Проект по ранней профориентации дошкольников "Агро-лаборатория"
проект по окружающему миру

Серебрякова Мария Юрьевна
Проект определяет содержание, основные пути развития профориентации воспитанников, направлен на воспитание ранней профориентации воспитанников и формирования знаний о профессиях на селе. Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Проект «Агро-лаборатория» представляет собой углубленное изучение предметов естественнонаучного цикла с непосредственными практическими заданиями.
Данный инновационный проект заключается в подготовке будущих фермеров, начиная с детского сада, позволит воспитывать инициативных, трудолюбивых детей, умеющих применить полученные знания на практике. Во время изучения растений и цветов дети получают элементарные знания об объектах, явлениях окружающего мира и взаимосвязи между ними.
В проекте представлен план с применением инновационного оборудования, в том числе оснащение данной лаборатории образовательными модулями:
- метеостанция
- цифровая лаборатория «Наураша».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prrekt_agro-laboratoriya_dlya_sayta.docx117.18 КБ

Предварительный просмотр:

https://yt3.ggpht.com/ytc/AAUvwnjuIpellfBqzfUuZ5Y_0ftGHLkqYzdAB-bKsG2j=s900-c-k-c0x00ffffff-no-rj

        ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

        «АГРОЛАБОРАТОРИЯ»

Разработал: старший воспитатель 1 квалификационной категории

Серебрякова Мария Юрьевна

Актуальность. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, создание детской агролаборатори - это отличная возможность для детско-исследовательской деятельности, где у дошкольников развиваются умения наблюдать, сравнивать, выдвигать и проверять гипотезы. Таким образом, создаются необходимые условия для всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями и развитием ранней профориентации для дошкольников. С этой целью мы решили разработать годовой познавательно-исследовательский проект «Агролабратория».

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности у детей, что позволяет сформировать у детей активный интерес к аграрному труду, привить детям уважение к людям труда, природному и рукотворному миру.

Проект определяет содержание, основные пути развития профориентации воспитанников, направлен на воспитание ранней профориентации воспитанников и формирования знаний о профессиях на селе. Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Проект «Агролаборатория» представляет собой углубленное изучение предметов естественнонаучного цикла с непосредственными практическими заданиями.

Данный инновационный проект заключается в подготовке будущих фермеров, начиная с детского сада, позволит воспитывать инициативных, трудолюбивых детей, умеющих применить полученные знания на практике. Во время изучения растений и цветов дети получают элементарные знания об объектах, явлениях окружающего мира и взаимосвязи между ними. Они приобретают осознанное, ценностное отношение к изучаемым объектам и явлениям природы. Ребенок осваивает простейшие умения организации безопасного взаимодействия с окружающим миром.

В проекте представлен план с применением инновационного оборудования, в том числе оснащение данной лаборатории образовательными модулями:

- метеостанция

- цифровая лаборатория «Наураша».

Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей  в  нашем детском саду оборудована метеорологическая  станция.  С  созданием  метеостанции  появилась возможность  уйти  от  стереотипов  в  наблюдении  на  прогулке  и  погрузить детей  в  мир  исследований  и  открытий,  сделать  выводы,  основанные  на наблюдениях и экспериментах.  

Цель: Удовлетворить интерес детей к миру сельскохозяйственных растений, привить любовь к природе, к сельскому хозяйству, получить основы агрономического образования, развить интерес к сельскохозяйственным профессиям, выработать сознательное и бережное отношение к природе, воспитать самостоятельную, творчески мыслящую личность.

 Задачи:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение воспитанниками основных положений сельскохозяйственной науки о строении, жизнедеятельности растений, об их индивидуальном и историческом развитии;

Развивающие:

  • формирование сознательного отношения к вопросам охраны природы и экологическим проблемам, бережного отношения к природе;
  • формирование нравственных основ личности ребенка, гуманистической направленности волевых качеств;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Воспитательные:

  • формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу.
  • формировать устойчивый интерес к труду.
  • воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта воспитанники будут:

 Знать:

  • историю происхождения и выращивания сельскохозяйственных культур; 
  • правила и способы выращивания сельскохозяйственных культур;
  • применение овощных культур в питании  

          Уметь:

  • научно правильно выращивать сельскохозяйственные растения;
  • правильно убирать и хранить собранный урожай;
  • проводить простейшие агрономические опыты.   

 У воспитанников будут развиты следующие личностные качества:

  • интерес к познанию мира природы; осознание места и роли человека в биосфере;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, умение выбирать целевые и смысловые установки в своих  действиях и поступках по отношению к живой природе.

            Методы и формы реализации проекта

Наглядные методы:

  •  Видео-показ;
  •  наблюдения;
  •  рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  •     проведение дидактических игр;

Словесные методы:

  • чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога;
  • обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических и др.);
  • загадывание загадок;

Практические методы:

  • организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений;
  • экологический практикум.

       Участники проекта:

  • дети подготовительной группы;
  • педагоги – воспитатели;
  • родители воспитанников.

Продукт проектной деятельности:

- защита исследовательских проектов и творческих работ «Юный агроном»

Сроки реализации проекта:

продолжительность проекта: постоянный, ежегодный (октябрь   – август).

Этапы и сроки реализации проекта «Агролаборатория»:

      I этап – Подготовительный

- Обсуждение темы, цели и задач проекта;

- Изучение методической литературы по теме проекта;

- Подготовка анкет для первоначального опроса участников, которые примут участие в проекте;

II этап - Основной

- Проведение совместных мероприятий по намеченному плану

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН

СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ

Неделя

Тема

Программное содержание

Форма работы

1

«Знакомство с агролабораторией»

Познакомить с агролабораторией

Работа на метеостанции; экскурсия в агролабораторю,

2

«Значение растений в жизни человека»

Расширить знания детей о растениях и их значимости в жизни человека.

Работа на метеостанции; беседа

3

«Гербарий растений»

Познакомить детей с гербарием  (сбор, сушка, оформление)

Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие

4

«Профессии людей, занятых в цветоводстве» 

Прививать детям интерес к цветоводству, формировать практические умений вести наблюдения за явлениями природы, стремления заботиться о растениях.

Работа на метеостанции; видео-показ познавательного фильма.

НОЯБРЬ

1

«Огород на окошке»

Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию овощных растений в комнатных условиях.

Работа на метеостанции; игровая ситуация

2

«Влияние света и температуры на рост растений»

Познакомить с понятиями «свет», «освещенность», «температура»; обучить измерять температуру различных объектов; объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов.

Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие с использованием цифровой научной лабораторией «Наурша»

3

«Размножение комнатных растений»

Познакомить детей со способами размножения комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями, воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками, делением корневищ, разрезанными листьями).

Работа на метеостанции; беседа,

видео-показ познавательного фильма

4

«Питание комнатных растений»

Дать детям элементарные представления о питании растений. Подтвердить знания экспериментом.

Работа на метеостанции; беседа, просмотр презентации

ДЕКАБРЬ

1

«Почва. Земельные смеси»

Показать сложность состава почв и многообразие их типов. Обратить внимание на малочисленность плодородных почв на земле.

Работа на метеостанции; беседа,

Просмотр презентации

2

«Кислотность»

Познакомить с понятием «кислотность»; научить измерять кислотность разных продуктов.

Работа на метеостанции; беседа, Практическое занятие с использованием цифровой научной лабораторией «Наурша»

3

«Цветочные растения открытого грунта»

Закрепить представление детей о цветочных культурах; познакомить с видами цветов открытого грунта.

Работа на метеостанции;

беседа,

просмотр познавательного видеофильма

4

«Мир растений»

Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии растений, углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений.

Работа на метеостанции; защита исследовательских и творческих работ

5

«Мир растений»

ЯНВАРЬ

1

«3начение овощей в жизни человека»

Закрепить представление детей овощных культурах; закрепить умение детей различать их по внешнему виду, узнавать на иллюстрациях.

Работа на метеостанции; беседа,

просмотр презентации

2

«Электричество»

Познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение»; научить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока.

Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие с использованием цифровой научной лабораторией «Наурша»

3

«Семена овощных культур»

Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена овощных культур, отличать их друг от друга.

Работа на метеостанции; беседа,

практическое занятие

ФЕВРАЛЬ

1

«Подготовка семян к посадке. Проращивание семян»

Уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.

Работа на метеостанции; беседа, практическое занятие

2

«Почва. Тепличные грунты»

Дать представление о почве и её составе; развивать умение проводить простейшие опыты и на их основании делать выводы.

Работа на метеостанции; беседа,

практическое занятие

3

«Удобрения»

Ознакомить с новым видом ухода –удобрение почвы (подкормкой, некоторыми правилами внесения удобрений)

Работа на метеостанции; видео-показ познавательного фильма

4

«Посадка позднеспелых овощных культур (баклажан, томаты,перец)

Учить детей работать в группах: обобщать опыт, вести наблюдения, ухаживать за овощами.

Работа на метеостанции; экологический практикум

МАРТ

1

«Выращивание зеленых в теплице»

Познакомить детей с разными способами выращивания зеленых в теплице.

Работа на метеостанции; экологический практикум

2

«Наблюдения за всходами овощей»

Учить детей устанавливать связь между состоянием растений и условиями, в которых оно находится, уходом за ними; формировать понятие о том, что посаженные растения зависят от ухода за ними человека.

Работа на метеостанции; беседа,

наблюдения

3

«Выращивание рассады овощных культур»

Познакомить детей с разными способами выращивания рассады овощных культур

Работа на метеостанции; экологический практикум

4

«Профессии людей, занятых в овощеводстве» 

Познакомить детей с профессией овощеводов.

Работа на метеостанции; беседа

5

«Цветы открытого грунта»

Расширить и закрепить знания детей о цветочныхрастениях, растущих на участке детского сада.

Работа на метеостанции; беседа, просмотр презентации

АПРЕЛЬ

1

«Пикирование рассады овощных культур»

Учить детей работать в группах: обобщать опыт, вести наблюдения, ухаживать за растениями.

Работа на метеостанции; экологический практикум

2

«Пересадка комнатных растений»

Познакомить с приёмами по пересадке комнатных растений

Работа на метеостанции; практическое занятие

3

«Мир сельскохозяйственной техники»

Расширять знания детей о сельскохозяйственной технике и ее роли на различных этапах сельского труда.

Работа на метеостанции; виртуальная экскурсия, чтение стихотворений

4

«Растения на участке

детского сада»

Познакомить с конкретными видами деревьев, кустарников,

Культурнымии  дикорастущими

травянистыми

растениями на территории детского сада, знают их названия, характерные признаки,

особенности строения.

Работа на метеостанции; беседа,

экскурсия на участок детского сада

МАЙ

1

«Вредители и болезни почвы и растений»

нания о вредных и полезных насекомых, их значимости в природе, о

Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности детей по защите природы.

Работа на метеостанции; беседа, просмотр презентации

2

«Посев и посадка овощей в открытый грунт»

Сформировать у детей знания и навык высадки рассады

Работа на метеостанции; экологический практикум

3

«Уход за рассадой на огороде»

Развивать практические навыки ухода за рассадой овощных культур.

Работа на метеостанции; практическое занятие

4

«Юный агроном»

Обобщить и систематизировать знания детей о растениеводстве и овощеводстве;

Сформировать у детей интерес к исследовательской и опытническойдеятельности.

Работа на метеостанции; защита исследовательских и творческих работ

ИЮНЬ - АВГУСТ

1

Уход за учебно-исследовательским участком, теплицей (полив, прополка, рыхление)

Познакомить  детей с технологией выращивания, способами полива растений, рыхления.

Работа на метеостанции; практическое занятие, наблюдения

2

Сбор урожая

Сформировать трудовые навыки, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми, привычку трудиться, воспитывать любовь к коллективному труду. 

Работа на метеостанции; практическое занятие

III этап – Заключительный

- проведение итогового анкетирования среди участников проекта;

- защита исследовательских и творческих работ «Юный агроном»;

- участие воспитанников в Районном конкурсе исследовательских проектов и творческих работ «Я-исследователь»;

- составление видео-отчета о реализации проекта.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений» М. 2005г.
  2. Кирюшин В.И. Экологические основы земледелия.- М.Колос,1996г.
  3. Конаков А.П. Техника для малых животноводческих ферм. И: Академия, 2004г.
  4. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/Шутяева Е.А.- М.: Издательство Ювента,2015
  5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Проект по ранней профориентации дошкольников

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требова...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...

Визитная карточка проекта по ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»

   Данный проект разработан и реализован творческой группой педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Краткая характеристика группы: 19 человек с ОНР (3детей- ОН...

Проект по ранней профориентации на тему "«Все профессии нужны, все профессии важны».Проект одобрен и выдвинут на конкурс "Наше Подмосковье"

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к  различным профессиям.    ...

Информационно-познавательный проект по ранней профориентации Проект на тему «Мой папа - нефтяник»

Цель: сформировать первоначальное представление о профессии родного края – «нефтяник», о нефти, ее свойствах и продуктах ее переработки.Задачи:Образовательная: формировать предс...

Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Жил да был паровоз»

В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться в...