Проект "Кабы не было зимы..."
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
В этом проекте вы найдёте материалы для работы с детьми и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 106 общеразвивающего вида»
авторы: Олейник Наталья Валентиновна, воспитатель
Кузнецова Анна Александровна, воспитатель
Педагогический проект
«Кабы не было зимы…»
с детьми старшего дошкольного возраста
г. Сыктывкар, 2022г
Актуальность
Времена года сменяются друг за другом, неся с собой свои красоты, изменения и чудеса. Ведь дети растут и им интересно все вокруг.
Зима - прекрасное время года, которое дает возможность ребенку активнее накапливать опыт познания, исследовать зимние явления природы, устанавливать причинно-следственные связи сезонных загадок природы на планете Земля. Это еще и незабываемое время для зимних игр и забав.
Цель проекта: Обобщать и систематизировать представления детей о живой и неживой природе зимой, о жизни людей в зимний период.
Задачи проекта:
- Развивать у детей интерес к общегрупповым событиям и проблемам, формировать потребность к совместному обсуждению и самостоятельному решению основных вопросов. Поддерживать совместные инициативы в проектной, продуктивной (коллективные работы), игровой и других видах деятельности.
- Рассказать об «особенных» днях года: день зимнего солнцестояния - 22
декабря (самый короткий день в году)
- Развивать познавательный интерес детей, рассказывая об удивительных природных явлениях (полярный день и полярная ночь, северное сияние и пр.);
- Подводить детей к умению самостоятельно делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных, о приспособлении животных к окружающей среде
- Продолжать расширять представления о людях разных профессий. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей. Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
- Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
- Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
- Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; формировать представления об активном отдыхе.
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Ожидаемые конечные результаты по проекту:
Качественные:
Для детей:
У детей сформированы представления о том, что в природе все взаимосвязано, дети умеют делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности животных, о способах их приспособления к окружающей среде.
Дети могут творчески выразить свои представления о зимних явлениях, впечатления от мира природы, произведений литературы, мультфильмов в продуктивных видах деятельности, в играх.
Для педагогов:
-повышение компетентности педагогов в проектировании творческой совместной деятельности с детьми и родителями;
-повышение профессиональной компетентности в организации образовательной деятельности с детьми в рамках проектной деятельности по данной теме;
Для родителей:
-повышение компетентности родителей в способах ознакомления детей с окружающим миром в условиях детского сада и семьи.
-рост творческой активности родителей через участие в совместных мероприятиях проекта;
Количественные:
• количество детей целевой группы, принявших участие в проекте - 28 чел.;
• количество родителей целевой группы, принявших участие в реализации проекта – не менее 50 чел.;
• количество совместных мероприятий, проведённых с участием родителей – 4;
• количество Интернет-ресурсов, на которых будет освещаться ход реализации проекта – 2;
• количество публикаций о проекте, размещенных в сети-Интернет - 2.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный этап – разработка совместно с детьми рекламного информационного маршрута для родителей, педагогов по теме проекта. Определение совместно с детьми участников проекта – педагогов ДОУ, членов семей. Информирование общественности о старте проекта, его социальной значимости через сайт детского сада, группу «Вконтакте».
2 этап. Основной этап – реализация мероприятий совместно с участниками проекта, выпуск страниц электронного журнала «Кабы не было зимы…» для родителей.
3 этап. Заключительный этап – подведение итогов реализации проекта, участие детей и родителей в ключевом мероприятии проекта – видеоролик «Конкурс чтецов «Зимние фантазии», челленджер «Птичья суперстоловая»
Анкетирование родителей с целью выявления мнения о результатах проекта.
Информирование общественности об итогах проекта на официальном сайте МАДОУ с размещением фотоотчета, электронного журнала для родителей и педагогов «Кабы не было зимы…» и в группе «ВКонтакте»
План-график поэтапной реализации мероприятий проекта
Содержание образовательной деятельности с участниками проекта | ||
Педагоги Дети | Родители | |
Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта) 1 неделя проекта | ||
Составление с детьми плана проекта и информационного рекламного маршрута для родителей, -создание условий в РППС - подбор литературы, дидактического материала по теме проекта для детей в среде группы на тему «Зима»; -подбор материала для детского творчества; | -участие в анкетировании; -оказание помощи в подборе иллюстраций, художественной литературы. -оказание помощи в создании предметно-пространственной среды, подборе информации по теме проекта | |
Основной (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) 1-2 неделя проекта | ||
Организация разнообразных форм совместной продуктивной, игровой, познавательной, речевой, двигательной деятельности с детьми | читают и обсуждают с детьми дома художественную литературу, просматривают мультфильмы на тему «Зима»; участвуют в изготовлении поделок в творческой мастерской; подбирают вместе с детьми с Интернет-источников информацию для журнала «Кабы не было зимы…»; готовят номера к видеоконкурсу стихотворений «Зимние фантазии», кормушки | |
Познавательное развитие | -Организованная образовательная деятельность ««Жизнь диких животных зимой». -Просмотр презентации «Как звери в лесу зимуют», «Зимушка-зима»(признаки зимы). -Видеопросмотр «Как появляется снежинка». -Наблюдение за зимующими птицами, солнцем, снегом, снегопадом, небом, лиственными и хвойными деревьями, инеем, долготой дня, снегоуборочной машиной, работой дворника; -Экспериментирование: в морозную погоду предложить детям походить по снегу, послушать, как он скрипит. Объяснить, почему он скрипит (ломаются снежинки). Подвести детей к пониманию о пользе снега для земли. (Он, как одеяло, укрывает траву, не дает замерзнуть корешкам и корням кустов и деревьев) -Опыт и эксперименты со снегом, льдом (см. Сборник опытов и экспериментов) -Ведение календаря наблюдений за погодой | |
Речевое развитие | -Размышлялки «Кабы не было зимы, что было бы тогда…», «Почему скрипит снег?», «Почему говорят «Мороз и солнце – день чудесный», «Почему людям нравится зима», «Почему человек помогает зимой животным в лесу», «Почему не все птицы улетели на юг?». -Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» -Сочинение небылиц «Чего не бывает зимой» -Игра-придумка «Что снится медведю зимой?», «О чём думала снежинка, когда летела на землю?», «О чем рассказал ворона, воробей?» -Беседа о трех месяцах с их народным названием и приметами. -Речевое упражнение «Подбери слово» (Какой? Что делает?) -Игра «Кукушка» (вопросы по прочитанному рассказу «Серая шейка» Д.Мамина-Сибиряка) -Загадки о зимних явлениях в природе. -Пословицы и поговорки о зиме. -Чтение художественной литературы: И.Сурикова «Зима», Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Н. Сладков «Суд над декабрём», В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», «О птицах», Бианки В. «Кто как готовится к зиме», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Бр.Гримм «Госпожа Метелица», р.н.с. «Снегурочка». | |
Социально-коммуникативное развитие | -Трудовые поручения: подкармливание птиц, «окучивание» снегом деревьев, расчистка дорожек от снега во время прогулки, посыпка дорожки песком (с помощью воспитателя), расчистка вместе с воспитателем места для игр от снега, сбор снега в кучи для построения снеговиков, сгребание снега лопатой на горку, -Дидактическая игра «Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах), «Что лишнее?» -Игра «Что мы видели - не скажем, а что делали – покажем» (зимние забавы). -Подвижная игра «Два мороза», «Хитрая лиса», «Займи льдинку», «Бездомный заяц», «В снежки». -Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в зимний парк», «В гостях у Матушки Зимы» -Режиссерская игра «Снежная королева» -Игра-инсценировка «Снегурочка» | |
Художественно-эстетическое развитие | -Просмотр мультфильмов о зиме: «Зима в Простоквашино», «Снежная королева», «Серебряное копытце». -Конструирование из бумаги объемной снежинки -Аппликация с использованием нетрадиционного материала «Зима в городе» - Лепка «Зимние забавы» -Рисование по сказке Д.Мамина-Сибиряка «Серая шейка»; «Зимний лес»; «Что снится медведю»; «Мой друг снеговик» -Работа с раскрасками по теме «Зима» -Изготовление цветных льдинок. -Лепка различных фигурок из снега. -Просмотр презентации с репродукциями картин русских художников по теме «Зима». -Творческая мастерская «Символ Нового года», «Красивая снежинка». -Слушание музыкальных произведений: песня из мультфильма «Кабы не было зимы…», Вивальди Антонио «Зима. Цикл Времена года», Чайковский П.И. «Вальс снежинок. Балет Щелкунчик», Дебюсси Клод «Снег танцует. Сюита Детский уголок». -Импровизации под музыку «Музыка зимы» | |
Физическое развитие | -Рассматривание иллюстраций и плаката «Осторожно! Зимние травмы», «Зимние виды спорта», «Зимние забавы» -беседы по ОБЖ: «Как вести себя на улице зимой?»; «Когда на улице мороз, отморозить можно нос»; «Скользкая дорога»; «Не ешь снег – можешь заболеть!», «Безопасность на снежной горке». -Игры-эстафеты «А мороз-не беда, не страшны нам холода» -Создание плаката «Как заботиться о здоровье зимой». | |
Заключительный (презентация продуктов проекта, рефлексия-размышления над новым знанием или опытом) 2 неделя | ||
Подведение итогов проекта в форме видеоконкурса чтецов «Зимние фантазии»; участие в челленджде «Птичья суперстоловая», -Участвуют в оформлении выставок, обсуждении своих и совместных с родителями творческих работ; в подготовке страничек журнала «Кабы не было зимы», готовят стихотворения о зиме, кормушки для «Птичьей суперстоловой» | помогают в создании выставки совместных с детьми поделок; обсуждают с детьми их творческие работы; участвуют в видеоконкурсе стихотворений о зиме «Зимние фантазии», участвуют в челленжде и творческом групповом отчете с мультимедийной презентацией журнала «Кабы не было зимы…» |
Описание итогов проекта
На протяжении всего проекта дети - главные участники всех мероприятий. Особенно им нравилось готовить и представлять друг другу инсценировки по прочитанным произведениям, мультфильмам. С огромным интересом они подбирали с родителями, а потом рассказывали и рассматривали иллюстрации о загадочных природных зимних явлениях (снегопад, снежная буря, снежный дождь, снежная лавина). Сколько эмоций вызвали у детей маленькие открытия в процессе проведения совместных опытов по выпариванию воды из снега, превращению воды в льдинки, таянию цветных льдинок и пр. Дети с огромным увлечением создавали свои шедевры - творческие работы по теме проекта.
Но особый интерес у детей вызвали итоговые мероприятия. В видеоконкурсе чтецов «Зимние фантазии» они представили все свои творческие и артистические способности ( https://disk.yandex.ru/i/Pmqp68O9q5r3sQ ). С каким неподдельным восторгом и удовольствием изготавливали вместе с родителями кормушки для птиц, а затем создали уникальный природоведческий челлендж «Птичья суперстоловая» (https://disk.yandex.ru/i/oc-367CF0NGxbg ).
Родители – первые наши и незаменимые помощники. Они помогали знакомить детей с признаками и приметами зимы, проявляли инициативу и творчество в оформлении выставок, изготовлении кормушек; приняли активное участие в пополнении книжного уголка художественной литературой, в подборе иллюстративного материала и информации для альбома «Зимушка-зима в гости к нам пришла» и мультимедийной презентации журнала «Кабы не было зимы…» (https://detsad-106.ru/m/u/zhurnal-dlya-detey-roditeley-i-pedagogov-kaby-ne-bylo-zimy.pdf ), участвовали в викторине о детском чтении.
Таким образом, проделанная в ходе проекта совместная деятельность с детьми, родителями, педагогами детского сада оказала значимый вклад в личностном развитии детей, в формировании любви в природе, бережному отношению ко всему живому, развитию любознательности о сезонных загадках и чудесах природы.
Список интернет-ресурсов:
- https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf
- https://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-aleksevna-buslo/konspekt-sovmestnoi-dejatelnosti-zdravstvui-zimnii-les-polnyi-skazok-i-chudes.html
- https://multi-mama.ru/zagadki-pro-zimu/
- https://multiurok.ru/files/kartoteka-poslovits-i-pogovorok-o-zime-dlia-detei.html
- https://www.childrensalbum.ru/zima-v-klassicheskoj-muzyke/
- https://yandex.ru/video/preview/2737907347797142685
- https://yandex.ru/video/preview/2789759611663014909
- https://yandex.ru/video/preview/10727410677051658096
- https://chips-journal.ru/reviews/15-opytov-so-snegom
- https://tavika.ru/2013/12/ice-experiment-part-1.html
- https://babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/36609.html
- https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/bezopasnost-zimoy-dlya-detey#_8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение «Кабы не было зимы» с использованием нестандартного оборудования (для детей старшей группы) Инструктор по физич
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 «Журавушка» «Кабы не было зимы»спортивное развлечениес использованием нестандартного оборудования(...
План- конспект НОД "Кабы не было зимы..."
Открытое занятие по развитию речи в средней группе....

Танец "Зимняя сюита" часть 2 Кабы не было зимы Смотреть на странице сайта ВИДЕО
Выступление хореографического детского коллектива МАДОУ 116 "Хрустальный башмачок" на фестивале Рождественская звезда 2014....

Спортивный досуг с зкологической направленностью "Кабы не было зимы" (для детей старшей группы)
Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности.Задачи:· обобщить знания детей о зиме, как ...
Конкурс чтецов "Кабы не было зимы..." (старшая группа)
Конкурс чтецов дает каждому ребёнку возможность для самореализации. При организации конкурса объединяются разные виды искусств — музыка, живопись, литература, что воспитывает эстетический вкус, ...

Сценарий спортивного развлечения "Кабы не было зимы"
Сценарий разработан для детей старшего дошкольного возраста...