Исследовательская деятельность младших дошкольников в рамках проекта «Покормите птиц зимой»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Так же Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования особое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности детей (исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними).
В основе познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям.
В соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является исследовательская деятельность в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская деятельность младших дошкольников в рамках проекта "Покормите птиц зимой!" | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей
"Детский сад №43 "Журавушка"
Исследовательская деятельность младших дошкольников в рамках проекта «Покормите птиц зимой»
Разработали воспитатели:
Марина Сергеевна Баранчукова,
Мария Николаевна Метелкина.
г. Лесосибирск, 2020 г.
«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»
С. Л. Рубинштейн
Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Так же Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования особое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности детей (исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними).
В основе познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям.
В соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является исследовательская деятельность в ДОУ.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
- О материалах (глине, бумаге, ткани, деревьях, металле);
- О человеке: (о частях тела)
- О природных явлениях: (временах года, явлениях погоды, объектах живой и неживой природы – воде, льде, снеге и т.д.
- О предметном мире (посуде, мебели, игрушках, обуви, транспорте.
- О геометрических эталонах (круге, прямоугольнике, призме, ромбе
- О мире животных и растений (о том как звери живут зимой, летом; овощах, фруктах и т.д.; условиях, необходимых для их роста и развития (свет, влага, тепло).
В детском саду часто совмещается исследовательская и проектная деятельность. В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Мы в своей группе реализовали проект «Покормите птиц зимой».
Тема исследовательской деятельности в рамках проекта выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы
Цель проекта: Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность (создание кормушки, альбома о зимующих птицах, настольная игра).
Во время прогулки наблюдая за следами на снегу, дети увидели следы птиц и полоски на снегу, ребятишки заинтересовались что это может быть и откуда они взялись на нашем участке, когда они узнали, что это были птицы им стало интересно, что они делали на нашем участке… Так и появилась детская проблема.
Детская проблема: Помочь зимующим птицам.
Задачи проекта:
Обучающие:
• Закреплять ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
• Пополнить имеющиеся представления новыми сведениями о внешнем виде птиц (Ворона, голубь, снегирь, дубонос, синица, воробей, щегол, чечетка)
• Формировать умение у детей правильно подкармливать птиц (своевременно подсыпать корм в кормушку).
Развивающие:
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей названием птиц, развивать связную речь.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты проектной деятельности:
- дети совместно с родителями проявляют заботу о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
- укрепление детско-родительских отношений в процессе совместной деятельности;
- получение проектного продукта (Кормушка, альбом с птицами, настольная игра)
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
-работа воспитателей с детьми;
-самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.
Вид проекта: краткосрочный, групповой
Сроки реализации: с 10.01.2020 по 24.01.2020 гг.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах через беседу, опрос детей, наблюдение за птицами.
- Определение темы проекта, задач.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта: создание картотеки про зимующих птиц, пополнение библиотеки рассказами и сказками про птиц, установление кормушек на территории детского сада)
Длительность 2-3 дня
2.Основной этап. Реализация проекта.
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» | |||||
№1 | 13.01 | Беседа с просмотром презентации «Зимующие птицы» | НОД | Метелкина М.Н | |
№2 | 13.01 | Познавательный видеофильм «Как живут птицы зимой» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С | |
№3 | 14.01 | Дидактическая игра: «Кто на кормушке» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н | |
№3 | 16.01 | Беседа «Покормите птиц зимой» | НОД | Баранчукова М.С | |
№4 | 17.01 | Дидактическая игра «Что едят птицы» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С | |
№5 | 15.01 | Рассматривание книг и журналов с иллюстрациями птиц | Свободная деятельность | Метелкина М.Н | |
№6 | 14.0123.01 | Просмотр мультфильмов. Фиксики «Кормушка», «Где обедал воробей» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С | |
№7 | 13.01 | В. Бианки «Сова» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н | |
№8 | 14.01 | В. Сухомлинский «Как синичка меня будит» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С | |
№9 | 15.01 | Никонова «Зимние гости» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н | |
№10 | 17.01 | Чтение: С. Маршак «Где обедал воробей», | Свободная деятельность | Баранчукова М.С | |
№11 | 20.01 | С. Есенин «Воробышки» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С | |
№12 | 21.01 | Осеева «Сороки» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н | |
№13 | 23.01 | И. Поленов «Синичкины кладовки» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С | |
№14 | 24.01 | И.Тургенев «Воробей» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н | |
№15 | 13.01 | Заучивание стихотворений: А. Барто «Синица» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С | |
№16 | 20.01 | Н. Рубцов «Воробей» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н | |
Реализация образовательной области «Речевое развитие» | |||||
№1 | 15.01 | Сравнительное наблюдение снегиря и воробья | НОД | Метелкина М.Н | |
№2 | 22.01 | Составление описательного рассказа о снегире | НОД | Баранчукова М.С | |
№3 | 13-24.01 | Настольная игра «Разрезные картинки» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н и Баранчукова М.С. | |
№4 | 13-24.01 | Настольная игра «Лото» | Свободная деятельность | Метелкина М.Н и Баранчукова М.С. |
Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | ||||
№1 | 17.01 | Рисование «Кормушки» | НОД | Метелкина М.Н |
№2 | 20.01 | Работа в раскрасках | НОД | Баранчукова М.С |
№3 | 23.01 | Аппликация «Кормушка для пернатых» | НОД | Баранчукова М.С. |
Реализация образовательной области «Физическое воспитание» | ||||
№1 | 13-17.01 | Подвижная игра«Собачка и воробьи» | Прогулка | Метелкина М.Н, Баранчукова М.С |
№2 | 20-24.01 | Подвижная игра «Воробушки и кот» | Прогулка | Метелкина М.Н,Баранчукова М.С |
№3 | 12-24.01 | Физминутка «Скачет шустрая синица» | НОД | Метелкина М.Н,Баранчукова М.С |
Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» | ||||
№1 | 13-24.01 | Изготовление совместно с родителями кормушки, подкормка птиц. | Свободная деятельность | Баранчукова М.С,Метелкина М.Н |
№2 | 24.01 | Организация «птичьего кафе» на территории детского сада | Прогулка | Баранчукова М.Н |
Наблюдения за птицами | ||||
№1 | 13.01 | Наблюдение за синицей | В группе | Метелкина М.Н |
№2 | 14.01 | Наблюдение за голубями | На прогулке | Баранчукова М.С |
№3 | 20.01 | Наблюдение за снегирем | В группе | Баранчукова М.С, МетелкинаМ.Н. |
№4 | 14.01, 16.01 | Наблюдение за воробьями | На прогулке | Баранчукова М.С. |
№5 | 17.01, 20.01 | Наблюдение за щеглом | В группе | Метелкина М.Н., Баранчукова М.С |
№6 | 15.01, 22.01 | Наблюдение за дубоносом | В группе | Баранчукова М.С. |
№7 | 22.01 | Наблюдение за сорокой | На прогулке | Метелкина М.Н. |
№8 | 23.01 | Наблюдение за воронами | На прогулке | Баранчукова М.С. |
№9 | 14.01, 24.01 | Наблюдение за чечеткой | В группе | Метелкина М.Н, Баранчукова М.С. |
Работа с родителями | ||||
№1 | 13-24.01 | Консультации «Покормите птиц зимой» | Свободная деятельность | Баранчукова М.С,Метелкина М.Н |
№2 | 13-24.01 | Конкурс на лучшую кормушку «Столовая для птиц». | Свободная деятельность | Баранчукова М.С,Метелкина М.Н |
3. Заключительный этап
Оформление результата проекта в виде презентации, создание видеофильма.
Оформление выставки детских работ.
Результаты исследовательской деятельности в рамках проекта
В результате исследовательской деятельности:
- Мы получили проектные продукты: настольную игру «Покорми птиц!», кормушки, видеофильм.
- Дети знают и называютот 6 до 9 птиц (ворона, голубь, снегирь, дубонос, синица, воробей, щегол, чечетка, сорока)
- Различают их друг от друга. Знают чем можно кормить птиц и что любят птицы.
- В процессе совместного изготовления кормушек и заботы о птицах дети с родителями изготовили 7 кормушек. Дети охотно заботились о птицах.
Кроме того, в результате реализации проекта «Покормите птиц зимой» у детей сформирован интерес к исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Покорми птиц зимой"
Тема проекта «Покорми птиц зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно...
Фото отчет о реализации познавательно-исследовательского проекта «Покормите птиц зимой»
Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них Ну, морозы, ну, морозы.Нос на...
Презентация исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" средняя группа часть1
В презентации представлены материалы исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" (часть 1) , который был реализован в средней группе дошкольного отделения "Росинка" СП "Знамя Октября" ГБОУ Школа...
«Изготовление кормушек для птиц из бросового материала в домашних условиях» в рамках проекта «Покормите птиц зимой»
Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птиц...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках образовательного проекта «Покормите птиц зимой» с детьми 2 младшей группы
Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, которые страдают зимой от холода; желание сочувствовать и помогать им в трудных зимних условиях....
Конспект итогового занятия в рамках проекта «Покормите птиц зимой» по познавательной деятельности во второй группе раннего возраста «У кормушки»
Конспект итогового занятия в рамках проекта «Покормите птиц зимой» по познавательной деятельности во второй группе раннего возраста «У кормушки» Цель: дать детям элементар...
Исследовательская деятельность старших дошкольников в рамках проекта «Птицы нешего края»
Исследовательская деятельность старших дошкольников в рамках проекта «Птицы нашего края»...