Выступление на пед. совете на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования"
презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа)

Зубова Евгения Николаевна

Выступление на пед. совете на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx25.06 КБ
Файл pedsovet.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Детство»

городского округа Котельники Московской области

Доклад на тему:

Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования

Подготовили:

Воспитатель Зубова Е.Н.

Воспитатель Зарубо А.В.

Г. Котельники, 2021

   Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения

экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.

    На первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимание общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.

   Экологическое сознание ребенка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия побуждают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе.

 

Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников?

Потребность в общении с природой.

Эстетические и этические чувства, которые вызывают общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка.

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования, представляют, ребенку,  возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.

Эксперименты вызывают у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.)

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного показания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.

       В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Природа – великий учитель, поэтому необходимо воспитывать в детях четкое понимание того, что не будь всего живого – земли, воды – людям не жить на земле.

Чем богаче мир вокруг, тем будет лучше жить в этом мире взрослым и детям. Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, чувствовать взаимосвязь человека с природой, тем богаче, добрее он вырастет. Воспитатель должен заложить в сознание детей понятие о живой и неживой природе.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

В рамках экологического проекта «Хочу все знать», мы с детьми проводили опыты и эксперименты, учились бережному отношению к природе.

  1. Мы с ребятами провели эксперимент и вспомнили, почему нельзя есть снег.
  2. Также мы закрепили знания о том, что из снега можно лепить. И узнали, что на снегу можно рисовать. Дети с удовольствием раскрашивали снеговиков и сугробы.
  3. Конечно же всю зиму мы подкармливали птиц, и продолжаем делать это и сейчас.
  4. Мы изучали свойства воздуха и воды. Дети узнали, что благодаря воздуху и трубочке, можно делать рисунки. Мы провели опыт: опускали трубочку в воду и закрывали пальцем верх трубочки, вода не вытекала, а когда убирали палец, вода вытекала из трубочки.
  5. С большим интересом и радостью дети делали мыльные пузыри. А также наблюдали, как с помощью воздушного шарика можно управлять струей воды.
  6. Во время образовательной деятельности ребята познакомились с березой и елью. Они учились находить сходства и различия между деревьями.
  7. Мы, с ребятами, захотели узнать на ветках, какого дерева быстрее появятся почки. Мы поставили в воду ветки березы, осины и ольхи. Через три дня на березе появились почки, через неделю – листочки. Продолжаем ждать почки на осине и ольхе.
  8. Мы с детьми проращивали фасоль. Поставили банки с фасолью на подоконник, в теплое темное место и в холодное темное место. Через неделю достали и увидели результат. Фасоль из холодного места даже не раскрылась. А обе другие – проросли.
  9. Мы с детьми устроили огород на окне. Мы посадили томат, редис, свеклу, укроп, лук, салат и базилик.
  10. Дети принимали непосредственное участие в посадке семян.
  11. Ухаживали за растениями, рыхлили землю и поливали.
  12. За неделю у нас проросли семена редиса, свеклы, укропа, салата, и конечно же пророс лук.
  13. Также мы учились ухаживать за комнатными растениями, поливать их и протирать листья от пыли.
  14. Дети участвовали в акции «Добрые крышечки»

Хоть наш проект еще не закончился, но уже сейчас можно сказать, что дети стали добрее и внимательнее. Они перестали отламывать ветки деревьев и кустарников на участке детского сада. Им очень нравится рыхлить почву и поливать растения. И конечно, они очень ждут новых опытов и экспериментов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования

Слайд 2

Почему нельзя есть снег?

Слайд 3

Снег, снежок

Слайд 4

Кормление птиц

Слайд 5

Эксперименты с водой и воздухом

Слайд 6

Эксперименты с воздухом и водой

Слайд 7

Береза и ель

Слайд 8

Где быстрее появятся почки?

Слайд 9

Проращивание фасоли в различных условиях

Слайд 10

Огород на окне

Слайд 11

Огород на окне

Слайд 12

Огород на окне

Слайд 13

Огород на окне

Слайд 14

Уход за комнатными растениями

Слайд 15

Добрые крышечки

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования.

Тема: Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования. (из опыта работы).Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста...

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в рамках экологического образования детей дошкольного возраста. Описываются разнообразные ...

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в рамках экологического образования детей дошкольного возраста. Описываются разнообразные ...

Презентация на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе"

Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе...

Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.

Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...

«Проектно- исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования»

«Проектно- исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования» Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремле...