Конспект НОД "Мир прошлого коми народных музыкальных инструментов".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Занятие проведено на "Неделе коми культуры в ДОУ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_s_detmi_podgotovitelnoy_gruppy_po_teme.doc | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 общеразвивающего вида».
Конспект НОД
в подготовительной группе
по теме
«Мир прошлого коми народных
музыкальных инструментов».
Составил:
Зырянова Светлана Викторовна
Педагог дополнительного образования
I квалификационной категории
П.г.т. Троицко-Печорск
2014г.
Цель: Приобщение дошкольников к культуре народа коми средством музыки.
Задачи:
1.Познакомить дошкольников с коми народными музыкальными инструментами: историей создания, некоторыми особенностями изготовления, приёмами игры на инструментах.
2. Дать названия инструментов на коми языке: шур-шар, зиль-зёль, тутш-тотш, сярган, торган, сера палич.
3. Развивать слуховое внимание и музыкальную память.
4. Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине, к мастерам-умельцам.
Материал:
Компьютер, презентация «Коми народные инструменты», сундук с музыкальными инструментами: 2 шур-шар (погремушка), зиль-зёль (ручеёк), тутш-тотш (колотушка), 2 торган, сярган (трещотка), 2 сера палич (рубель), шляпу для пастуха.
Ход НОД.
- Видза оланныд, дона челядь! Давайте поприветствуем друг друга и гостей.
Эмоциональная игра «Видза оланныд».
Видза оланныд кияс – хлоп-хлоп-хлоп,
Видза оланныд кокъяс – топ-топ-топ,
Видза оланныд пиньяс – щёлк-щёлк-щёлк,
Видза оланныд ныръяс – пим-пим-пим,
Видза оланныд вомъяс – чмок-чмок-чмок,
Видза оланныд гöстьяс,
Видза оланныд !
- Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками, я принесла сундук с коми избы. Как вы думаете, что там? (Ответы детей).
- Узнаете, если отгадаете загадку.
Загадка:
Музыкант с ним очень дружен,
Для игры ему он нужен,
Чтобы мог в любой момент,
Взять он в руки (инструмент).
- Посмотрим? Сундучок мы открываем, что же там – сейчас узнаем. Посмотрите, что это, ребята? (Ответы детей). Да, сегодня я хочу вас познакомить с музыкальными инструментами народа коми.
- У этих инструментов своя история. Это сейчас они музыкальные инструменты, а раньше все эти инструменты применялись в хозяйстве и быту.
Показ подлинных инструментов и презентация «Коми народные инструменты».
- Погремушка (Шур-шар). Этим инструментом забавляли маленьких детей. Кто-то знает, как называется этот инструмент? Погремушка, а по коми – шур-шар. Кто хочет поиграть? (Дать ребёнку поиграть). Послушаем, как он звучит.
Презентация.
- Почему так коми народ назвал этот инструмент – шур-шар? (Шуршит).
- Достаём из сундука следующий инструмент.
- Ручеёк (Зиль-зёль). Знаете, как называется этот инструмент? Ручеёк, а по коми – зиль-зёль. Послушайте, как он звучит.
Презентация.
Как думаете, почему этот инструмент назвали ручеёк? Да, зиль-зёль издаёт нежный звук, похожий на «журчание» ручейка. Кто хочет поиграть на этом инструменте? (Дать ребёнку поиграть).
- Колотушка (Тутш-тотш). Раньше, в каждой деревне был сторож. Вечером он ходил по деревне и стучал, оповещал, что пора готовится ко сну, что всё хорошо и можно спать спокойно. Послушайте, как он звучит.
Презентация.
- Кто попробует быть сторожем? (Дать ребёнку поиграть).
- Бубенчики. (Торган). Раньше этим инструментом отгоняли волков от пастбищ, где паслись домашние животные. Послушаем, как он звучит.
Презентация.
- Кто хочет поиграть на торгане? (Дать поиграть ребёнку).
- Трещотка (Сярган). Раньше сярган применяли для отпугивания лошадей и других домашних животных, забравшихся на поля с посевом. Звучание сяргана сильное и трескучее. Послушайте, как он звучит. (Показывает воспитатель). Как думаете, почему дали такое название этому инструменту? (Трещит). Кто хочет попробовать поиграть?
- - Рубель (Сера палич). Раньше этот инструмент применяли для стирки и глажки белья. (Показать, как это делали). А сейчас это музыкальный инструмент. Послушаем, как он звучит.
Презентация.
- Кто попробует поиграть на этом инструменте?
- В настоящее время многие национальные инструменты применяются народными музыкантами на праздниках песен и фольклорных фестивалях.
- Посмотрите ещё раз на коми музыкальные инструменты и скажите, пожалуйста, из чего они изготовлены? (Ответы детей).
- Да, все эти инструменты изготовлены из дерева и бересты мастерами-умельцами своего дела. А вот собрал и изучал все эти инструменты Прометей Ионович Чисталёв, музыковед и композитор. (Показать портрет).
- Сейчас я предлагаю вам попробовать озвучить с помощью этих музыкальных инструментов знакомую сказку «Как лесные звери весну встречали». Вспомним героев этой сказки и подберём музыкальные инструменты, с помощью которого будем озвучивать их. Как думаете, с помощью какого инструмента будем озвучивать: медведя? – рубель, ежи – шур-шар, ручьи и птицы – зиль-зёль, зайчики – тутш-тотш и торган, сорока – сярган.
- А теперь определимся, кто кого будет озвучивать, и возьмём необходимые инструменты. Чтобы мы услышали тембр каждого инструмента, вы, музыканты, должны играть только тогда, когда в сказке услышите своего героя. Чтобы всем было видно и слышно каждого, я предлагаю встать по кругу.
Оркестровка сказки «Как лесные звери весну встречали». (Игра на музыкальных инструментах в соединении с художественным текстом).
После длинной, суровой зимы, наконец, прилетела красавица Весна на солнечных крыльях. Стало шумно в лесу! Снег рушится, журчат и звенят весенние ручейки. Звонко поют и щебечут птицы. Смолой пахнут набухшие почки. Выше и выше над лесом солнце! Прилетела сорока - белобока в лес и закричала-застрекотала: - Весна пришла! Весна пришла! Все ли готовы к приходу весны?
На освещённую солнцем поляну вывела медведица своих маленьких медвежат. Будут они теперь привыкать к родному лесу, играть и кувыркаться. Рычат весело, радуются весеннему солнышку.
На пригорке Ёжик со своими ежатами свои колючки на солнышке греют, пофыркивают, шуршат.
Выскочил Заяц на тропочку, за ним зайчата, притопывают, ушками длинными хлопают.
Собрались звери на лесной полянке. Ясно светило солнышко, по всему лесу весело бежали ручейки. Всё радовалось приходу тепла и пробуждению природы! Звонко пели птицы, медведи весело рычали, ёжики шуршали, зайчики хлопали и топали, громко стрекотала сорока.
- Молодцы, ребята! Очень хорошо получилось у всех!
- Слышите, весёлая музыка зовёт нас в хоровод, положите инструменты на стол вставайте в круг скорей.
Пляска.
- Ваша прекрасная игра на коми народных инструментах доставила мне большое удовольствие, и гостям, я думаю, тоже. А вам понравилось? Что вы сегодня узнали нового? Я хочу вам подарить картинки с инструментами, чтоб вы смогли познакомить своих друзей и родителей с музыкальными инструментами коми народа. Аддзысьлытöдз!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкальной гостиной: "Русские народные музыкальные инструменты"
Данный материал рекомендуется к проведению музыкальной гостиной для старших дошкольников в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду"....
Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»
Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»для подготовительной группы...
Консультация для родителей "Коми народные музыкальные инструменты".
Консультация для родителей подготовительных групп "Коми народные музыкальные инструменты"....
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....
НОД "Коми народные музыкальные инструменты"
Разгадывание кроссворда на тему "коми народные музыкальные инструменты"...
Презентация к НОД "Коми народные музыкальные инструменты"
Презентация кроссворда "Коми народные музыкальные инструменты"...
Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...