Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Путешествие в тундру»
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (старшая группа)

Косоурова Анастасия Дмитриевна

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: создание условий для формирования у детей представления о природных условиях тундры, о животном и растительном мире.

Задачи:

- Образовательная: познакомить детей с особенностями природных условий тундры.

- Развивающая: развивать способности детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе тундры.

Материалы и оборудование: картинки тундры, оборудование для опыта, пособие для игры «Кто в теремочки живет?».

Этапы занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Заинтересовывающий момент

- Все вы помните сказку «Теремок»?

(Да)

- Сегодня мы с вами попытаемся рассказать ее по-новому, ведь жалко развалившийся домик.

(Да, жалко, но в мультфильме звери его заново построили)

- А мы просто по-другому расскажем. Представьте, что в поле стоял вот такой теремок. Как вы думаете для кого он построен?

(Для животных с Северного полюса)

- Правильно. Теперь давайте будем рассказывать сказку. Я раздам вам карточки с изображением животных, а вы должна правильно найти для них теремок. Попробуйте придумать прозвища для своего животного, как в сказке – лягушка-квакушка, комар-пискун и т. п.

-Посмотрите на это животное, как вы думаете оно живет на Северном полюсе?

(Нет)

- Ребята, такое животное на Северном полюсе не живёт – оно травоядное.

- А о том, где живёт северный олень, мы узнаем в нашем путешествии по тундре.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

- Давайте сядем все красиво, спинки выпрямим, ножки поставим вместе. Вот мы и в самолете, прислушайтесь к звуку мотора самолета.

- В нашем путешествии мы узнаем, где живет северный олень. Вот мы и прилетели. Здесь снова зима, снег.

- Кого вы здесь видите?

(Стадо оленей)

- А о чем говорит присутствие в этих местах оленей?

(О том, что появилась растительность)

- А что необходимо всем растениям для жизни?

(Свет, тело, вода)

- Выходит, что в этом месте все это есть? Оно называется тундра.

- Но почему растительность так скудна – только мхи, лишайники да иногда низкорослые березки, прижавшиеся к земле?

- Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем разобраться. Проведем эксперимент, но перед этим давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

(быстрый шаг)

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

(выполнять движения будто умываемся)

Вот так славно освежились

(показать большой палец)

Приезжайте в тундру к нам

(показать руками на себя)

К белым, тающим снегам

(руки в стороны)

Проведение опыта

- Вот два одинаковых непрозрачных цветочных горшка, наполненных землей.

- Скажите, одинаковые ли эти горшки?

(Да)

- Теперь в каждый из горшков мы нальем одинаковое количество воды.

- Как вы думаете, что должно произойти?

(Вода уйдет в землю)

- Наливаю воду в первый горшок. Вода действительно уходит в землю.

- Теперь налью воду во второй горшок.

- Посмотрите, вода почему-то осталась на поверхности. Вероятно, ей что-то мешало просочиться внутрь. Что же?

- Давайте аккуратно раскопаем землю и посмотрим. Так и есть – стекло.

- В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой, и вода, так же, как и в случае с цветочным горшком, не может просочиться в глубь земли, ей мешает сильно замерзшая земля. Поэтому-то и образуются болота.

- А как вы думаете, какие корни у растений в тундре?

(Короткие, т. к. они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту)

- Какими же тогда вырастают сами растения?

- Вот так – с помощью двух цветочных горшком – мы поняли, почему образуются болота и почему растения в тундре не бывают большими.

- Мы с вами провели опыт. Учась в школе, на уроках физики и химии вы будете проводить много опытов, которые помогут вам лучше понять мир, в котором вы живете.

- Итак, в тундре есть растения. Что из этого следует?

(Что есть и животные, которые ими питаются)

- Как они называются?

(Травоядные)

- Кто же это?

(Северный олень, заяц)

- На них охотятся волки, песцы, полярная сова. Как можно назвать этих животных?

(Хищники)

- Все они очень хорошо приспособились к жизни в таких суровых условиях.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия

Систематизация знаний

- Теперь вы можете рассказать, как должен выглядеть «Теремок» для северного оленя?

- Чем он похож на «Теремок» для белого медведя? Чем отличается?

Рефлексия

-Что вам понравилось в нашем путешествии?

-Кому вы можете рассказать о нашем путешествии?

- Вы все большие молодцы, спасибо вам огромное за занятие!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_tundru.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зима не лето – в шубу одета».

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зима не лето – в шубу одета»....

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе "Путешествие в лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельностив области познание, ознакомление с миром природыдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в лес»Задачи:Образовательные:1....

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе Тема: «Лекарственные растения»

НОД направлена на  ознакомление детей старшего возраста с лекарстенными растениями: их названиями, внешним видом, целебными свойствами....

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе Тема: «Зимующие птицы»

НОД направлена на расширение знаний о зимующих птицах, внимательном отношении и заботе о них....

Конспект ОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе тема: «Полезные растения»

Задачи:Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;Познакомить детей с целебными кустарниками;Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений...

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе.

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе. Тема: Живая и неживая природа.Цель: Познакомить с понятием «природа», «живая природа»,...