Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «Традиции моей семьи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Галкина Елена Алековна

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по теме: «Традиции моей семьи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_traditsii.docx42.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №18»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по теме: «Традиции моей семьи»

(подготовительная возрастная группа)

Подготовил:

учитель-дефектолог

Галкина Елена Алековна

2022г.


Конспект непосредственной образовательной деятельности

АООП МАДОУ «Детский сад №18»

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Традиции моей семьи»

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: создание условий для формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье через приобщение детей к истокам русской культуры.

Задачи:

Формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи; закреплять представления детей о семейных традициях;

Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, творческие способности, элементы самостоятельности, речевую активность;

Приобщать детей к духовно-нравственным традициям русского народа, прививать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Форма организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, изготовление продукта детского творчества.

Оборудование: мультимедийный проектор; атрибуты русской избы: печь, чугунок, кувшин, самовар, сундук, рушник, посуда, прялка; основы для создания рубашки, детали из фетра, разного размера и геометрических форм.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I Вводная часть

- Мы красиво нарядились,

Вкруг себя оборотились.

Вышли песенки попеть,

На людей посмотреть!

Вышли дружно поиграть –

Себя людям показать!

- Ребята, с давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

-Ребята а как вы думаете, что было самым важным во все времена, и в старину и сейчас, в наше время?

-Давайте обратим внимание на мольберт, попробуем решить этот ребус.

- Скажите мне дети, а что такое семья?

- Какой должна быть семья?

- Чем отличаются люди из разных семей?

- У каждого из вас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть маленькие.

Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, преданность, дружба.                   Семья – это самое дорогое, что есть у человека. В семейном кругу мы с вами растем, основа основ – родительский дом.

В семейном кругу, все корни твои

И в жизнь ты выходишь из семьи.

- Семья – это не просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и, конечно же – традициями. А традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семья свои традиции.

  - Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами и поговорим о традициях.

II Основная часть

-Вот мы и в старине.

- Посмотрите для нас здесь и угощение приготовлено.

-Где мы очутились?

- Кто жил в таких избах?

 (Показ презентации «В русской избе», беседа)

-  Русская изба — это дом из брёвен, в котором издавна жил славянский народ. Русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра.

- Существуют традиции , которых придерживались наши предки в своих избах.

1. Под каждый угол венца клали клочок шерсти ,чтоб дом был тёплый, монетки для богатства и благополучия.

2. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы из него выходили все беды и напасти.

3. Когда строительство было завершено, в дом пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить.

- А кто это такой, ребята?

- Люди верили, что в каждой избе жил свой домовой – покровитель дома. Если в избе происходило что-то, плохое пропадали вещи, то это списывали на проделки домового. Старались его удобрить, в тёмном уголке ставили мисочку с молоком. Если молоко исчезало, то домовой принял дар и больше не шалил, а вещи, что удивительно, находились.

- Ой, ребята, пока мы тут говорили пропала корзинка с угощениями. Скорее всего, это проказничает домовой.

-Ну что же, надо нам его задобрить. Посмотрите, какой старинный вязаный мешочек, что в нем?

 - Ребята, тут записочка, домовой предлагает с вами поиграть, если вы выполните некоторые его задания. То он вернет нам нашу корзинку. А какие задания, мы узнаем, если увидим мешочки, с изображением домового. Вы согласны поиграть?

-Тогда пойдем дальше.

-Что мы видим? (Большая комната – горница)

-А теперь оглянитесь вокруг. Это наша изба. А мы с вами одна большая и дружная семья. В каждой избе был большой стол, чтобы поместилась за ним вся семья. Посмотрите, как у нас в избе чисто. А сколько здесь интересных вещей и предметов.

- А вот и мешочек.

 Домовой просит нас познакомится с домашней утварью и проговорить чистоговорки.

УК-УК-УК - беру бабушкин сундук

ЫН-ЫН-ЫН - полон наш кувшин

НОК-НОК-НОК - на столе чугунок

АТ-АТ-АТ - взяли мы ухват

ГА-ГА-ГА - наша пляшет кочерга

ВАР-ВАР-ВАР - мы начистим самовар.

- А вот и еще один мешочек.

-Домовой рассказывает о традиционном русском гостеприимстве. К приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы скатертями и полотенцами, ставили разносолы. Хозяйка дома выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. После этого все шли за стол, ели, общались, пели песни.

А какие традиции у вас дома, как у вас дома встречают гостей?

Давайте и мы порадуем домового, поиграем в русскую народную игру «У дядюшки Трифона»

-Домовой спрашивает вас, ребята, а почему в избе так тепло?

- Конечно, посмотрите, какая у нас печь стоит.

- Ой, а что же здесь за беспорядок?

 -Ребята, а вы знали, что домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по места- это тоже традиция. А вы помогаете старшим? У вас дома есть такая традиция?

Поможем Домовому прибраться.

Давайте присядем у печи, погреемся, полюбуемся на огонек.

-Ребята, вы знали, что ритуалы приветствия и прощания, пожелание доброго утра, сладких снов, поцелуи, объятья, сказки на ночь. Это традиции. Какие из них есть у вас дома?

-А еще одна из традиций семейное приготовление пищи. Мама месит тесто, папа делает фарш, а ребенок лепит пельмени. А вы готовите вместе с родителями, помогаете им?

- Давайте и мы с вами испечем пирожки.

Пальчиковая гимнастика

 «Отличные пшеничные»

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

- Пироги испекли, а теперь садитесь за стол.

- Ребятушки, вы просто молодцы, но как вы уже говорили, родители готовили, шили, пряли и вязали. А еще одной из традиций было украшать одежду вышитыми узорами

 - А вот и еще мешочек.

- Домовой просит нас заглянуть в сундук. Что же это?

Домовой предлагает нам попробовать украсить эти рубашки узорами.

- Обратите внимание, рубашки украшались узорами на рукавах, на вороте и по подолу.

-Молодцы, как красиво у вас получилось!

- Мне кажется, Домовому тоже очень понравились ваши узоры!

Презентация

Домовой:

- Здравствуйте, люди добрые! Я домовенок Кузя. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да и не утерпел, вышел на все поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные. Распотешили меня, развеселили, все задания мои выполнили. Я вам за это возвращаю вашу корзинку с угощениями. Получайте! А мне пора за печку, отдыхать. До свидания!- Ребята, пора и нам возвращаться в наше время.

Кручусь, верчусь, в настоящем окажусь!

III Заключительная часть

Рефлексия.

-Ребята, если вам понравилось наше путешествие вы прикрепите на наше деревце желтый листочек, а если не понравилось – красный.

- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

Какие-то из этих традиций не сберегли до наших дней. Но многие из них по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери. … А, значит, у нашего народа есть будущее! Ребята, сохраняйте традиции своей семьи.

А сейчас попрощаемся с нашими гостями.

До свидания! До новых встреч!

Дети заходят в зал.

Дети говорят друг другу приветственные слова с поклоном.

Дети здороваются с гостями.

Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!

Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!

Все дети гостям: Здравствуйте, гости, дорогие!

Ответы детей

Ответы детей

Воспитатель с детьми, под музыку держась за руки, закручиваются в «змейку» и обратно, проговаривая слова«Кручусь, верчусь, в старине окажусь!»

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Дети проходят к столу.

Находят предметы  на столе.

Дети проговаривают чистоговорки.

Дети выполняют движение в соответствии с текстом.

Ответы детей

Ответы детей

Дети наводят порядок.

Дети садятся на лавки у печи.

Ответы детей

Дети «пекут пироги»

Дети разводят руки в стороны, пожимают плечами.

Дети поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно.

Дети делают манящие движения руками.

Дети «месят тесто»

Дети «посыпают сахар»

Дети «пекут пироги»;

разворачивают руки ладонями вверх

Ответы детей

Дети украшают рубашки узорами.

Звучит музыка.

Закрыв глаза, кружатся вокруг себя.

Ответы детей

- Ребята, тут записочка, домовой предлагает с вами поиграть, если вы выполните некоторые его задания. То он вернет нам нашу корзинку. А какие задания, мы узнаем, если увидим мешочки, с изображением домового. Вы согласны поиграть?

-Тогда пойдем дальше.

-Что мы видим? (Большая комната – горница)

Домовой просит нас познакомится с домашней утварью и проговорить чистоговорки.

УК-УК-УК - беру бабушкин сундук

ЫН-ЫН-ЫН - полон наш кувшин

НОК-НОК-НОК - на столе чугунок

АТ-АТ-АТ - взяли мы ухват

ГА-ГА-ГА - наша пляшет кочерга

ВАР-ВАР-ВАР - мы начистим самовар.

Домовой рассказывает о традиционном русском гостеприимстве. К приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы скатертями и полотенцами, ставили разносолы. Хозяйка дома выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. После этого все шли за стол, ели, общались, пели песни.

А какие традиции у вас дома, как у вас дома встречают гостей?

Давайте и мы порадуем домового, поиграем в русскую народную игру «У дядюшки Трифона»

- Домовой просит нас заглянуть в сундук. Что же это?

Домовой предлагает нам попробовать украсить эти рубашки узорами.

- Обратите внимание, рубашки украшались узорами на рукавах, на вороте и по подолу.


- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

Какие-то из этих традиций не сберегли до наших дней. Но многие из них по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери. … А, значит, у нашего народа есть будущее! Ребята, сохраняйте традиции своей семьи.

А сейчас попрощаемся с нашими гостями.

До свидания! До новых встреч!.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Моя семья"

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Моя семья" в старшей группе. Интеграция: "Социализация", "Коммуникация", "Познание","художественная литература","Здоровье","Музыку", "Худ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Семья"

Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Русские традиции» Старшая группа (5 - 6 лет).

Конспект непосредственно  образовательной деятельности по теме:«Русские традиции»Старшая   группа (5 - 6 лет)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Ангел Хранитель. Традиции празднования именин"

Материал конспекта позволит воспитателям расширить представления детей  о значении Дня Ангела для каждого человека, значении имен, значении покровителя, научит отличать День Ангела от именин, поз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья» в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Моя родословная - моя семья»   в подготовительной к школе группе /часть проекта «Моя семья/ [[{"ty...

Конспект комплексной непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Традиции. Для чего они нужны? Традиции нашего детского сада. »

Открытое занятие в подготовительной группе детского сада на тему "Традиции"1. Дать детям представление о традициях в целом.Познакомить детей со старинными семейными традициями и с тради...