Проект по ранней профориентации дошкольников "Агро-лаборатория"
проект по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prrekt_agro-laboratoriya_dlya_sayta.docx | 117.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«АГРОЛАБОРАТОРИЯ»
Разработал: старший воспитатель 1 квалификационной категории
Серебрякова Мария Юрьевна
Актуальность. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, создание детской агролаборатори - это отличная возможность для детско-исследовательской деятельности, где у дошкольников развиваются умения наблюдать, сравнивать, выдвигать и проверять гипотезы. Таким образом, создаются необходимые условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями и развитием ранней профориентации для дошкольников. С этой целью мы решили разработать годовой познавательно-исследовательский проект «Агролабратория».
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности у детей, что позволяет сформировать у детей активный интерес к аграрному труду, привить детям уважение к людям труда, природному и рукотворному миру.
Проект определяет содержание, основные пути развития профориентации воспитанников, направлен на воспитание ранней профориентации воспитанников и формирования знаний о профессиях на селе. Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Проект «Агролаборатория» представляет собой углубленное изучение предметов естественнонаучного цикла с непосредственными практическими заданиями.
Данный инновационный проект заключается в подготовке будущих фермеров, начиная с детского сада, позволит воспитывать инициативных, трудолюбивых детей, умеющих применить полученные знания на практике. Во время изучения растений и цветов дети получают элементарные знания об объектах, явлениях окружающего мира и взаимосвязи между ними. Они приобретают осознанное, ценностное отношение к изучаемым объектам и явлениям природы. Ребенок осваивает простейшие умения организации безопасного взаимодействия с окружающим миром.
В проекте представлен план с применением инновационного оборудования, в том числе оснащение данной лаборатории образовательными модулями:
- метеостанция
- цифровая лаборатория «Наураша».
Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в нашем детском саду оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.
Цель: Удовлетворить интерес детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе, к сельскому хозяйству, получить основы агрономического образования, развить интерес к сельскохозяйственным профессиям, выработать сознательное и бережное отношение к природе, воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность.
Задачи:
Образовательные:
- обеспечить усвоение воспитанниками основных положений сельскохозяйственной науки о строении, жизнедеятельности растений, об их индивидуальном и историческом развитии;
Развивающие:
- формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам, бережного отношения к природе;
- формирование нравственных основ личности ребенка, гуманистической направленности волевых качеств;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Воспитательные:
- формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу.
- формировать устойчивый интерес к труду.
- воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта воспитанники будут:
Знать:
- историю происхождения и выращивания сельскохозяйственных культур;
- правила и способы выращивания сельскохозяйственных культур;
- применение овощных культур в питании
Уметь:
- научно правильно выращивать сельскохозяйственные растения;
- правильно убирать и хранить собранный урожай;
- проводить простейшие агрономические опыты.
У воспитанников будут развиты следующие личностные качества:
- интерес к познанию мира природы; осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Методы и формы реализации проекта
Наглядные методы:
- Видео-показ;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога;
- обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических и др.);
- загадывание загадок;
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений;
- экологический практикум.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы;
- педагоги – воспитатели;
- родители воспитанников.
Продукт проектной деятельности:
- защита исследовательских проектов и творческих работ «Юный агроном»
Сроки реализации проекта:
продолжительность проекта: постоянный, ежегодный (октябрь – август).
Этапы и сроки реализации проекта «Агролаборатория»:
I этап – Подготовительный
- Обсуждение темы, цели и задач проекта;
- Изучение методической литературы по теме проекта;
- Подготовка анкет для первоначального опроса участников, которые примут участие в проекте;
II этап - Основной
- Проведение совместных мероприятий по намеченному плану
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ | |||
Неделя | Тема | Программное содержание | Форма работы |
1 | «Знакомство с агролабораторией» | Познакомить с агролабораторией | Работа на метеостанции; экскурсия в агролабораторю, |
2 | «Значение растений в жизни человека» | Расширить знания детей о растениях и их значимости в жизни человека. | Работа на метеостанции; беседа |
3 | «Гербарий растений» | Познакомить детей с гербарием (сбор, сушка, оформление) | Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие |
4 | «Профессии людей, занятых в цветоводстве» | Прививать детям интерес к цветоводству, формировать практические умений вести наблюдения за явлениями природы, стремления заботиться о растениях. | Работа на метеостанции; видео-показ познавательного фильма. |
НОЯБРЬ | |||
1 | «Огород на окошке» | Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию овощных растений в комнатных условиях. | Работа на метеостанции; игровая ситуация |
2 | «Влияние света и температуры на рост растений» | Познакомить с понятиями «свет», «освещенность», «температура»; обучить измерять температуру различных объектов; объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов. | Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие с использованием цифровой научной лабораторией «Наурша» |
3 | «Размножение комнатных растений» | Познакомить детей со способами размножения комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями, воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками, делением корневищ, разрезанными листьями). | Работа на метеостанции; беседа, видео-показ познавательного фильма |
4 | «Питание комнатных растений» | Дать детям элементарные представления о питании растений. Подтвердить знания экспериментом. | Работа на метеостанции; беседа, просмотр презентации |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | «Почва. Земельные смеси» | Показать сложность состава почв и многообразие их типов. Обратить внимание на малочисленность плодородных почв на земле. | Работа на метеостанции; беседа, Просмотр презентации |
2 | «Кислотность» | Познакомить с понятием «кислотность»; научить измерять кислотность разных продуктов. | Работа на метеостанции; беседа, Практическое занятие с использованием цифровой научной лабораторией «Наурша» |
3 | «Цветочные растения открытого грунта» | Закрепить представление детей о цветочных культурах; познакомить с видами цветов открытого грунта. | Работа на метеостанции; беседа, просмотр познавательного видеофильма |
4 | «Мир растений» | Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии растений, углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений. | Работа на метеостанции; защита исследовательских и творческих работ |
5 | «Мир растений» | ||
ЯНВАРЬ | |||
1 | «3начение овощей в жизни человека» | Закрепить представление детей овощных культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях. | Работа на метеостанции; беседа, просмотр презентации |
2 | «Электричество» | Познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение»; научить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока. | Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие с использованием цифровой научной лабораторией «Наурша» |
3 | «Семена овощных культур» | Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена овощных культур, отличать их друг от друга. | Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | «Подготовка семян к посадке. Проращивание семян» | Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. | Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие |
2 | «Почва. Тепличные грунты» | Дать представление о почве и её составе; развивать умение проводить простейшие опыты и на их основании делать выводы. | Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие |
3 | «Удобрения» | Ознакомить с новым видом ухода –удобрение почвы (подкормкой, некоторыми правилами внесения удобрений) | Работа на метеостанции; видео-показ познавательного фильма |
4 | «Посадка позднеспелых овощных культур (баклажан, томаты,перец) | Учить детей работать в группах: обобщать опыт, вести наблюдения, ухаживать за овощами. | Работа на метеостанции; экологический практикум |
МАРТ | |||
1 | «Выращивание зеленых в теплице» | Познакомить детей с разными способами выращивания зеленых в теплице. | Работа на метеостанции; экологический практикум |
2 | «Наблюдения за всходами овощей» | Учить детей устанавливать связь между состоянием растений и условиями, в которых оно находится, уходом за ними; формировать понятие о том, что посаженные растения зависят от ухода за ними человека. | Работа на метеостанции; беседа, наблюдения |
3 | «Выращивание рассады овощных культур» | Познакомить детей с разными способами выращивания рассады овощных культур | Работа на метеостанции; экологический практикум |
4 | «Профессии людей, занятых в овощеводстве» | Познакомить детей с профессией овощеводов. | Работа на метеостанции; беседа |
5 | «Цветы открытого грунта» | Расширить и закрепить знания детей о цветочныхрастениях, растущих на участке детского сада. | Работа на метеостанции; беседа, просмотр презентации |
АПРЕЛЬ | |||
1 | «Пикирование рассады овощных культур» | Учить детей работать в группах: обобщать опыт, вести наблюдения, ухаживать за растениями. | Работа на метеостанции; экологический практикум |
2 | «Пересадка комнатных растений» | Познакомить с приёмами по пересадке комнатных растений | Работа на метеостанции; практическое занятие |
3 | «Мир сельскохозяйственной техники» | Расширять знания детей о сельскохозяйственной технике и ее роли на различных этапах сельского труда. | Работа на метеостанции; виртуальная экскурсия, чтение стихотворений |
4 | «Растения на участке детского сада» | Познакомить с конкретными видами деревьев, кустарников, Культурнымии дикорастущими травянистыми растениями на территории детского сада, знают их названия, характерные признаки, особенности строения. | Работа на метеостанции; беседа, экскурсия на участок детского сада |
МАЙ | |||
1 | «Вредители и болезни почвы и растений» | нания о вредных и полезных насекомых, их значимости в природе, о Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности детей по защите природы. | Работа на метеостанции; беседа, просмотр презентации |
2 | «Посев и посадка овощей в открытый грунт» | Сформировать у детей знания и навык высадки рассады | Работа на метеостанции; экологический практикум |
3 | «Уход за рассадой на огороде» | Развивать практические навыки ухода за рассадой овощных культур. | Работа на метеостанции; практическое занятие |
4 | «Юный агроном» | Обобщить и систематизировать знания детей о растениеводстве и овощеводстве; Сформировать у детей интерес к исследовательской и опытническойдеятельности. | Работа на метеостанции; защита исследовательских и творческих работ |
ИЮНЬ - АВГУСТ | |||
1 | Уход за учебно-исследовательским участком, теплицей (полив, прополка, рыхление) | Познакомить детей с технологией выращивания, способами полива растений, рыхления. | Работа на метеостанции; практическое занятие, наблюдения |
2 | Сбор урожая | Сформировать трудовые навыки, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми, привычку трудиться, воспитывать любовь к коллективному труду. | Работа на метеостанции; практическое занятие |
III этап – Заключительный
- проведение итогового анкетирования среди участников проекта;
- защита исследовательских и творческих работ «Юный агроном»;
- участие воспитанников в Районном конкурсе исследовательских проектов и творческих работ «Я-исследователь»;
- составление видео-отчета о реализации проекта.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
- Кирюшин В.И. Экологические основы земледелия.- М.Колос,1996г.
- Конаков А.П. Техника для малых животноводческих ферм. И: Академия, 2004г.
- Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/Шутяева Е.А.- М.: Издательство Ювента,2015
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Проект по ранней профориентации дошкольников
К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требова...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...
Визитная карточка проекта по ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Данный проект разработан и реализован творческой группой педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Краткая характеристика группы: 19 человек с ОНР (3детей- ОН...
Проект по ранней профориентации на тему "«Все профессии нужны, все профессии важны».Проект одобрен и выдвинут на конкурс "Наше Подмосковье"
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. ...
Информационно-познавательный проект по ранней профориентации Проект на тему «Мой папа - нефтяник»
Цель: сформировать первоначальное представление о профессии родного края – «нефтяник», о нефти, ее свойствах и продуктах ее переработки.Задачи:Образовательная: формировать предс...
Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Жил да был паровоз»
В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться в...