02 | Дидактическая игра «Что едят птицы» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С |
№5 | 15.02 | Рассматривание книг и энциклопедий с иллюстрациями птиц | Свободная деятельность | Метелкина М.Н |
№6 | 14.0223.02 | Просмотр мультфильмов. Фиксики «Кормушка», «Где обедал воробей» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С |
№7 | 14.02 | В. Бианки «Сова», М. Клокова «Зима пришла» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н |
№8 | 14.02 | В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», | Свободная деятельность | Баранчукова М.С |
№9 | 15.02 | Никонова «Зимние гости» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н |
№10 | 17.02 | Чтение: С. Маршак «Где обедал воробей», | Свободная деятельность | Баранчукова М.С |
№11 | 21.021 | С. Есенин «Воробышки» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С |
№12 | 21.02 | Осеева «Сороки» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н |
№13 | 23.02 | И. Поленов «Синичкины кладовки» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С |
№14 | 24.02 | И.Тургенев «Воробей» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н |
№15 | 14.02 | Заучивание стихотворений: А. Барто «Синица», В. Лапин «Гнездо» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С |
Чтение: Е Чарушин «Сова», | ||||
№16 | 20.02 | Загадки про птиц | Свободная деятельность | Метелкина М.Н |
Реализация образовательной области «Речевое развитие» | ||||
№1 | 15.02 | Сравнительное наблюдение снегиря и воробья | НОД | Метелкина М.Н |
№2 | 22.02 | Составление описательного рассказа по картине о зимующих птицах | НОД | Баранчукова М.С |
Составление рассказа по схеме о птицах | НОД | Баранчукова М.С. | ||
Пересказывания рассказа В.Сухомлинского «Птичья кладовая» | НОД | Метелкина М.Н | ||
№3 | 14-25.02 | Настольная игра «Пазлы» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н и Баранчукова М.С. |
№4 | 14-24.02 | Настольная игра «Лото» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н и Баранчукова М.С. |
Заучивание стихотворения А. Яшин «Покормите птиц зимой» | НОД | Метелкина М.Н. |
Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | ||||
№1 | 17.02 | Рисование «Снегирь», «Ворона на ветке» | НОД | Метелкина М.Н |
№2 | 21.02 | Работа в раскрасках | НОД | Баранчукова М.С |
№3 | 23.02 | Аппликация «Синичка» | НОД | Баранчукова М.С. |
Оригами «Голубь», «Сова» | НОД | Метелкина М.Н |
Реализация образовательной области «Физическое воспитание» | ||||
№1 | 14-17.02 | Подвижная игра «Цапля и лягушки» | Прогулка | Метелкина М.Н, Баранчукова М.С |
№2 | 22-24.02 | Подвижная игра «Воробушки и кот» | Прогулка | Метелкина М.Н,Баранчукова М.С |
№3 | 14-24.02 | Физминутка «Воробьи-воробушки», «Дятел» | НОД | Метелкина М.Н,Баранчукова М.С |
Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» | ||||
№1 | 14-24.02 | Изготовление совместно с родителями кормушки, скворечник, подкормка птиц. | Свободная деятельность | Баранчукова М.С,Метелкина М.Н |
№2 | 24.02 | Организация «птичьего кафе» как на территории детского сада, так и на набережной реки Енгисея | Прогулка | Баранчукова М.Н |
Наблюдения за птицами | ||||
№1 | 14.02 | Наблюдение за синицей | В группе | Метелкина М.Н |
№2 | 15.02 | Наблюдение за голубями | На прогулке | Баранчукова М.С |
№3 | 20.02 | Наблюдение за снегирем | В группе | Баранчукова М.С, МетелкинаМ.Н. |
№4 | 14.02, 16.02 | Наблюдение за воробьями | На прогулке | Баранчукова М.С. |
№5 | 17.02, 24.02 | Наблюдение за щеглом | В группе | Метелкина М.Н., Баранчукова М.С |
№6 | 15.02, 22.02 | Наблюдение за дубоносом | В группе | Баранчукова М.С. |
№7 | 22.02 | Наблюдение за сорокой | На прогулке | Метелкина М.Н. |
№8 | 23.02 | Наблюдение за воронами | На прогулке | Баранчукова М.С. |
№9 | 14.02, 24.02 | Наблюдение за чечеткой | В группе | Метелкина М.Н, Баранчукова М.С. |
Наблюдение за поползнем | В группе | Баранчукова М.С. |
Работа с родителями | ||||
№1 | 14-24.02 | Консультации «Покормите птиц зимой» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С,Метелкина М.Н |
№2 | 14-24.02 | Конкурс на лучшую кормушку «Столовая для птиц». | Свободная деятельность | Баранчукова М.С,Метелкина М.Н |
Сотрудничества с социальными службами | ||||
№1 | 10.2.2022 | Прошла фотовыставка «Птицы нашего Края» | Рахманова В.С. фотограф-любитель. В качестве наглядного материала были использованные профессиональные фотографии, видеосюжеты созданные Рахмановой В.С. Благодаря выставке дети имели возможность усовершенствовать знания о птицах, задуматься о том, как важно заботиться о пернатых друзьях в зимний период. | |
№2 | 17.02.2022 | Прошёл мастер-класс «Покорители небя» | Сотрудники музея |
3. Заключительный этап
Оформление результата проекта в виде презентации, создание видеофильма.
Оформление выставки детских работ.
Результаты исследовательской деятельности в рамках проекта
В результате исследовательской деятельности:
- Мы получили проектные продукты: Книгу «Птицы нашего края», кормушки, настольную игру мэмори «Птицы».
- Дети знают и называютот 15 до 30 птиц (ворона, голубь, снегирь, дубонос, синица, воробей, щегол, чечетка, сорока, кукушка, трясогузка, скворец, коршун, ласточка, цапля, журавль, малиновка, щегол, соловей, сова, филин, чайка)
- Различают их друг от друга. Знают чем можно кормить птиц и что любят птицы.
- В процессе совместного изготовления кормушек и заботы о птицах дети с родителями изготовили 7 кормушек. Дети охотно заботились о птицах.
Кроме того, в результате реализации проекта «Покормите птиц зимой» у детей сформирован интерес к исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие "Юный эколог"( пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")
Дидактическое пособие "Юный эколог"(пособие для исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации Регионального проекта "ТЕМП")...
Современные подходы к организации проектно-исследовательской деятельности старших дошкольников в рамках реализации национального-регионального компонента дошкольного образования
В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход...
Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования.
Тема: Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования. (из опыта работы).Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста...
Выступление на пед. совете на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования"
Выступление на пед. совете на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования"...
Презентация на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе"
Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе...
Исследовательская деятельность младших дошкольников в рамках проекта «Покормите птиц зимой»
Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и...
Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.
Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...