План-конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности                     в старшей группе

Тема: «Моя семья».

Воспитатель: Мацкевич Наталья Васильевна

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация».овое  и  развивающее  обучение.

Методы:

  1. словесный;
  2. игровой;
  3. объяснительно-иллюстративный;
  4. репродуктивный;

проблемный. 

Цель: 

 Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. 

Программное содержание:

  1. активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме; 
  2. развивать навык словообразования;
  3. вводить в активный словарь детей слова: семья, родственники, прадедушка, прабабушка, тётя, дядя.
  4. развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на вопросы воспитателя.
  5. развивать: моторику пальцев рук, память, восприятие, внимание, мышление.
  6. воспитывать желание заботиться о близких;
  7. развивать  чувство  гордости  за  свою  семью;
  8. способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни;
  1. закрепить знание пословиц о семье.
  2.  воспитывать  любящее  заботливое  отношение  к  членам  своей  семьи,  чувство  гордости  за  свою  семью.

Предварительная работа:

  1. выставка семейных альбомов;
  2.  чтение сказок и рассказов о семье:                                                             В. Драгунского «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», «Разлука», «Одиночество»; Е. Серовой «Папа дома», «Стирка»; В. Осеевой «Хорошее»; Э. Мошковской  «Трудный путь».                                                                
  1. игры:  «Мамины помощники», «Комплименты», «Вежливый ручеёк».
  2. рисунки  детей  на  тему  «Моя  семья»;  
  3. совместное  обсуждение  смысла  пословиц  о  маме,  о  семье.

Оборудование:

  1. семейные фото;          
  2. детские рисунки семьи;
  3. персонажи  сказки  «Репка»;
  4. сюжетные  картины;
  5. фланелеграф, набор «Семья», набор «Эмоции»;
  6. мяч.

Методы и приемы: сюрпризный момент: родовое дерево, загадывание загадки, дидактические игры:

Словарная работа: уметь называть имена своих родных, свою фамилию.

 Ход  деятельности:

 Орг.  момент.

(Дети  стоят  в  кругу.)

- Собрались  все  дети  в  круг.

 Я - твой  друг  и  ты – мой  друг.

Крепко  за  руки  возьмёмся

И  друг  другу  улыбнёмся.

Здравствуйте,  дети.  Сегодня  у  нас  гости,  давайте  поздороваемся  с  ними.

Подводим детей к фланелеграфу, где висят изображения членов семьи (папа и мама, 2 бабушки, 2 дедушки, мальчик и девочка, прабабушка, прадедушка и младенец).

- Как вы думаете, о ком  мы с вами сегодня будем говорить? (О семье).

 - Правильно! Мы будем сегодня говорить о семье.

- Кого вы здесь видите?  (Дети перечисляют, воспитатель помогает).

- Как назовём их, одним словом? (Семья).

- Сколько в этой семье человек? (Ответы детей).

- А как вы думаете, кто здесь самый старший?

- А кто самый маленький?

Дети  садятся  на  места.  

-  Ребята, я предлагаю вам отправиться в  путешествие  в  сказку.  Хотите?

- Её  название  вы  узнаете,  ответив  на  вопрос:  «Как  называется  сказка,  в  которой  благодаря  дружной  работе  всей  семьи  удалось  собрать  урожай  этого  овоща?»  (показывается  репка).

- Это  сказка  о  дружной  семье.  Назовите  её  членов.  

- Как  вы  понимаете,  что  такое  семья?

Беседа.  Рассказы  детей.

- Семья – это  дом.  Семья – это  мир,  где  царят  любовь,  преданность,  дружба.  Семья – это  самое  дорогое,  что  есть    у  каждого  человека.

-  Репка  хочет  познакомить  вас  с  семьёй,  которая  её  растила,  рассказать  про  них  сказку.

 - «Посадил  дед  репку.  Выросла  репка  большая-пребольшая.  Стал  дед  репку  из  земли  тащить:  тянет-потянет -  вытянуть  не  может.  Позвал  дед  на  помощь  бабку.  А  бабка  говорит:  «Я  тебе  обязательно  помогу,  но  уж  очень  мне  интересно,  что  это  за  рисунки  у  ребят?»

-  Дети,  расскажем  бабке?

- Сегодня  у  нас  в группе открыта  выставка  работ «Моя  семья».  Кто  хочет  рассказать  о  своей  семье?  (Дети  по  желанию  выходят  к  своим  рисункам,  рассказывают,  кто  изображён.)

Наводящие  вопросы:

- С  кем  ты  живёшь?

- Кто  самый  старший  в  вашей  семье?

- Кто  самый  младший?

- Как  ты  заботишься  о  членах  своей  семьи?

- Ты  любишь  своих  близких?  Почему?

 Психогимнастика.

- Покажите,  какое  бывает  выражение  лица  у  папы  и  мамы,  у  бабушки,  когда  они радуются,  когда  у  них  хорошее  настроение?

- А  если  они  хмурятся?

- А что можно сделать, что бы у наших родных было хорошее настроение и они никогда не хмурились? (Сказать комплимент).

- Я предлагаю вам сыграть в игру «Комплименты».

Проводиться игра. Предложить детям придумать комплименты для своих родных.

- Мы с вами показали эмоции на лице, а теперь давайте попробуем выложить их на фланелеграфе.

Выкладываем на столе эмоции при помощи фланелеграфа.

-  Слушаем  сказку  Репки  дальше.

-   «Бабка  за  дедку,  дедка  за  репку,   тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Позвала  бабка  внучку,  а  внучка  говорит:  «С  удовольствием вам помогу,  а  потом  с  ребятами  поиграю».

Игра: «Кто  какую  работу  выполняет».

Дети  выходят  к  доске.  Каждому  участнику  раздаётся  карточка  с  названием  того  или  иного  задания,  которое  выполняет  кто-то  из  членов  семьи.  Дети  ставят  эту  карточку  рядом  с  иллюстрацией  члена  семьи,  произнося  при  этом  фразу,  например:  «брат  катается  на  коньках».  

- Что делает мама в вашей семье?

- Что делает папа?

- Чем занимаются бабушка и дедушка?

- А как вы помогаете взрослым?

Дидактическая игра «Помоги маме навести порядок».

- Думаю пришло время нам размяться.

Физ.  минутка  «Семейная  зарядка».

Осенью,  весною,

Летом  и  зимой.

Мы  во  двор  выходим

Дружною  семьёй.

Встанем  в  круг  и  по  порядку

Каждый  делает  зарядку.

Мама  руки  поднимает  (руки  вверх  и  вниз).

Папа  бодро  приседает  (приседания).

Повороты  вправо-влево

Делает  мой  братик  Сева  (руки  на  поясе,  повороты  всем  корпусом).

А  я  сам  бегу  трусцой

И  качаю  головой  (бег  на  месте  и  наклоны  головой  в  стороны).

-  Сказка  продолжается:  «Внучка  за  бабку,  бабка  за дедку,  дедка  за  репку.  Тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Крикнула  внучка  Жучку.  Та  охотно  прибежала  на  помощь».  Потом  она  увидела  иллюстрации  на  доске,  и  ей  захотелось  у  нас  остаться.  Разрешим  Жучке?

Работа  над  иллюстрациями.

Воспитатель  предлагает  детям  иллюстрации,  где  изображены  семьи  животных. Можно использовать фланелеграф.

-  Рассмотрите  иллюстрации.  Как  можно  назвать  каждую  из  них?  (Семья  кошки  с  котятами;  семья  коровы  и  быка  с  телятами).

-  Можно  сказать,  что  на  каждой  картине  изображена  семья?

-  Почему? (ответы детей)

-  Что  чувствует  кошка  рядом  со  своими  котятами?  Корова  и  бык  с  телятами?

-  Правильно  и  животные  испытывают  чувство  радости,  когда  находятся  в  окружении  семьи,  потому  что  дети  радуют  своих  родителей  тем,  что  они  подрастают,  крепнут,  учатся  новому  в  жизни.  А  детёныши  радуются  тому,  что  родители  их  согревают,  защищают.

 -  Понравилось  жучке  вместе  с  вами  иллюстрации  рассматривать,  но  репку  надо  дальше  тянуть.

-  Кого  позвала  Жучка?

-  Кошка  прибежала,  хочет  с  вами  поиграть, а затем работу начать.

Пальчиковая гимнастика «Дружная  семья» (стоя).                                                                 Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя.

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

-  Теперь и за работу можно приниматься.  «Кошка  за  Жучку,  Жучка  за  внучку,  внучка  за  бабку,  бабка  за  дедку,  дедка  за  репку,  тянут – потянут,  вытянуть  не  могут.  Позвала  кошка  мышку».

-  Мышка  прибежала  не  с  пустыми  руками,  принесла  для   вас  загадки.

Игра «Семья» Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья?

-Хотите поиграть с мышкой?

(Ведущий, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, на который ребёнок. Возвращая мяч, должен ответить.)

•        Кем ты доводишься маме и папе?

•        Кто ты для бабушки и для дедушки?

•        Тебе она  тётя,  а  твоей  маме…(сестра).

•        Твоему  папе  он  папа,  а  тебе…(дедушка).

•        Твоему  папе  она  жена,  а тебе…(мама).

•        Папе  он  родной  брат,  а  тебе…(дядя).

-  Вот  какие  интересные  задания  приготовила  для  вас  мышка.  Взялись  они  все  вместе  за  репку  и  вытянули  её  из  земли.

-  Как  вы  думаете,  почему  они  вытащили  репку?  (Тянули  все  вместе,  дружно).

Чтение стихотворения « Семья».

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья! 

Итог.

- Сегодня мы с вами выяснили, что семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Я хочу вам пожелать, чтобы в вашей семье всегда были теплые, дружеские отношения.                                           -  Что  вы  хотите  пожелать  своей  семье?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".

В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...

План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов

План - конспект проведения непосредственно – образовательной   деятельности в старшей группе  по образовательной области «Речевое развитие»  в рамках тематической недели «Домашние ...