Конспект занятия во второй младшей группе "Зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

КОНСПЕКТ  ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ОСНОВЫ НАУКИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ТЕМА: «ПРОГУЛКА В ЗИМНИЙ ЛЕС»

 

Цель: способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных и птиц в зимних условиях, активизировать словарь по данной теме.

Задачи: развивать речевое дыхание, внимание, речь, мышление, зрительную и слуховую память, ориентацию в пространстве, умение рассказывать короткие стихи.

Образовательные задачи: систематизировать знания детей о диких животных: заяц, медведь, белка; уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года: медведь – спит, заяц  и белка – меняют цвет шубки.

Развивающие задачи: развивать умение использовать в беседе накопленные знания, формировать эмоциональную отзывчивость, развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к животным.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Физическое развитие».

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: снежинка, белоснежная, узорная, снегирь, метель, мороз.

Предварительная работа: наблюдения, игры со снегом, игры с игрушками зверей, рассматривание картин о зиме, чтение и разучивание стихов о зиме, о медведе, зайце, разгадывание загадок.

Демонстрационный материал: панно «Зимний лес», макет дерево в снегу, снегири (нарисованные), имитация жилищ животных, игрушки: заяц, белка; корзинка, шишки, бочонок с медом.

 

                                                                     Ход:

Дети входят в группу, встают в круг для приветствия.

                                   

                                         Приветствие «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко-дружок,     

        (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик-пятачок,    

                     (указательным пальцем показываем носик)

      Здравствуйте, губки,    

       (показываем губки)

      Здравствуйте, зубки.     

        (показываем зубки)

      Губками «почмокали»,  

           («чмокаем»)

     Зубками «пощёлкали»,  

           («щёлкаем»)

       Ручки вверх подняли,    

     (поднимаем ручки вверх)

           И ими помахали.    

       (машем ладошками)

       А теперь все вместе –

    «Здравствуйте!» сказали.  

        (хором здороваемся)

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая снежинка залетела к нам в группу.

(дети рассматривают снежинку): белоснежная, узорная.

Воспитатель: Это не простая снежинка, это письмо. Интересно от кого?

                  По лесам и по полям я спешила в гости к вам.

                  И на все тропинки насыпала снежинки.

                  Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

                  Радость детям подарила, и на санках прокатила.   Кто же это?

 

Дети: Зимушка. 

Воспитатель: Зима приглашает нас на прогулку в зимний лес. А мы можем сейчас отправиться в путешествие?

Дети: Нет, мы не одеты, а на улице холодно.

Воспитатель: Правильно, давайте одеваться.

 

                              Игра – массаж «Одеваемся теплее»

 

Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять:

На наших малышек наденем штанишки.

         (покажите, как мы будем одевать штанишки)

Куртка теплая всегда нас согреет в холода.

(покажите, как мы будем курточку надевать)

Сапожки обуваем, ножки согреваем.

(покажите, как мы будем обувать сапожки)

Чтобы ушки не замерзли, шапочку наденем.

(покажите, как мы шапочку будем одевать)

Шарфом теплым и пушистым шейку обогреем.

(покажите, как мы шарфик теплый будем повязывать)

Ручки спрячем в рукавички, разноцветные сестрички.

(прячем ручки в рукавички)

Вот мы с вами и оделись.

          Ну, что, теперь готовы отправиться в зимний лес?

 

Дети: Да.

Воспитатель:       Друг за другом становитесь,
                              Крепко за руки беритесь.
                              Будем весело шагать,
                              За природой наблюдать.
                              По тропиночке пойдём,

                              В зимний лес мы попадём.

 

(дети идут друг за другом, держась за руки, подходят к деревцу, где на ветках висят фигурки снегирей)

Воспитатель:  Ой, ребята, а что это за яблочки висят на веточках?

Дети: Это не яблочки, это снегири.

    (проводится логоритмическое упражнение на стихотворение Н. Нищевой    

    «Снегири»)

 

                  Логоритмическое упражнение «Снегири»

 

 Вот на ветках, посмотри,     

        (кивают головой)
В красных майках снегири,   

                       (поглаживают себя по груди)
                             Распустили перышки,    

                     (частые потряхивания руками),

    Греются на солнышке.

      (хлопки по бокам)

             Головой вертят,   

                 (повороты головы вправо-влево)
                                    Улететь хотят.   

                  (машут руками, как «крыльями»)

 

Воспитатель:  А как вы догадались, что это за птички? 

Дети: У снегиря красная грудка. 
Воспитатель: Ребята, мы взяли с собой в лес кормушку. Давайте повесим её на дерево, и угостим снегирей семечками и ягодами рябины. (вешает кормушку и насыпает птицам корм)

Воспитатель: Посмотрите, как красиво в лесу. Все засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Тихо и дышится легко. Воздух чистый, морозный. Вдохните аромат зимнего леса. 

 

                                       Дыхательное упражнение

                            Глубокий вдох носом, выдох ртом. (3 раза)

 

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кажется, что в лесу никого нет! Но это не так. Здесь много лесных жителей. Интересно, как же им живется зимой? Хотите посмотреть?

 

Дети: Да.

 

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто-то прячется под елочкой. Да ведь это зайчик!

Давайте рассмотрим зайчика. 

– Какого цвета у него шубка?    (белая)

– Какая у него шкурка?  (мягкая, теплая, пушистая)

– Какие у зайки ушки (длинные)

– Какой хвостик? (маленький, короткий)

– Как зайчик приготовился к зиме? (он сменил серую шубку на белую, чтобы быть не заметным)

– Есть ли у зайца домик? (нет, он прячется и спит в снегу, под елками; белого зайца на белом снегу совсем не видно)

– Что кушает зайка зимой в лесу? (кору деревьев и веточки)

 

Воспитатель: Детки, посмотрите,  зайчик наш дрожит, он замерз, давайте с ним поиграем, чтобы он согрелся.

                                                                                                                          

                   Логоритмическое упражнение «Заинька»

 

 Скок-поскок, скок-поскок,

   Зайка прыгнул на пенёк.

   (прыжки на двух ногах)
  В барабан он громко бьёт,

    В чехарду играть зовёт.

                        (имитируют игру на барабане)
                              Лапки вверх, лапки вниз,

                    (поднимают руки вверх, опускают вниз)
                              На носочки подтянись!

                (встают на носочки, руками тянутся вверх)
                                Лапки ставим на бочок,
                                       (руки на пояс)

                            На носочках скок-скок-скок.

                  (прыжки)
          А затем вприсядку,
       Чтоб не мёрзли лапки.
    (упражнение «приседание»)       (В. Волина)   

 

Воспитатель: Молодцы, ребятки, замечательно погрелись с зайчиком. Давайте угостим зайку. Что любит зайчик? (дети угощают зайчика морковкой)

 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за горка? Я слышу, что там кто-то похрапывает. Догадайтесь, про кого я расскажу:

 Кто мохнатый и большой

 Летом по лесу гуляет?

 Зимой в берлоге отдыхает?

Дети:   Медведь.

Воспитатель:  А что медведь делает зимой?  (ответы детей)

Воспитатель: Тогда не будем его будить, пусть спит до весны.

 

                               Речевая игра «Медведь»  Т. Алехиной на стихи И. Токмаковой

 

                                   Как на горке снег, снег,

               (дети скрипят мешочками с крахмалом, изображая снег)

                                   И под горкой снег, снег,

                                      (те же действия)

                              А под снегом спит медведь,

                 (шумно вдыхают и выдыхают воздух, храпят)

                                  Тише, тише, не шуметь!

 (поворачиваются друг к другу, держат указательный палец у закрытого рта)

                                             Тсс, Тсс.

 

Воспитатель: Ребятки, когда медведь выйдет из спячки весной, он будет очень голодный, совсем без сил. Давайте оставим ему угощение. Пусть порадуется нашему сюрпризу. (дети оставляют бочонок с медом у медвежьей берлоги)

Воспитатель:  А посмотрите-ка, ребятки,

На ветке не птичка,
Зверёк-невеличка.
Мех тёплый как грелка,
Кто же это?

Дети: Белка.

Воспитатель: А расскажите мне, что вы знаете про белочку.

Дети: Белка маленькая, а хвост у нее большой, пушистый.  Когда белка спит, она сворачивается в клубок и укрывается хвостом, как теплым одеялом.  

Воспитатель: А какого цвета шубка у белочки?

Дети: Летом рыжая, а зимой – серая.

Воспитатель: А где живет белочка вы знаете?

Дети: В дупле, на дереве.

Воспитатель: А как белочка готовится к зиме?

Дети: Она делает запасы: грибы, шишки, орехи.

Воспитатель: А посмотрите, детки, что это на снегу лежит?

Дети. Шишки.

Воспитатель: Наверное, после метели у белочки все шишки выпали из дупла и замерзли. Давайте сейчас каждый из вас возьмет шишку, положит на одну ладонь, накроет второй ладонью и круговыми движениями согреет шишку, чтоб белочка не простудила себе горлышко.

Воспитатель: Молодцы, а теперь сложим эти шишки в корзинку и поставим под елочку, чтоб белочка их забрала.

Воспитатель: Что-то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.

Чтоб мы с вами не замерзли, давайте хорошенько  разотрем свои щечки, носики и губки.

                                      Самомассаж «Мороз»

 

                                                 Ой, мороз, мороз, мороз,

                                             (грозят пальчиком)    

                                                       Щиплет щеки,

                              (пощипывают щеки)

                                            Щиплет нос, 

                                   (пощипывают нос)

                                                       Щиплет ушки,

                                                  (пощипывают ушки)

                                                       Щиплет губки,

                                            (пощипывают губки)

                                                 Забирается под шубки

                                       (спрятать руки под мышки)

Руки стали замерзать,

      (трут руки)

Руки надо согревать.

   (дышат на руки)

Руки к ножкам и ушам,

На колени и к плечам,

В стороны, на пояс, вверх,

А потом веселый смех:

Ха-ха-ха, хи-хи-хи,

До чего ж мы хороши!

Мы в ладоши хлопнули,

И ногами топнули.

  

Воспитатель:                        А теперь мои друзья,

                                               В путь дорогу нам пора.

                                               По тропиночке пойдём,

                                               В свою группу попадём.

 

Воспитатель: Ребята, скажите, где мы с вами сейчас побывали? Понравилось вам в зимнем лесу? Чем мы там занимались? Кому помогали?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: "Мое тело. Знание о частях тела и органах чувств" (образовательная область "ЗДОРОВЬЕ")

Организационный момент с помощью игры "Назови ласково"Основная часть: Отгадывание загадок о частях тела. Рассматривание на картинке. Беседа о значимости их для человека.  Проведение игр "Чудесный...

Конспект занятия во второй младшей группе "Осень"

Обобщающее занятие по ознакомлению с окружающим для детей 3-4 лет - ноябрь...

Конспект занятия во второй младшей группе "Лесные чудеса"

Формировать у  детей  представление  о диких  животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенности  образа  жизни.  Познакомить  детей с...

Конспект занятия во второй младшей группе группе. тема занятия "Прогулка в лес"

Закрепление умения детей различать и называть геометрические фигуры, упражнять в умении называть существенные признаки предметов, закреплять умение понимать вопрос "Сколько?" и т.д...

Конспект занятия во второй младшей группе По развитию речи :”Использование дидактических игр на занятии”

Програмнное содержание: Учить использовать в своей речи множественную форму глагола ’’хотеть’’. Закрепить последовательность одевании куклы на прогулку, умение различать в...