"Волшебный магнит"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Черешнева Татьяна Мойсеевна

Познавательно-исследовательская деятельность

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_volshebnyy_magnit.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности  

в средней группе

 «Волшебный магнит»

Подготовила воспитатель:

                                                                                             Черешнева Т.М.

Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания детей о магните, познакомить с историей появления «магнита»; формирование представлений о свойствах «магнита»;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, логический интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;
  • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
  • воспитывать любознательность, взаимопомощь.

Ожидаемый результат:

  • дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
  • научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
  • смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.

Оборудование: 

  • набор магнитов каждому ребёнку,
  • подносы с гречкой и болтиками,
  • набор скрепок, магнитная доска,
  • деревянные палочки,
  • стаканы с водой

Предварительная работа:

  • использование магнита на доске для крепления пособий,
  • рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий,
  • опыты с магнитом на участке во время прогулок,
  • игра «Поймай рыбку»

Ход:

Дети встают полукругом, лицом к гостям.

Воспитатель: Ребятки, давайте за руки возьмёмся,  и друг другу улыбнёмся. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: И споём для них весёлую песню:


А у нас в саду дела –

Эксперименты снова.

Сам волшебник никогда

Не творил такого!

То растопим снег и лёд,

То смешаем краски,

Изменяем вкус воды,

Как в волшебной сказке.

То ли ещё будет,

То ли ещё будет,

То ли ещё будет, ой-ой-ой!

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это лежит под ёлочкой? (коробка)

Воспитатель: Ребята, в коробке – записка!

Загадка:

Этот жадный предмет

Все железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает.

Дети: магнит

Воспитатель: Правильно, это магнит (достает магнит). А кто же нам его послал, и что за болтик здесь лежит? Какие ваши предположения?

Дети: Это ФИКСИК!

Воспитатель: Кто догадался, с каким предметом мы будем экспериментировать?

Воспитатель: Ну, тогда отправляемся в нашу волшебную лабораторию!

В лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

  1. Внимательно слушать воспитателя.
  2. Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
  3. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Одну старинную легенду я вам сейчас расскажу.

Легенда о появлении магнита

- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Воспитатель: В настоящее время магниты есть во многих вещах: телефонах, компьютерах, используется в автомобилях, в игрушках, музыкальной аппаратуре.

Ребята, не хотите ли вы провести опыты с этим чудесным камнем?

 

Опыт № 1 «Все ли притягивает магнит»

Воспитатель предлагает детям посмотреть, какими чудесными свойствами обладают «волшебные» магниты.

Вопросы:

- Посмотрите, на столах лежат разные материалы. Какие?

- Давайте поднесем магнит сначала к тряпочке. Что получилось?

Какой вывод мы сделаем?

- А теперь попробуем примагнитить деревянные предметы (кубики). Что получилось?

-А теперь у нас остались скрепки, болты, монетки. Давайте попробуем примагнитить их.

- Ну что же у нас получилось?        

- Какой вывод мы можем сделать? А как вы думаете, почему притянулись гвозди, монетки, ключи и скрепки. Что у них общего? (если затрудняются ответить, стимулировать такими вопросами: подумайте ещё, а как думают другие, как сказать по-другому).

- Правильно, молодцы, все они железные

- Магнит притягивает только железные предметы. Это свойство примагничивать предметы называется — магнетизм, от слова магнит.

Вывод: Магнит притягивает металлические предметы и не притягивает бумажные, деревянные, пластмассовые предметы, предметы из ткани.

Опыт 2: «Найди клад в пустыне»

Положить в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпать их мукой или манкой или песком.  Предложить детям подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее?

Вывод: Магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например: песок, бумагу и стекло.

«Пальчиковая гимнастика»

Опыт № 3 «Сила магнита и его размер»

Магниты бывают разных размеров и форм: в форме подковы, прямоугольника и круга.

Проверим, какой магнит сильнее. Подносим к кастрюле магниты разного размера. Намагнитит кастрюлю магнит большого размера.

Вывод: чем больше магнит, тем он сильнее

Опыт 4 «Цепочка из скрепок»

- А теперь продолжим опыты с магнитом. Проверим магнитное поле у наших магнитиков. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. 
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, помогает отстающим детям.
- Молодцы, вы у меня настоящие учёные – умело справились с опытом. 
- Ребята, как вы думаете, почему скрепки не распались? Что с ними произошло?
(Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами)
- Продолжим наши эксперименты с магнитом. Аккуратно уберите магниты от скрепок и положите их на стол. 
- Посмотрите внимательно на свои цепочки из скрепок. Что с ними произошло?
(Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается).
- Подумайте, почему так бывает?

Вывод: Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.

Вывод: У магнита есть магнитное поле. Он способен намагничивать предметы.
Воспитатель:  Ребята, наше занятие подходит  к концу, давайте расскажем, чем мы сегодня занимались?  Кто у нас был в гостях?

Ребенок рассказывает стихотворение

Мы с мамой взяли магнит-

Он и тянет, и манит.

Отыскали все под лавкой

И колечки, и булавку.

Даже в щелях и в пыли

Гайки папины нашли.

Получился целый праздник.

Вот такой магнит-проказник!

Заключительный этап

Воспитатель: Наши диски с рисунком для магнитиков на холодильник уже высохли. Нам необходимо приклеить магнитную ленту. Снимем с магнитной ленты защитную бумагу и приклеим её к обратной стороне фигурки.

Подарочный магнит готов!

Зная свойства магнита, я думаю, вы сможете играть в разные игры!

Вы все замечательно поработали, Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности область "Познание" "Волшебный магнит""

экспериментальная деятельность предоставляет ребёнку уникальную возможность освоить научные понятия через ииследование предметов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познания в подготовительной группе на тему «Волшебный магнит»

Знакомство детей дошкольного возраста с понятием магнит и его свойствами опытным путем...

Познавательно-исследовательская деятельность .Тема "Волшебный магнит"

Цель: познакомить детей с магнитами и его свойствами, их формой, цветом, размерами, весом.Задачи: 1.Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнети...

Волшебный магнит.

Конспект занятия по развитию исследовательских способностей детей . Дети опытным путем изучают свойства магнита, и в этом им помогают их любимые мультгерои Смешарики....

Конспект организованной образовательной деятельности «Этот волшебный магнит» (подготовительная группа)

Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.Задачи:Образовательные:Дать детям пре...