Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Традиции моей семьи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по теме: «Традиции моей семьи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_traditsii.docx | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по теме: «Традиции моей семьи»
(подготовительная возрастная группа)
Подготовил:
учитель-дефектолог
Галкина Елена Алековна
2022г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
АООП МАДОУ «Детский сад №18»
Возрастная группа: старшая
Тема НОД: «Традиции моей семьи»
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: создание условий для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье через приобщение детей к истокам русской культуры.
Задачи:
Формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи; закреплять представления детей о семейных традициях;
Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, творческие способности, элементы самостоятельности, речевую активность;
Приобщать детей к духовно-нравственным традициям русского народа, прививать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Форма организации: групповая.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, изготовление продукта детского творчества.
Оборудование: мультимедийный проектор; атрибуты русской избы: печь, чугунок, кувшин, самовар, сундук, рушник, посуда, прялка; основы для создания рубашки, детали из фетра, разного размера и геометрических форм.
Ход НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I Вводная часть - Мы красиво нарядились, Вкруг себя оборотились. Вышли песенки попеть, На людей посмотреть! Вышли дружно поиграть – Себя людям показать! - Ребята, с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину. -Ребята а как вы думаете, что было самым важным во все времена, и в старину и сейчас, в наше время? -Давайте обратим внимание на мольберт, попробуем решить этот ребус. - Скажите мне дети, а что такое семья? - Какой должна быть семья? - Чем отличаются люди из разных семей? - У каждого из вас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть маленькие. Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. В семейном кругу мы с вами растем, основа основ – родительский дом. В семейном кругу, все корни твои И в жизнь ты выходишь из семьи. - Семья – это не просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и, конечно же – традициями. А традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семья свои традиции. - Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами и поговорим о традициях. II Основная часть -Вот мы и в старине. - Посмотрите для нас здесь и угощение приготовлено. -Где мы очутились? - Кто жил в таких избах? (Показ презентации «В русской избе», беседа) - Русская изба — это дом из брёвен, в котором издавна жил славянский народ. Русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра. - Существуют традиции , которых придерживались наши предки в своих избах. 1. Под каждый угол венца клали клочок шерсти ,чтоб дом был тёплый, монетки для богатства и благополучия. 2. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы из него выходили все беды и напасти. 3. Когда строительство было завершено, в дом пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. - А кто это такой, ребята? - Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если в избе происходило что-то, плохое пропадали вещи, то это списывали на проделки домового. Старались его удобрить, в тёмном уголке ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и больше не шалил, а вещи, что удивительно, находились. - Ой, ребята, пока мы тут говорили пропала корзинка с угощениями. Скорее всего, это проказничает домовой. -Ну что же, надо нам его задобрить. Посмотрите, какой старинный вязаный мешочек, что в нем? - Ребята, тут записочка, домовой предлагает с вами поиграть, если вы выполните некоторые его задания. То он вернет нам нашу корзинку. А какие задания, мы узнаем, если увидим мешочки, с изображением домового. Вы согласны поиграть? -Тогда пойдем дальше. -Что мы видим? (Большая комната – горница) -А теперь оглянитесь вокруг. Это наша изба. А мы с вами одна большая и дружная семья. В каждой избе был большой стол, чтобы поместилась за ним вся семья. Посмотрите, как у нас в избе чисто. А сколько здесь интересных вещей и предметов. - А вот и мешочек. Домовой просит нас познакомится с домашней утварью и проговорить чистоговорки. УК-УК-УК - беру бабушкин сундук ЫН-ЫН-ЫН - полон наш кувшин НОК-НОК-НОК - на столе чугунок АТ-АТ-АТ - взяли мы ухват ГА-ГА-ГА - наша пляшет кочерга ВАР-ВАР-ВАР - мы начистим самовар. - А вот и еще один мешочек. -Домовой рассказывает о традиционном русском гостеприимстве. К приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы скатертями и полотенцами, ставили разносолы. Хозяйка дома выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. После этого все шли за стол, ели, общались, пели песни. А какие традиции у вас дома, как у вас дома встречают гостей? Давайте и мы порадуем домового, поиграем в русскую народную игру «У дядюшки Трифона» -Домовой спрашивает вас, ребята, а почему в избе так тепло? - Конечно, посмотрите, какая у нас печь стоит. - Ой, а что же здесь за беспорядок? -Ребята, а вы знали, что домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по места- это тоже традиция. А вы помогаете старшим? У вас дома есть такая традиция? Поможем Домовому прибраться. Давайте присядем у печи, погреемся, полюбуемся на огонек. -Ребята, вы знали, что ритуалы приветствия и прощания, пожелание доброго утра, сладких снов, поцелуи, объятья, сказки на ночь. Это традиции. Какие из них есть у вас дома? -А еще одна из традиций семейное приготовление пищи. Мама месит тесто, папа делает фарш, а ребенок лепит пельмени. А вы готовите вместе с родителями, помогаете им? - Давайте и мы с вами испечем пирожки. Пальчиковая гимнастика «Отличные пшеничные» Мы печем пшеничные Пироги отличные. Кто придет к нам пробовать Пироги пшеничные? Мама, папа, брат, сестра, Пес лохматый со двора. И другие, все, кто может, Пусть приходят с ними тоже. Тесто замесили мы, Сахар не забыли мы, Пироги пшеничные В печку посадили мы. - Пироги испекли, а теперь садитесь за стол. - Ребятушки, вы просто молодцы, но как вы уже говорили, родители готовили, шили, пряли и вязали. А еще одной из традиций было украшать одежду вышитыми узорами - А вот и еще мешочек. - Домовой просит нас заглянуть в сундук. Что же это? Домовой предлагает нам попробовать украсить эти рубашки узорами. - Обратите внимание, рубашки украшались узорами на рукавах, на вороте и по подолу. -Молодцы, как красиво у вас получилось! - Мне кажется, Домовому тоже очень понравились ваши узоры! Презентация Домовой: - Здравствуйте, люди добрые! Я домовенок Кузя. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да и не утерпел, вышел на все поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные. Распотешили меня, развеселили, все задания мои выполнили. Я вам за это возвращаю вашу корзинку с угощениями. Получайте! А мне пора за печку, отдыхать. До свидания!- Ребята, пора и нам возвращаться в наше время. Кручусь, верчусь, в настоящем окажусь! III Заключительная часть Рефлексия. -Ребята, если вам понравилось наше путешествие вы прикрепите на наше деревце желтый листочек, а если не понравилось – красный. - Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям? Какие-то из этих традиций не сберегли до наших дней. Но многие из них по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери. … А, значит, у нашего народа есть будущее! Ребята, сохраняйте традиции своей семьи. А сейчас попрощаемся с нашими гостями. До свидания! До новых встреч! | Дети заходят в зал. Дети говорят друг другу приветственные слова с поклоном. Дети здороваются с гостями. Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы! Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы! Все дети гостям: Здравствуйте, гости, дорогие! Ответы детей Ответы детей Воспитатель с детьми, под музыку держась за руки, закручиваются в «змейку» и обратно, проговаривая слова: «Кручусь, верчусь, в старине окажусь!» Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Ответы детей Дети проходят к столу. Находят предметы на столе. Дети проговаривают чистоговорки. Дети выполняют движение в соответствии с текстом. Ответы детей Ответы детей Дети наводят порядок. Дети садятся на лавки у печи. Ответы детей Дети «пекут пироги» Дети разводят руки в стороны, пожимают плечами. Дети поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно. Дети делают манящие движения руками. Дети «месят тесто» Дети «посыпают сахар» Дети «пекут пироги»; разворачивают руки ладонями вверх Ответы детей Дети украшают рубашки узорами. Звучит музыка. Закрыв глаза, кружатся вокруг себя. Ответы детей |
- Ребята, тут записочка, домовой предлагает с вами поиграть, если вы выполните некоторые его задания. То он вернет нам нашу корзинку. А какие задания, мы узнаем, если увидим мешочки, с изображением домового. Вы согласны поиграть? -Тогда пойдем дальше. -Что мы видим? (Большая комната – горница) | Домовой просит нас познакомится с домашней утварью и проговорить чистоговорки. УК-УК-УК - беру бабушкин сундук ЫН-ЫН-ЫН - полон наш кувшин НОК-НОК-НОК - на столе чугунок АТ-АТ-АТ - взяли мы ухват ГА-ГА-ГА - наша пляшет кочерга ВАР-ВАР-ВАР - мы начистим самовар. |
Домовой рассказывает о традиционном русском гостеприимстве. К приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы скатертями и полотенцами, ставили разносолы. Хозяйка дома выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. После этого все шли за стол, ели, общались, пели песни. А какие традиции у вас дома, как у вас дома встречают гостей? Давайте и мы порадуем домового, поиграем в русскую народную игру «У дядюшки Трифона» | - Домовой просит нас заглянуть в сундук. Что же это? Домовой предлагает нам попробовать украсить эти рубашки узорами. - Обратите внимание, рубашки украшались узорами на рукавах, на вороте и по подолу. |
- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям? Какие-то из этих традиций не сберегли до наших дней. Но многие из них по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери. … А, значит, у нашего народа есть будущее! Ребята, сохраняйте традиции своей семьи. А сейчас попрощаемся с нашими гостями. До свидания! До новых встреч!. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Моя семья"
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Моя семья" в старшей группе. Интеграция: "Социализация", "Коммуникация", "Познание","художественная литература","Здоровье","Музыку", "Худ...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Семья"
Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Русские традиции» Старшая группа (5 - 6 лет).
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:«Русские традиции»Старшая группа (5 - 6 лет)....
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Ангел Хранитель. Традиции празднования именин"
Материал конспекта позволит воспитателям расширить представления детей о значении Дня Ангела для каждого человека, значении имен, значении покровителя, научит отличать День Ангела от именин, поз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/ [[{"ty...
Конспект комплексной непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Традиции. Для чего они нужны? Традиции нашего детского сада. »
Открытое занятие в подготовительной группе детского сада на тему "Традиции"1. Дать детям представление о традициях в целом.Познакомить детей со старинными семейными традициями и с тради...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме:" Народная культура и традиции русского и татарского народа с использованием ИКТ в средней группе
Формировать представления детей, о культуре,традициях и быте русского и татарского народа....