Конспект по познавательному развитию: "Подсказки природы" в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по окружающему миру

Выборова Валентина Викторовна

Конспект по познавательному развитию: "Подсказки природы" в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podskazki_prirody._vyborova_v.v.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад «Золотой ключик» г. Волгодонска

   

                                                                                            Конспект

Познавательному развитию с детьми подготовительной группы

на тему: « Подсказки природы»                                          

 

Направление образования и развития (образовательная область):

Интеграция ОО: «Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое»

Форма НОД – интегрированное занятие    

                                                                                                                       Автор разработки: Выборова В.В.

                                         

                                                                                           

2018 год

Цель: Познакомить детей с изобретениями  человека, взаимствованными  у  природы.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять представления о взаимосвязях человека с природой;
  • помочь понять детям, что изобретения облегчают человеку жизнь;
  • расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, строить предложения.

Развивающие:

  • развивать умение ясно и внятно выражать свои мысли;
  •  развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас;
  • развивать умение поэтапно строить работу, анализировать свои действия;
  • содействовать развитию творчества в придумывании изобретений.

Воспитательные:

  • воспитывать осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию;
  • развивать нравственные качества личности ребенка;
  • воспитывать уважительное отношение к сверстникам, умение работать в коллективе.

.

Методы и приемы: игровой, творческий,  вопросы к детям, метод практической деятельности, метод стимулирования (похвала, одобрение), проблемные ситуации, анализ, подведение итогов .

Ресурсная база: кепка, фонарик, скотч, презентация, экран для просмотра слайдов, машинка, ножницы, ковш, лопата, материал  необходимый для изобретения.

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие» (развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности); «Художественно-эстетическое развитие»: (развитие творчества через придумывание собственных изобретений); «Социально-коммуникативное» (развитие свободного общения, овладение способами взаимодействия (умение договариваться), овладение нормами речи, формирование нравственных ценностей (забота о других), «Физическое  развитие» (развитие двигательной активности, физминутка).

Современные педагогические технологии: Информационно –коммуникативная технология; Технология проблемного обучения (создание проблемной ситуации); Социо-игровые технологии (игра с правилами  «Рот-ухо»); Здоровьесберегающая образовательная технология (динамические упражнения, физминутка).

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, виды деятельности

Результат

Вводная часть:   – организационный этап,  Психологический настрой на предстоящую деятельность, (2 минуты)

Создать ситуацию психологического комфорта.

Создать условия для

формирования интереса к занятию

 Воспитатель заходит в группу, у него на голове надета кепка, в руках фонарик, резинка. Подходит к столу и начинает конструировать: с помощью резинки прикрепляет фонарик к кепке.

Воспитатель отвечает: Сегодня утром, собираясь в детский сад, хотела взять корзину, которая стоит в кладовке на верхней полке. Открыла дверь, включаю свет, а лампочка не горит. Так я и не нашла корзину потому, что там темно. Вот и решила тогда исправить ситуацию. Шла, думала и придумала: возьму кепку к ней с помощью вот этой резинки прикреплю фонарик. Вот это и будет мне помощь. Я надену кепку, включу фонарик и смогу в темноте найти нужную мне вещь.

Ребята, расскажите, может кто-то из вас, что-нибудь изобретал?

 А вы какие знаете изобретения?

Дети интересуются происходящим,  подходят к воспитателю и начинают задавать вопросы.

Рассказы  детей из своей жизни.

Отвечают на поставленный вопрос.

Образовательное событие с элементами.

 

 

Психологическая готовность к деятельности и внутренняя мотивация

Вводная часть: Мотивационно – побудительный этап (2 минуты)

Создать проблемную ситуацию

Воспитатель: Правильно, человек начал придумывать изобретения, что бы облегчить себе жизнь.

Включается монитор. На экране появляется «Знайка» и обращается к детям: Дорогие, ребята! Я слышал, что вы очень любознательные и сообразительные.  Хочу вас пригласить на «вертуальную» экскурсию по земному шару.

Воспитатель: А, что значит «вертуальная» экскурсия?  

Вместе с «Знайкой» отправляемся на экскурсию.

Ответы детей.

Технология ИКТ.

Способность самостоятельно находить решения, решать задачи адекватные возрасту.

2 этап - выстраивание своего отношения к происходящему, проживание ситуации ( 2 минуты)

Формировать способность внятно и ясно выражать свои мысли

 «Знайка» говорит детям: закрываем глаза и проговариваем такие слова: мы летим,  много нового и полезного узнать хотим.

На слайде появляется изображение тигра  он рычит и оскаливает зубы

«Знайка»:  У тигра острые зубы. Глядя на его острые, мощные, крепкие зубы, человек придумал…(пауза) Как вы думаете, что придумал человек? На экране появляются предметы, которые придумал человек.

Слайд с изображением медведя.

«Знайка»: У медведя мощные когти. Что смог придумать человек? На экране появляются предметы, которые придумал человек.

Слайд с изображением слона.

«Знайка»: У слона огромные бивни. Как вы думаете, какое изобретение придумал человек, глядя на бивни слона? На экране появляются предметы, которые придумал человек.

 Дети закрывают глаза и  проговаривают вместе с «Знайкой»

Дети обдумывают, вносят свои предположения.

Дети умеют ясно выражать свои мысли.

Основная часть:   Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения с полной эмоциональной и эстетической отдачей (20 минут)

Содействовать развитию логики, мышления через нахождение сходства между изобретением и предметами.

активизировать словарь детей через описание живых объектов

Способствовать развитию интереса к сходствам в природе и изобретениями человека

Пополнение знаний детей о живой природе.

Способствовать развитию творческих способностей; умение работать в коллективе; поэтапно планировать работу.

Воспитатель: Ребята посмотрите, на столе у нас лежат разные предметы, что мог придумать человек, чтобы облегчить себе труд?  (На столе лежат ножницы, машинка, ковш, лопатка). Молодцы! Вы очень внимательны и нашли все сходства.

«Знайка»: А сейчас, я загадаю, вам загадку:

На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!

Что же за шапочки воздушные у одуванчика?

 Знайка: «Как вы думаете, наблюдая за такими парашютами, что придумал человек?»

Воспитатель: Вот так обыкновенный одуванчик натолкнул человека изобрести парашют. А кто из вас видел летом, что цветок одуванчика вдруг закрылся днём, что он подсказывает человеку своими закрывшимися цветами (показ слайда). Погода будет пасмурная, пойдёт дождь. Вот так человек всё время учится у природы.

А сейчас разомнёмся и немного отдохнём.

Физминутка: Вместе по лесу идём.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг
Тысяча цветов вокруг
!
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
К небу ручки протянули,


Позвоночник растянули
.
Отдохнуть мы все успели.

Воспитатель: Ребята, посмотрите перед вами  на столах, на подносах лежат семена с разных деревьев. Найдите семена клёна.

 А теперь подумайте, на что они похожи, и где человек это использует?

 Знайка: «А теперь скажите, что мог придумать человек, наблюдая за птицами (слайд с изображением летящей птицы). Что позаимствовал у птиц человек?»

Что общего есть у самолёта и птиц? А чем они отличаются друг от друга?

Не было бы на свете птиц, не знал бы человек вообще, что такое «летать».

 «Знайка»: А теперь, я приглашаю вас в путешествие в подводное царство (слайд подводного мира). Многие из вас ездили отдыхать на море. А что вы видели под водой, когда ныряли?

Кто знает этого морского обитателя? Может кто-то из вас знает, что мог повзаимствовать человек у медузы?

Люди подсмотрели у медузы и изобрели устройство, которое предсказывает  морякам приближение бури. Оказывается, у медузы есть особое ухо. Устроено оно просто, но хитро. Всё ухо – шарик с жидкостью. Внутри шарика мельчайшие камешки. Задолго до бури разносятся над волнами особые, неслышимые для человека тревожные звуки. Дошёл звук до уха медузы, дрогнул в ухе шарик с жидкостью, заколебались камешки, растревожили медузу. Поплыли медузы подальше от грозных звуков, на мелководье. Когда человек узнал, как устроено ухо медузы, он сделал прибор, который предсказывает бурю. Прибор тоже умеет слушать неслышный рокот, гул ветра и волн. За 15 часов до бури прибор сообщает капитану корабля: «Буря идёт! Надо укрыться в порту или уйти подальше от бури» (показ слайда)

Воспитатель: Наблюдая за природой, человек учится у неё, используя свои наблюдения с пользой для себя, облегчая себе труд.  Если  гулять да не по сторонам зевать, а присматриваться и приглядываться – много интересного и полезного заметишь.

Да, очень интересно наблюдать и придумывать, а что бы мне такого придумать… (пауза, воспитатель задумчиво смотрит по сторонам). Может, вы, ребята, хотите побывать в роли изобретателей?

Проговорить правила работы. Дети выбирают себе партнёра и включаются в работу, расходясь по рабочим зонам. А воспитатель выступает в роли « экстренной помощи», если понадобиться помощь. Воспитатель находиться с телефонной трубкой, если дети затрудняются набирают номер телефона и просят о помощи. А так же помощи можно попросить у товарища.

Дети находят сходства и приводят доказательства.

Дети отгадывают загадку  и отвечают на вопросы.

Просмотр слайда.

Дети отвечают, аргументируя свой ответ.

Ходьба на месте.

Потягивания — руки в стороны.)

Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.

Потягивания — руки вверх.

Дети находят и показывают их.

Дети отвечают. Показ слайда.

Ответы детей.

Ответы детей.

Появляется слайд с изображением медузы.

Слушают рассказ воспитателя.

Дети тоже проявляют желание и высказывают свои мысли. Обговаривают правила работы. Проговаривают как сделать, из чего сделать и для чего понадобиться.

Дети придумывают собственные изобретения и объясняют их значение.

 

Метод стимулирования (похвала, одобрение),

 

Физминутка

Беседа.

Продуктивная деятельность.

Дети умеют находить правильные ответы и логически мыслить.

Дети умеют отвечать на вопросы, строить предложения. Ясно и внятно выражают свои мысли.

Дети воспринимают новую информацию.

Дети самостоятельно придумывают изобретения

III.Заключительная часть: Релаксация. ( 2 минуты)

Создание атмосферы радости и удовлетворения.

 «Знайка»: Ребята, вы сегодня были молодцы!

Наша экскурсия подошла к концу. Но, чтобы покинуть мою «вертуальную» экскурсию, нужно поиграть. Игра называется «Ухо - рот». Расскажи, что тебе запомнилось из экскурсии. Разделитесь на 2 группы (по карточкам): первая группа будет – «ухо», вторая группа – «рот». «Ухо» слушает, а «рот» рассказывает. По моему сигналу (2 хлопка), вы меняетесь ролями.

Дети слушают «Знайку».

Делятся на 2 команды, образуя два круга (круг внутри круга). Первая команда рассказывает, что им запомнилось, а вторая команда слушает. По сигналу роли меняется.

Игра с правилами.

Дети делятся впечатлениями о проделанной роботе.

Заключительный этап. Рефлексия. (2 минуты)

Обобщение полученного опыта

ребенка.

Воспитатель : А что вызвало у вас затруднение во время экскурсии? Что было легко? А где сможете применить полученные знания? Как вы думаете изобретения облегчают жизнь человеку? Мы можем ещё, что-нибудь изобрести? Спросите у мам, пап об их идеях.

События продолжаются на следующий день.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, дают оценку своей деятельности.

Беседа.

Овладение навыками самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Будущие защитники Родины -на старт!» конспект спортивно-познавательного занятия для детей подготовительной к школе группе.

Конспект направлен на повышение интереса детей к российской армии, формирование патриотическийх чувств на занятиях физической культурой, с участием родителей....

Конспект НОД (Познавательно-речевое развитие) в подготовительной к школе группы. Тема: «Балда в гостях у «Репки»

Конспект НОД (Познавательно-речевое развитие) в подготовительной к школе группы.Тема: «Балда в гостях у «Репки» Цели: Образовательные: формировать элементарные представления об овощах; расши...

Конспект по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе «В гостях у медвежонка ТИКА».

Предлагаю вам конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам при ознакомл...

Конспект занятия по познавательному развитию «ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» подготовительная к школе группа

Конспект занятия по познавательному  развитию  с использованием социоигровой педагогики...

Конспект экологического КВН «Знатоки родной природы» (подготовительная к школе группа.)

Конспект экологического КВН «Знатоки родной природы»  (подготовительная к школе группа.)...