конспект открытого занятия "Самовар. Чаепитие на Руси"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_samovar.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, физическое развитие.
Длительность: 25 минут.
Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять общий кругозор детей, рассказать о чаепитии на Руси;
- Закрепить знание об истории возникновения самовара;
- Расширять представление о том, как люди украшают самовары.
Развивающие:
- Способствовать развитию у детей памяти, мышления.
- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство).
- Воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.
Возраст: 5-7лет
Форма организации: групповое
Предварительная работа:
- разучивание пословиц о чае, стихотворений о самоваре.
- знакомство с росписями декоративно - прикладного искусства.
Словарная работа: самовар, самоварная Родина – Тула, сувенир.
Программное содержание:
- Организационный момент
Дети входят в мини-музей «Горница», их встречает хозяйка избы. Стоит стол, накрытый для чаепития. (Сушки, баранки, сахар кусковой, самовар, чашки с блюдцами).
ХОЗЯЙКА: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, садитесь поудобнее.
Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся!
Сюрпризный момент: В нашем сундуке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться.
Дети: - Это самовар.
Хозяйка: Да. Это самовар (дети рассматривают самовар).
Дидактическая игра «Что есть у самовара»
Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?
Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.
Хозяйка: Что есть у самовара?
Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран.
Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?
Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева).
Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
Ответ детей: (чтобы не обжечься).
Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара
(четыре ножки).
Хозяйка: А для чего нужен самовар?
Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.
- Основная часть
Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. (Слайд 2,3,4)
Внутри у него находится топка – металлическая трубка, куда засыпались и щепочки, и шишки. Их поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала. (Слайд 5)
Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными (Слайд 6,7,8,9).
А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. (Слайд 10)
В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если вы спросите своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. (Слайд 11)
ХОЗЯЙКА: Ребята, а у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара? (Ответы детей.)
Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. (Слайд 12)
Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. (Слайд 13)
Воспитатель: Какие пословицы о чае вы знаете?
Дети: - Чай пить – до ста лет жить.
- Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
- Где есть чай, там под елью рай.
Физкультминутка Дети становятся в круг, выполняют упражнения
Самовар похож на чайник Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево
Очень важный, как начальник. Поднимают плечи, «пыхтят».
Вот фарфоровые чашки, Приседают, руки на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца кружатся, рисуя круг руками.
Только стукни – разобьются. Кулачками стучат над головой
Вот серебряные ложки, потянуться, руки над головой
Голова на тонкой ножке. Голову наклоняют вправо-влево
Вот пластмассовый поднос. Сделать широкий общий круг
Он посуду нам принес.
ХОЗЯЙКА: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки.
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал (сахар)
Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают? (блин)
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода (самовар)
Ножек четыре,
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаёвничать вся семья (стол)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем (бублик)
Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его … (лимон)
ХОЗЯЙКА: Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Баранки жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
- Рефлексия.
Подведение итогов
– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?
– Где родина самовара?
- Как на Руси пили чай?
Ответы детей.
ХОЗЯЙКА: Молодцы ребята! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакоми...
Конспект итогового мероприятия в старшей группе «Традиции чаепития на Руси»
Приобщение детей к истокам русской народной культуры и традициям...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Приобщение детей к русской народной культуре, ознакомление с традицией чаепития на Руси....
Конспект ООД в старшей группе Познавательное развитие «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином....
Конспект НОД в подготовительной группе «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Русский самовар и чаепитие на Руси» представлен при работе с детьми подготовительной группы, по приобщению...
Конспект открытого занятия "Чаепитие у Мухи-Цокотухи"
Цель: Закрепить полученные знания о лекарственных растениях, их пользе для человека.Создать бодрое и радостное настроение.Развивать память, мышление, воображение,Формировать знания гостеприимства...
Конспект НОД - Русский самовар и чаепитие на Руси
Знакомство детей с историей появления самовара и традицией чаепития на Руси....