План-конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Семья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Моя семья».
Воспитатель: Мацкевич Наталья Васильевна
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация».овое и развивающее обучение.
Методы:
- словесный;
- игровой;
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
проблемный.
Цель:
Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Программное содержание:
- активизировать словарь по теме, расширять словарь прилагательных по теме;
- развивать навык словообразования;
- вводить в активный словарь детей слова: семья, родственники, прадедушка, прабабушка, тётя, дядя.
- развивать связную речь детей, закреплять умение давать полный ответ на вопросы воспитателя.
- развивать: моторику пальцев рук, память, восприятие, внимание, мышление.
- воспитывать желание заботиться о близких;
- развивать чувство гордости за свою семью;
- способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни;
- закрепить знание пословиц о семье.
- воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа:
- выставка семейных альбомов;
- чтение сказок и рассказов о семье: В. Драгунского «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», «Разлука», «Одиночество»; Е. Серовой «Папа дома», «Стирка»; В. Осеевой «Хорошее»; Э. Мошковской «Трудный путь».
- игры: «Мамины помощники», «Комплименты», «Вежливый ручеёк».
- рисунки детей на тему «Моя семья»;
- совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
Оборудование:
- семейные фото;
- детские рисунки семьи;
- персонажи сказки «Репка»;
- сюжетные картины;
- фланелеграф, набор «Семья», набор «Эмоции»;
- мяч.
Методы и приемы: сюрпризный момент: родовое дерево, загадывание загадки, дидактические игры:
Словарная работа: уметь называть имена своих родных, свою фамилию.
Ход деятельности:
Орг. момент.
(Дети стоят в кругу.)
- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Здравствуйте, дети. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.
Подводим детей к фланелеграфу, где висят изображения членов семьи (папа и мама, 2 бабушки, 2 дедушки, мальчик и девочка, прабабушка, прадедушка и младенец).
- Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем говорить? (О семье).
- Правильно! Мы будем сегодня говорить о семье.
- Кого вы здесь видите? (Дети перечисляют, воспитатель помогает).
- Как назовём их, одним словом? (Семья).
- Сколько в этой семье человек? (Ответы детей).
- А как вы думаете, кто здесь самый старший?
- А кто самый маленький?
Дети садятся на места.
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказку. Хотите?
- Её название вы узнаете, ответив на вопрос: «Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось собрать урожай этого овоща?» (показывается репка).
- Это сказка о дружной семье. Назовите её членов.
- Как вы понимаете, что такое семья?
Беседа. Рассказы детей.
- Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
- Репка хочет познакомить вас с семьёй, которая её растила, рассказать про них сказку.
- «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет - вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. А бабка говорит: «Я тебе обязательно помогу, но уж очень мне интересно, что это за рисунки у ребят?»
- Дети, расскажем бабке?
- Сегодня у нас в группе открыта выставка работ «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети по желанию выходят к своим рисункам, рассказывают, кто изображён.)
Наводящие вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший?
- Как ты заботишься о членах своей семьи?
- Ты любишь своих близких? Почему?
Психогимнастика.
- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, у бабушки, когда они радуются, когда у них хорошее настроение?
- А если они хмурятся?
- А что можно сделать, что бы у наших родных было хорошее настроение и они никогда не хмурились? (Сказать комплимент).
- Я предлагаю вам сыграть в игру «Комплименты».
Проводиться игра. Предложить детям придумать комплименты для своих родных.
- Мы с вами показали эмоции на лице, а теперь давайте попробуем выложить их на фланелеграфе.
Выкладываем на столе эмоции при помощи фланелеграфа.
- Слушаем сказку Репки дальше.
- «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, а внучка говорит: «С удовольствием вам помогу, а потом с ребятами поиграю».
Игра: «Кто какую работу выполняет».
Дети выходят к доске. Каждому участнику раздаётся карточка с названием того или иного задания, которое выполняет кто-то из членов семьи. Дети ставят эту карточку рядом с иллюстрацией члена семьи, произнося при этом фразу, например: «брат катается на коньках».
- Что делает мама в вашей семье?
- Что делает папа?
- Чем занимаются бабушка и дедушка?
- А как вы помогаете взрослым?
Дидактическая игра «Помоги маме навести порядок».
- Думаю пришло время нам размяться.
Физ. минутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны).
- Сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. Крикнула внучка Жучку. Та охотно прибежала на помощь». Потом она увидела иллюстрации на доске, и ей захотелось у нас остаться. Разрешим Жучке?
Работа над иллюстрациями.
Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных. Можно использовать фланелеграф.
- Рассмотрите иллюстрации. Как можно назвать каждую из них? (Семья кошки с котятами; семья коровы и быка с телятами).
- Можно сказать, что на каждой картине изображена семья?
- Почему? (ответы детей)
- Что чувствует кошка рядом со своими котятами? Корова и бык с телятами?
- Правильно и животные испытывают чувство радости, когда находятся в окружении семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни. А детёныши радуются тому, что родители их согревают, защищают.
- Понравилось жучке вместе с вами иллюстрации рассматривать, но репку надо дальше тянуть.
- Кого позвала Жучка?
- Кошка прибежала, хочет с вами поиграть, а затем работу начать.
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» (стоя). Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.
- Теперь и за работу можно приниматься. «Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку».
- Мышка прибежала не с пустыми руками, принесла для вас загадки.
Игра «Семья» Кто вы мне и кто вам я, если вы - моя семья?
-Хотите поиграть с мышкой?
(Ведущий, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, на который ребёнок. Возвращая мяч, должен ответить.)
• Кем ты доводишься маме и папе?
• Кто ты для бабушки и для дедушки?
• Тебе она тётя, а твоей маме…(сестра).
• Твоему папе он папа, а тебе…(дедушка).
• Твоему папе она жена, а тебе…(мама).
• Папе он родной брат, а тебе…(дядя).
- Вот какие интересные задания приготовила для вас мышка. Взялись они все вместе за репку и вытянули её из земли.
- Как вы думаете, почему они вытащили репку? (Тянули все вместе, дружно).
Чтение стихотворения « Семья».
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Итог.
- Сегодня мы с вами выяснили, что семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Я хочу вам пожелать, чтобы в вашей семье всегда были теплые, дружеские отношения. - Что вы хотите пожелать своей семье?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".
В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «День Защитника Отечества» Тема НОД: «Будем Родине служить» Возраст: средний дошкольный Направление развития: «Речевое» Вид детской деятельн
Примерный план конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив...
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «День Защитника Отечества» Тема НОД: «Будем Родине служить» Возраст: средний дошкольный Направление развития: «Речевое» Вид детской деятельн
Примерный план конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив...
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «День Защитника Отечества» Тема НОД: «Будем Родине служить» Возраст: средний дошкольный Направление развития: «Речевое» Вид детской деятельн
Примерный план конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив...
Примерный план конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «День Защитника Отечества» Тема НОД: «Будем Родине служить» Возраст: средний дошкольный Направление развития: «Речевое» Вид детской деятельн
Примерный план конспектпроведения непосредственно – образовательной деятельностив...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно».
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние питомцы» «Научим поросенка Хому говорить правильно». Приоритетная образов
План - конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие» в рамках тематической недели «Домашние ...