Формирование экологического сознания у детей раннего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (младшая группа)
С раннего возраста у детей формируется первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему отечеству.
Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему делу. Постоянно расширяясь это любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Для решения этих задач необходимы новые технологи, методы, подходы, проекты и мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей раннего возраста, как части патриотического воспитания стал наш проект «Юные экологи».
Цель нашего проекта:
формирование знаний детей раннего возраста о родном крае, через экологическое воспитание.
Задачи:
научить детей любить и беречь природу;
создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о родном крае, быт, обычаях;
развивать познавательный интерес к миру природы;
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения;
помочь увидеть ребенку то, что он не заметил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nachal_ekologicheskogo_soznaniya_u_detey_1.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Порывакина Галина Викторовна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №40 «Русалочка» г. Тамбов
Годовой проект
«Формирование экологического сознания у детей раннего дошкольного возраста»
С раннего возраста у детей формируется первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему отечеству.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал “Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи-задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему делу. Постоянно расширяясь это любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Для решения этих задач необходимы новые технологи, методы, подходы, проекты и мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей раннего возраста, как части патриотического воспитания стал наш проект «Юные экологи».
Цель нашего проекта:
формирование знаний детей раннего возраста о родном крае, через экологическое воспитание.
Задачи:
научить детей любить и беречь природу;
создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребенком знаний о родном крае, быт, обычаях;
развивать познавательный интерес к миру природы;
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения;
помочь увидеть ребенку то, что он не заметил.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста нашими помощниками стали наглядные средства. Были изготовлены: деревья по сезону, знакомые и понятные детям цветы, птицы, насекомые, фигурки животных. Наибольший интерес у малышей вызывают игры с природным материалом. Камни, шишки, песок, вода- все было собрано для круглогодичного использования. Наши ребята очень полюбили раскашивать камни, выкладывать узоры, сравнивать камни по цвету, размеру. Из листьев легко и просто делали пейзажи. Воспитательно-образовательная деятельность строилась по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания- поведение ребёнка: полюби, порадуйся, не обижай, помоги.
Итак, мы задумались с чего бы начать реализацию проекта? Из беседы с родителями и следуя за интересом детей, решили начать с деревни. Изготовили макет «Эко деревни» (деревенский дворик). Он стал игровой и воспитательной зоной. Дидактическая игра «Во саду ли в огороде» помогла нашим любознательным воспитанникам расширить представление детей об овощах и фруктах; научить узнавать их и правильно называть; узнать где живут семена и овладеть навыками их сбора. Побывали на ферме, где познакомились с домашними животными и их детенышами, научились заботится о них. Был у нас и свой доктор Айболит.
Прочитав сказку, по предложению самих детей, мы решили отправиться в гости к «Теремку». Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок. Такими словами начинается одна из наших любимых сказок. Как мы знаем первый теремок у друзей сломался, но звери построили новый. Дети приняли приглашение отправиться в гости. По дороге к теремку
- помогли муравью освободить тропинку от камней;
-путешествовали по тропинке, чтобы не навредить насекомым живущим в траве;
-в печи испекли угощение для друзей;
Гнездо на ветке- птичий дом,
Вчера птенец родился в нем,
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй!
- не стали рвать полевые цветы, а любовались их красотой;
-герои сказки встретили ребят и рассказали, что природа плачет, когда ее обижают и радуется, когда бережем, помогаем, охраняем.
Путешествуя, дети не смогли до конца удовлетворить свое любопытство. Остались вопросы. Что было внутри теремка? Это побудило нас, с помощью наших главных помощников- родителей, организовать мини- музей «Русская изба», которая- как и русская печь, стал неотъемлемой частью нашей развивающей предметно-пространственной среды.
Изба-колыбель наших предков, отцов
Обитель добра и тепла
Без русской печи и ее пирогов представить Россию нельзя!
Утром мы топили печь (собирали дрова, с помощью дыхательной гимнастики раздували огонь и зажигали огоньки), варили кашу в чугунках, пекли пироги (из пластилина и украшали их с помощью дополнительного материала-горох, пуговицы), сушили грибы (которые вместе с зайчиком насобирали в корзины на занятии по физической культуре). Частыми гостями нашего мини-музея были воспитанники других возрастных групп. Мы радушно их встречали, угощали чаем с баранками. По душе пришёлся нашим ребятам уголок ряжения. Как оказалось - это прекрасный способ отвлечь малышей младшей группы от переживаний по поводу утреннего расставания с мамой. А вечерами, под пение сверчка, слушали стихи и читали русские-народные сказки (Теремок, репка…) они помогли развить устойчивый интерес детей к театрально-игровой деятельности. При знакомстве детьми с музейными экспонатами открывается мир неизведанной, но полный новой информацией. Благодаря нашим гостям музей пополнился новыми экспонатами.
Наш мини музей сменила другая выставка, но с предметами русской избы мы не готовы были расстаться и они послужили нам декорацией к сказке
К.И. Чуковского «Федорино горе». Тут вся нерастраченная энергия помогла нам навести, а потом и убрать беспорядок. Посильный труд, нередко связанный с игрой именно та необходимая деятельность ребенка-дошкольника, которая отвечает его возрастным особенностям. Маленькие дети в своем стремлении помогать нам и что-то самостоятельно делать бывают порою надоедливы. Нам проще и быстрее одеть, умыть, покормить, убрать игрушки. Однако через несколько лет мы начинаем сетовать на лень наших детей, их неаккуратность, не подозревая, что сами воспитали эти черты характера.
Приближалась зима. Природа готовилась ко сну. И долгими зимними вечерами мы знакомились со стихами о природе Тамбовской поэтессы Сергеевой Людмилы Ивановны, присоединяясь к реализации общесадовского краеведческого проекта «Великие люди Тамбовщины».
Стихи настолько понравились детям, что мы решили их оживить. Рисовали, слушали аудиозаписи, рассказывали стихи руками (воспитатель читает стихотворение и показывает движения, дети повторяют. Позже дети сами научились находить выразительные средства для создания образа, используя движения, мимику, жесты).
Предлагаю поиграть.
Настроение
Настроение мое каждый день меняется,
Потому что каждый день что-нибудь случается!
То я злюсь, то улыбаюсь,
То грущу, то удивляюсь,
То, бывает, испугаюсь!
То, бывает посижу, помечтаю, помолчу!
Зимой мы не только грелись у печи, но и активно гуляли на свежем воздухе. Построили на своем участке «Снежный эко городок», гостями которого стали зимующие птицы. Для них совместно с родителями организовали столовую для пернатых друзей. Тут нам и пригодились заранее приготовленные семена.
За зимними хлопотами незаметно пришла весна и порадовала нас ярким солнцем. Оповестив нас о том, что пришла пора познакомить детей с таким понятием, как сельскохозяйственный труд. Дети узнали, что сначала надо подготовить землю, потом посеять семена, чтобы они росли их надо поливать, рыхлить землю, делать прополку.
Подвели итоги нашего проекта мы празднованием Всероссийского дня «Эколят - друзей и защитников природы». В весенний период мы приняли участие в цикле мероприятий направленных на закрепление знаний о природе и ее охране. Вместе с Елочкой встретили перелетных птиц, посадили, цветы, изготовили своими руками экологическую игру «Эко куб». Дети с интересом узнавали животное и место его обитания, знакомились с особенностями их питания, закрепляли знания правил поведения на природе.
Нельзя не отметить участие моих малышей в эко фестивалях детского сада.
Закончить свое выступление хочется словами из гимна «Эколят-молодых защитников природы»
Оглянись вокруг и ты увидишь,
Каждый день наполнен волшебством.
Радуга, туман и белый иней, или дождик за твоим окном.
Бесценный дар надежно охраняем, природы тишину ее покой,
Если искренне природу любим,
Значит любим родину с тобой. Т.В. Зотова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе поисково-познавательной деятельности.
Презентация. Задачи:1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.2. Провести диагностику уровня развития элементов экологического сознания у старших...
Экологические опыты как инновационный метод формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Экологические опыты...
Дидактические игры как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования основ экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста. В работе предствалена картотека и технология использования дид...
Статья. Современные игровые технологии как средство формирования экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть красоту о...
Формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста
Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства,...
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...