Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности с творческим названием «Как возникает дождь?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Баулина Анастасия Алексеевна

Особенность занятия заключается в том, что через опытно-экспериментальную деятельность оно направленно на усвоение знаний и представлений о том, откуда появляется дождь, о его значимости для жизни окружающего мира.

Развивающий потенциал занятия заключается в его направленности на формирование умений строить причинно-следственные связи, делать логические выводы и умозаключения на примере изучаемого материала.

Ключевым методическим стержнем занятия является применение технологии критического мышления «Кубик Блума», благодаря которому дети смогут применить репродуктивные навыки, заключающиеся в умении повторить или воспроизвести усвоенную ранее или только что полученную информацию.  Но и использовать когнитивные (развивающие) навыки которые требуют познавательного умения, направленного на трансформацию явной информации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение               «Детский сад «Василёк» Тамбовского района

Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности

 с творческим названием

«Как возникает дождь?»

Подготовлен: А.А. Баулиной, воспитателем

2022 год

Пояснения: Особенность занятия заключается в том, что через опытно-экспериментальную деятельность оно направленно на усвоение знаний и представлений о том, откуда появляется дождь, о его значимости для жизни окружающего мира.

Развивающий потенциал занятия заключается в его направленности на формирование умений строить причинно-следственные связи, делать логические выводы и умозаключения на примере изучаемого материала.

Ключевым методическим стержнем занятия является применение технологии критического мышления «Кубик Блума», благодаря которому дети смогут применить репродуктивные навыки, заключающиеся в умении повторить или воспроизвести усвоенную ранее или только что полученную информацию.  Но и использовать когнитивные (развивающие) навыки которые требуют познавательного умения, направленного на трансформацию явной информации.

Тема : «Как возникает дождь?»

Цель:  Через опытно-экспериментальную деятельность дать первоначальные представления о  возникновении дождя.

Задачи: Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. 

- Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, видах дождя.

- Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы. 

- Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры

Интегрируемые области

Оборудование

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Шкатулка с бутылочкой воды, кубик с отмеченными гранями «Кубик Блума»,мяч,  флэшка с  обучающими  презентациями, фартуки и колпаки для ученных, схема «Безопасное поведение во время экспериментирования», банка с горячей водой, крышка, лёд, губки, тазики с водой, одноразовые стаканчики с водой, пена для бритья, пипетки, пищевой краситель.

 

Ход образовательной деятельности

Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Педагог: С каким настроением вы сегодня пришли в детский сад?

Ответы детей: с хорошим, радостным, весёлым, добродушным, праздничным, солнечным, восторженным.

  Воспитатель предлагает детям поймать настроение в ладошках и подарить его другу.

Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в научно-исследовательский институт, а, что он исследует вы мне ответите, отгадав загадку.

Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Ответы детей: вода.

Педагог: Правильно и мы с вами отправляемся в научно-исследовательский институт воды, посетим несколько лабораторий, которые исследуют природные явления, связанные с водой. Вы сегодня научные сотрудники этого института, о чем говорит ваш внешний вид. Познакомиться с институтом нам в этом поможет кубик Блума. Посмотрите, на грань. Какого она цвета? Найдите первую лабораторию, которую мы с вами посетим такого же фиолетового цвета.

Лаборатория «Назови» (дети подходят к мольберту).

Педагог: Давайте вспомним, что мы знаем о воде?

Сначала поиграем с вами в игру «Сухое - мокрое» и вспомним, где прячется вода. Если я называю слово, связанное с водой – вы хлопаете в ладоши, а если оно не имеет отношение к воде – прячем руки за спину. Будьте внимательны! 

(Лужа, кирпич, сосулька, пар, подушка, дым, река, роса, море, трава, ручеёк, барабан, озеро, дождь, бублик, океан, водопад, птица, пруд, снег.) Молодцы.

А теперь закрепим свойства воды, составив коллаж. Предлагаю вам выбрать картинку и пояснить, как она связана с водой. Я выбрала картинку, потому что вода превращается в туман. При резком изменении температуры, вода испаряется и получается природное явление – туман.

Посмотрите, на грань. Какого она цвета? Следующую лабораторию, которую мы с вами посетим белого цвета.

Лаборатория «Почему»

Педагог: Посмотрите у меня в руке песочные часы, передавая их друг другу   ответьте на вопрос, где можно встретить воду? Будьте внимательны – время ограничено. Я начну …

Ответы детей: в речке, озере, в море, в океане, в фонтане, в бассейне, в кране, в луже.

Педагог: Дима сказал, что в луже. Интересно, а откуда она там берется?

Ответы детей: Шел дождь, и вода осталась в луже.

Педагог: В этой лаборатории мы выясним, почему идет дождь? Внимание на экран.  

Просмотр видеоролика.

Беседа с детьми по содержанию видеосюжета о природе дождя на основе таблицы «Круговорот воды в природе».

Педагог: Воспроизведем как рождается дождь и в этом нам поможет таблица.

Ответы детей: Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются.

Педагог: Где собираются капельки воды, и что происходит потом?

Ответы детей: Капельки воды превращаются в большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой.   Вот тогда на земле начинается дождик.

Следующая грань какого цвета? Мы отправляемся в красную лабораторию.

Лаборатория «Объясни»

Опыт № 1

Педагог: Здесь я буду проводить опыт, а вы наблюдать и отвечать на вопросы – одеваем очки. Посмотрите, я наливаю в банку воду. Как вы думаете, какая она?

Ответы детей: горячая.

Педагог: А как вы догадались, что она горячая?

Ответы детей: Идет пар.

Педагог: Закрываю крышкой банку – крышка это облако. Кладу сверху лед.  Лед холодный или горячий?

Ответы детей: Холодный.

Педагог: Попробуем объяснить, что происходит в банке? 

Ответы детей: Мы видим капельки воды на крышке, и они начинаю течь по стенкам банки, как капельки дождя по стеклу.

Педагог: Оказывается, мы с вами увидели, как получается дождь. Из горячей воды идет пар, поднимается вверх, там встречается с холодом и крышка – облако превращается в тучу. Капельки воды тяжелеют и падают вниз или стекают по стенкам банки.

Педагог: Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков. Т.е мы сами с вами сделали то, о что происходит в природе.

Педагог: Объясните, зачем нужен дождь?

Ответы детей: Поливает землю, цветы, деревья, животные, насекомые пьют дождевую воду.

А теперь отправимся в лабораторию какого цвета? (Показ грани синего цвета).

Лаборатория «Предложи»

Опыт № 2 с губками
Педагог: А теперь, уважаемые научные сотрудники, предлагаю вам сделать дождь с помощью губки… Подойдите к столу, возьмите губку в руку и

- скажите, она мокрая или сухая? (мокрая)

- Тяжелая или легкая? (лёгкая)
- Теперь отожмите над чашечкой губку, почему вода не капает? (мало воды)

Совершенно верно, мало воды, поэтому облако легкое.

- Предложите, что можно сделать, чтобы ваше облако стало тяжелым и из него полился дождь? Предположения детей…

- А теперь проделайте это. Молодцы, опыт удался.

Комментарий: Чтобы полился дождь, надо туча набрала, впитала много воды. А когда она становится тяжелой, то выпадает в виде осадков – дождя, снега, града.

 Предположим, игра «Какой бывает дождь» (с опорой на схемы).

Мелкий, моросящий, идущий в грибную пору при свете солнца - грибной дождь. 

Дождь, идущий при свете солнца - слепой дождь. 

Дождь с грозой - грозовой дождь.

Дождь со снегом - снежный дождь.

Очень сильный дождь, ливень - проливной дождь.

Дождь с сильным ветром, косохлёст - косой дождь. Молодцы.

Переходим в лабораторию цвета… (желтого цвета).

Лаборатория «Придумай».

Опыт № 3

Педагог: Здесь мы придумаем, как мы можем сделать или показать дождь.

Педагог: Научные сотрудники займите места. У вас баночки с водой, сверху наносим пену для бритья - это будет облако. Наберите краситель в пипетку (шприц) и начинаем капать краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя медленно просачиваются сквозь облако-тучу и начинают падать на дно.

Комментарий: когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. Так облако превращается в тучу. В итоге капли достигнут такого веса, что больше не могут оставаться в воздухе и начинают падать на землю - так появляется дождь.

 Последняя наша лаборатория цвет … (зеленого цвета).

Лаборатория «Поделись»

Педагог: Здесь поделимся своими знаниями о дожде. За каждый правильный ответ вы можете получить медаль юного учёного.

 - Что такое дождь? (Дождь - это вода).

- Как образуется дождь? (Вода, накапливается в небе, от тепла пар поднимается в облако, оно превращается в тучу. Туча тяжелеет и отдаёт воду в виде капель, так получается дождь).

- Какой бывает дождь? (Он бывает разный: грибной, слепой, косой, снежный, грозовой?

- В какое время года бывает дождь? (Дождь может быть в любое время года).

- Поделитесь своим мнением, что будет с землей, если не будет дождей? (Звери останутся без пищи, леса, поля высохнут, реки и озёра испарятся и не будет воды для питья).

- Поделитесь, вы любите дождь и какое у вас бывает настроение во время дождя?

Педагог: Вы настоящие учёные и сейчас своими знаниями это доказали. Каждый из вас получил медаль исследователя. Я говорю вам спасибо за интересную научно-исследовательскую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста "Насекомые - польза и вред"

Цель:  формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них....

Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста (спортивный праздник) "Олимпиада - гордость страны"

Предлагаю свой вариант проведения спортивного праздника с детьми старшего дошкольного возраста...

Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Золотая хохлома»

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности...

План-сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода»

Цель: систематизировать у детей представления о свойствах воды.Задачи:Обучающие -знакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность;-развивать все компоненты устной ре...