Исследовательская деятельность младших дошкольников в рамках проекта «Покормите птиц зимой»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

 

Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Так же Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования особое внимание   уделяется познавательно-исследовательской деятельности детей (исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними).

В основе  познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям.

В соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является исследовательская деятельность в ДОУ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

"Детский сад №43 "Журавушка"

Исследовательская деятельность младших дошкольников в рамках проекта «Покормите птиц зимой»

                          Разработали воспитатели:

Марина Сергеевна Баранчукова,

Мария Николаевна Метелкина.

г. Лесосибирск, 2020 г.


«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе

исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Так же Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования особое внимание   уделяется познавательно-исследовательской деятельности детей (исследованию объектов окружающего мира и экспериментированию с ними).

В основе  познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям.

В соответствии с требованиями Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является исследовательская деятельность в ДОУ.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

  • О материалах (глине, бумаге, ткани, деревьях, металле);
  • О человеке: (о частях тела)
  • О природных явлениях: (временах года, явлениях погоды, объектах живой и неживой природы – воде, льде, снеге и т.д.
  • О предметном мире (посуде, мебели, игрушках, обуви, транспорте.
  • О геометрических эталонах (круге, прямоугольнике, призме, ромбе
  • О мире животных и растений (о том как звери живут зимой, летом; овощах, фруктах и т.д.; условиях, необходимых для их роста и развития (свет, влага, тепло).

В детском саду часто совмещается исследовательская и проектная деятельность. В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Мы в своей группе реализовали  проект «Покормите птиц зимой».

Тема исследовательской деятельности в рамках проекта выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы

Цель проекта: Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность (создание кормушки, альбома о зимующих птицах, настольная игра).

Во время прогулки наблюдая за следами на снегу, дети увидели следы птиц и полоски на снегу, ребятишки заинтересовались что это может быть и откуда они взялись на нашем участке, когда они узнали, что это были птицы им стало интересно, что они делали на нашем участке… Так и появилась детская проблема.

Детская проблема: Помочь зимующим птицам.

Задачи проекта:
Обучающие:
• Закреплять ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. 
• Пополнить имеющиеся представления  новыми сведениями о внешнем виде птиц (Ворона, голубь, снегирь, дубонос, синица, воробей, щегол, чечетка)
• Формировать умение у детей правильно подкармливать птиц (своевременно подсыпать корм в кормушку).
Развивающие:
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей названием птиц, развивать связную речь.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
Ожидаемые результаты  проектной деятельности:

- дети совместно с родителями проявляют  заботу о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
- укрепление детско-родительских отношений в процессе совместной деятельности;

- получение проектного продукта (Кормушка, альбом с птицами, настольная игра)

Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
-работа воспитателей с детьми;
-самостоятельная деятельность детей;
- совместная деятельность родителей и детей.

Вид проекта: краткосрочный, групповой
Сроки реализации: с 10.01.2020 по 24.01.2020 гг.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели. 

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах через беседу, опрос детей, наблюдение за птицами.
- Определение темы проекта, задач.
- Сбор информации по данной теме.
- Создание необходимых условий для реализации проекта: создание картотеки про зимующих птиц, пополнение библиотеки рассказами и сказками про птиц, установление кормушек на территории детского сада)

Длительность 2-3 дня
2.Основной этап. Реализация проекта.

Реализация образовательной области «Познавательное развитие»

№1

13.01

Беседа с просмотром презентации «Зимующие птицы»

НОД

Метелкина М.Н

№2

13.01

Познавательный видеофильм «Как живут птицы зимой»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№3

14.01

Дидактическая игра: «Кто на кормушке»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н

№3

16.01

Беседа «Покормите птиц зимой»

НОД

Баранчукова М.С

№4

17.01

Дидактическая игра «Что едят птицы»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№5

15.01

Рассматривание книг и журналов с иллюстрациями птиц

Свободная деятельность

Метелкина М.Н

№6

14.0123.01

Просмотр мультфильмов. Фиксики «Кормушка», «Где обедал воробей»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№7

13.01

В. Бианки «Сова»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н

№8

14.01

В. Сухомлинский «Как

синичка меня будит»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№9

15.01

Никонова «Зимние гости»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н

№10

17.01

Чтение: С. Маршак «Где обедал воробей»,

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№11

20.01

С. Есенин «Воробышки»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№12

21.01

Осеева «Сороки»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н

№13

23.01

И. Поленов «Синичкины кладовки»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№14

24.01

И.Тургенев «Воробей»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н

№15

13.01

Заучивание стихотворений: А. Барто «Синица»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С

№16

20.01

Н. Рубцов «Воробей»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н

Реализация образовательной области «Речевое развитие»

№1

15.01

Сравнительное наблюдение снегиря и воробья

НОД

Метелкина М.Н

№2

22.01

Составление описательного рассказа о снегире

НОД

Баранчукова М.С

№3

13-24.01

Настольная игра «Разрезные картинки»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н и Баранчукова М.С.

№4

13-24.01

Настольная игра «Лото»

Свободная деятельность

Метелкина М.Н и Баранчукова М.С.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

№1

17.01

Рисование «Кормушки»

НОД

Метелкина М.Н

№2

20.01

Работа в раскрасках

НОД

Баранчукова М.С

№3

23.01

Аппликация «Кормушка для пернатых»

НОД

Баранчукова М.С.

Реализация образовательной области «Физическое воспитание»

№1

13-17.01

Подвижная игра«Собачка и воробьи»

Прогулка

Метелкина М.Н, Баранчукова М.С

№2

20-24.01

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Прогулка

Метелкина М.Н,Баранчукова М.С

№3

12-24.01

Физминутка «Скачет шустрая синица»

НОД

Метелкина М.Н,Баранчукова М.С

Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

№1

13-24.01

Изготовление совместно с родителями кормушки, подкормка птиц.

Свободная деятельность

Баранчукова М.С,Метелкина М.Н

№2

24.01

Организация «птичьего кафе» на территории детского сада

Прогулка

Баранчукова М.Н

Наблюдения за птицами

№1

13.01

Наблюдение за синицей

В группе

Метелкина М.Н

№2

14.01

Наблюдение за голубями

На прогулке

Баранчукова М.С

№3

20.01

Наблюдение за снегирем

В группе

Баранчукова М.С, МетелкинаМ.Н.

№4

14.01, 16.01

Наблюдение за воробьями

На прогулке

Баранчукова М.С.

№5

17.01, 20.01

Наблюдение за щеглом

В группе

Метелкина М.Н., Баранчукова М.С

№6

15.01, 22.01

Наблюдение за дубоносом

В группе

Баранчукова М.С.

№7

22.01

Наблюдение за сорокой

На прогулке

Метелкина М.Н.

№8

23.01

Наблюдение за воронами

На прогулке

Баранчукова М.С.

№9

14.01,

24.01

Наблюдение за чечеткой

В группе

Метелкина М.Н, Баранчукова М.С.

Работа с родителями

№1

13-24.01

Консультации «Покормите птиц зимой»

Свободная деятельность

Баранчукова М.С,Метелкина М.Н

№2

13-24.01

Конкурс на лучшую кормушку «Столовая для птиц».

Свободная деятельность

Баранчукова М.С,Метелкина М.Н

3. Заключительный этап

Оформление результата проекта в виде презентации, создание видеофильма.

Оформление выставки детских работ.

Результаты исследовательской деятельности в рамках проекта

В результате исследовательской  деятельности:

- Мы получили проектные продукты: настольную игру «Покорми птиц!», кормушки, видеофильм.

- Дети знают и называютот 6 до 9 птиц (ворона, голубь, снегирь, дубонос, синица, воробей, щегол, чечетка, сорока)

- Различают их друг от друга. Знают чем можно кормить птиц и что любят птицы.

- В процессе совместного изготовления кормушек и заботы о птицах дети с родителями изготовили 7 кормушек. Дети охотно заботились о птицах.

Кроме того, в результате реализации проекта «Покормите птиц зимой» у детей сформирован интерес к исследовательской деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Покорми птиц зимой"

Тема проекта «Покорми птиц зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно...

Фото отчет о реализации познавательно-исследовательского проекта «Покормите птиц зимой»

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них Ну, морозы, ну, морозы.Нос на...

Презентация исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" средняя группа часть1

В презентации представлены материалы исследовательского проекта "Покормите птиц зимой" (часть 1) , который был реализован в средней группе дошкольного отделения "Росинка" СП "Знамя Октября" ГБОУ Школа...

«Изготовление кормушек для птиц из бросового материала в домашних условиях» в рамках проекта «Покормите птиц зимой»

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птиц...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках образовательного проекта «Покормите птиц зимой» с детьми 2 младшей группы

Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, которые страдают зимой от холода; желание сочувствовать и помогать  им в трудных зимних условиях....

Конспект итогового занятия в рамках проекта «Покормите птиц зимой» по познавательной деятельности во второй группе раннего возраста «У кормушки»

Конспект итогового занятия в рамках проекта «Покормите птиц зимой» по познавательной деятельности во второй группе раннего возраста «У кормушки» Цель: дать детям элементар...

Исследовательская деятельность старших дошкольников в рамках проекта «Птицы нешего края»

Исследовательская деятельность старших дошкольников в рамках проекта «Птицы нашего края»...