Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности с творческим названием «Как возникает дождь?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Особенность занятия заключается в том, что через опытно-экспериментальную деятельность оно направленно на усвоение знаний и представлений о том, откуда появляется дождь, о его значимости для жизни окружающего мира.
Развивающий потенциал занятия заключается в его направленности на формирование умений строить причинно-следственные связи, делать логические выводы и умозаключения на примере изучаемого материала.
Ключевым методическим стержнем занятия является применение технологии критического мышления «Кубик Блума», благодаря которому дети смогут применить репродуктивные навыки, заключающиеся в умении повторить или воспроизвести усвоенную ранее или только что полученную информацию. Но и использовать когнитивные (развивающие) навыки которые требуют познавательного умения, направленного на трансформацию явной информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Василёк» Тамбовского района
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности
с творческим названием
«Как возникает дождь?»
Подготовлен: А.А. Баулиной, воспитателем
2022 год
Пояснения: Особенность занятия заключается в том, что через опытно-экспериментальную деятельность оно направленно на усвоение знаний и представлений о том, откуда появляется дождь, о его значимости для жизни окружающего мира.
Развивающий потенциал занятия заключается в его направленности на формирование умений строить причинно-следственные связи, делать логические выводы и умозаключения на примере изучаемого материала.
Ключевым методическим стержнем занятия является применение технологии критического мышления «Кубик Блума», благодаря которому дети смогут применить репродуктивные навыки, заключающиеся в умении повторить или воспроизвести усвоенную ранее или только что полученную информацию. Но и использовать когнитивные (развивающие) навыки которые требуют познавательного умения, направленного на трансформацию явной информации.
Тема : «Как возникает дождь?» | |
Цель: Через опытно-экспериментальную деятельность дать первоначальные представления о возникновении дождя. | Задачи: Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. - Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, видах дождя. - Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы. - Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры |
Интегрируемые области | Оборудование |
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. | Шкатулка с бутылочкой воды, кубик с отмеченными гранями «Кубик Блума»,мяч, флэшка с обучающими презентациями, фартуки и колпаки для ученных, схема «Безопасное поведение во время экспериментирования», банка с горячей водой, крышка, лёд, губки, тазики с водой, одноразовые стаканчики с водой, пена для бритья, пипетки, пищевой краситель. |
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
Педагог: С каким настроением вы сегодня пришли в детский сад?
Ответы детей: с хорошим, радостным, весёлым, добродушным, праздничным, солнечным, восторженным.
Воспитатель предлагает детям поймать настроение в ладошках и подарить его другу.
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в научно-исследовательский институт, а, что он исследует вы мне ответите, отгадав загадку.
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Ответы детей: вода.
Педагог: Правильно и мы с вами отправляемся в научно-исследовательский институт воды, посетим несколько лабораторий, которые исследуют природные явления, связанные с водой. Вы сегодня научные сотрудники этого института, о чем говорит ваш внешний вид. Познакомиться с институтом нам в этом поможет кубик Блума. Посмотрите, на грань. Какого она цвета? Найдите первую лабораторию, которую мы с вами посетим такого же фиолетового цвета.
Лаборатория «Назови» (дети подходят к мольберту).
Педагог: Давайте вспомним, что мы знаем о воде?
Сначала поиграем с вами в игру «Сухое - мокрое» и вспомним, где прячется вода. Если я называю слово, связанное с водой – вы хлопаете в ладоши, а если оно не имеет отношение к воде – прячем руки за спину. Будьте внимательны!
(Лужа, кирпич, сосулька, пар, подушка, дым, река, роса, море, трава, ручеёк, барабан, озеро, дождь, бублик, океан, водопад, птица, пруд, снег.) Молодцы.
А теперь закрепим свойства воды, составив коллаж. Предлагаю вам выбрать картинку и пояснить, как она связана с водой. Я выбрала картинку, потому что вода превращается в туман. При резком изменении температуры, вода испаряется и получается природное явление – туман.
Посмотрите, на грань. Какого она цвета? Следующую лабораторию, которую мы с вами посетим белого цвета.
Лаборатория «Почему»
Педагог: Посмотрите у меня в руке песочные часы, передавая их друг другу ответьте на вопрос, где можно встретить воду? Будьте внимательны – время ограничено. Я начну …
Ответы детей: в речке, озере, в море, в океане, в фонтане, в бассейне, в кране, в луже.
Педагог: Дима сказал, что в луже. Интересно, а откуда она там берется?
Ответы детей: Шел дождь, и вода осталась в луже.
Педагог: В этой лаборатории мы выясним, почему идет дождь? Внимание на экран.
Просмотр видеоролика.
Беседа с детьми по содержанию видеосюжета о природе дождя на основе таблицы «Круговорот воды в природе».
Педагог: Воспроизведем как рождается дождь и в этом нам поможет таблица.
Ответы детей: Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются.
Педагог: Где собираются капельки воды, и что происходит потом?
Ответы детей: Капельки воды превращаются в большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой. Вот тогда на земле начинается дождик.
Следующая грань какого цвета? Мы отправляемся в красную лабораторию.
Лаборатория «Объясни»
Опыт № 1
Педагог: Здесь я буду проводить опыт, а вы наблюдать и отвечать на вопросы – одеваем очки. Посмотрите, я наливаю в банку воду. Как вы думаете, какая она?
Ответы детей: горячая.
Педагог: А как вы догадались, что она горячая?
Ответы детей: Идет пар.
Педагог: Закрываю крышкой банку – крышка это облако. Кладу сверху лед. Лед холодный или горячий?
Ответы детей: Холодный.
Педагог: Попробуем объяснить, что происходит в банке?
Ответы детей: Мы видим капельки воды на крышке, и они начинаю течь по стенкам банки, как капельки дождя по стеклу.
Педагог: Оказывается, мы с вами увидели, как получается дождь. Из горячей воды идет пар, поднимается вверх, там встречается с холодом и крышка – облако превращается в тучу. Капельки воды тяжелеют и падают вниз или стекают по стенкам банки.
Педагог: Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков. Т.е мы сами с вами сделали то, о что происходит в природе.
Педагог: Объясните, зачем нужен дождь?
Ответы детей: Поливает землю, цветы, деревья, животные, насекомые пьют дождевую воду.
А теперь отправимся в лабораторию какого цвета? (Показ грани синего цвета).
Лаборатория «Предложи»
Опыт № 2 с губками
Педагог: А теперь, уважаемые научные сотрудники, предлагаю вам сделать дождь с помощью губки… Подойдите к столу, возьмите губку в руку и
- скажите, она мокрая или сухая? (мокрая)
- Тяжелая или легкая? (лёгкая)
- Теперь отожмите над чашечкой губку, почему вода не капает? (мало воды)
Совершенно верно, мало воды, поэтому облако легкое.
- Предложите, что можно сделать, чтобы ваше облако стало тяжелым и из него полился дождь? Предположения детей…
- А теперь проделайте это. Молодцы, опыт удался.
Комментарий: Чтобы полился дождь, надо туча набрала, впитала много воды. А когда она становится тяжелой, то выпадает в виде осадков – дождя, снега, града.
Предположим, игра «Какой бывает дождь» (с опорой на схемы).
Мелкий, моросящий, идущий в грибную пору при свете солнца - грибной дождь.
Дождь, идущий при свете солнца - слепой дождь.
Дождь с грозой - грозовой дождь.
Дождь со снегом - снежный дождь.
Очень сильный дождь, ливень - проливной дождь.
Дождь с сильным ветром, косохлёст - косой дождь. Молодцы.
Переходим в лабораторию цвета… (желтого цвета).
Лаборатория «Придумай».
Опыт № 3
Педагог: Здесь мы придумаем, как мы можем сделать или показать дождь.
Педагог: Научные сотрудники займите места. У вас баночки с водой, сверху наносим пену для бритья - это будет облако. Наберите краситель в пипетку (шприц) и начинаем капать краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя медленно просачиваются сквозь облако-тучу и начинают падать на дно.
Комментарий: когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. Так облако превращается в тучу. В итоге капли достигнут такого веса, что больше не могут оставаться в воздухе и начинают падать на землю - так появляется дождь.
Последняя наша лаборатория цвет … (зеленого цвета).
Лаборатория «Поделись»
Педагог: Здесь поделимся своими знаниями о дожде. За каждый правильный ответ вы можете получить медаль юного учёного.
- Что такое дождь? (Дождь - это вода).
- Как образуется дождь? (Вода, накапливается в небе, от тепла пар поднимается в облако, оно превращается в тучу. Туча тяжелеет и отдаёт воду в виде капель, так получается дождь).
- Какой бывает дождь? (Он бывает разный: грибной, слепой, косой, снежный, грозовой?
- В какое время года бывает дождь? (Дождь может быть в любое время года).
- Поделитесь своим мнением, что будет с землей, если не будет дождей? (Звери останутся без пищи, леса, поля высохнут, реки и озёра испарятся и не будет воды для питья).
- Поделитесь, вы любите дождь и какое у вас бывает настроение во время дождя?
Педагог: Вы настоящие учёные и сейчас своими знаниями это доказали. Каждый из вас получил медаль исследователя. Я говорю вам спасибо за интересную научно-исследовательскую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста "Насекомые - польза и вред"
Цель: формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них....
педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста "Буратино идет в школу"
игры и упражнения с детьми...
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста (спортивный праздник) "Олимпиада - гордость страны"
Предлагаю свой вариант проведения спортивного праздника с детьми старшего дошкольного возраста...
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Золотая хохлома»
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности...
Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста КВН для детей старшего дошкольного возраста «Мы - граждане России»
Педагогическое мероприятие в подготовительной группе КВН "Мы- граждане России"...
План-сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода»
Цель: систематизировать у детей представления о свойствах воды.Задачи:Обучающие -знакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность;-развивать все компоненты устной ре...
Семинар воспитателей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием кругов Леонардо Эйлера» Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «До свидания, Осень!»
В материале представлен опыт работы по данной теме. Целью мероприятия является обобщение и систематизация знаний детей об осени, используя круги Эйлера....