Конспект по развитию речи "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цель:- расширять и закреплять словарь по теме «Зима»
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей о зиме;
- упражнять в подборе определений;
- закрепить знания по сказкам;
- совершенствовать умение детей отгадывать загадки;
- развивать монологическую, диалогическую, связную речь;
- закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы.
Приемы и методы: обучения, демонстрации, наглядный, практический, словесный, интерактивный, прямого воздействия, проблемного воспитания.
Оборудование: проектор для просмотра презентации, экран, ноутбук, массажные мячики.
Методика проведения:
Воспитатель. Ребята у меня есть стихотворение, но в нем не хватает последних слов, может быть, вы подскажите мне эти слова?
Игра «доскажи словечко»(слайд 2)
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю……………………снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые……………снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается……………………снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее…………………снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в…………снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился………………снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка…………снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой………………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил………снег!
Воспитатель. Ребята скажите, о чем это стихотворение? Про какое время года?
Беседа «О времени года» (слайд 3)
Воспитатель.Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – Зиме. Ребята, какими прилагательными можно охарактеризовать зиму?
Игровое упражнение: «Прилагательные для зимы»(слайд 4)
Зима, какая?(снежная, холодная, белая, долгая, морозная, красивая, чистая)
Воспитатель.Молодцы ребята! А какие зимние месяцы вы знаете?
Беседа: «Зимние месяцы»
Декабрь(слайд 5)
Январь(слайд 6)
Февраль(слайд 7)
Воспитатель.Хорошо, а теперь отгадайте загадки
Загадки про зиму (слайд 7,8)
Воспитатель.Ребята мы говорим о зимушке, о холоде и что-то стало прохладно. Замерзли руки. Давайте погреем наши ручки. Берем массажные мячи, зажимаем его и катаем между ладонями
Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками(слайд 10)
Я мячом круги катаю,
взад вперед его гоняю,
Им глажу я ладошку,
будто бы сметаю крошку,
Помну его немножко,
как сжимает лапу кошка.
Воспитатель. Вот наши ручки и согрелись. А теперь продолжим и поиграем в игру «Скажи наоборот»
игра «Скажи наоборот»(слайд 11)
Летом дни жаркие, а зимой………………………….холодные (слайд 11)
Летом солнце яркое, а зимой………………………...тусклое (слайд 12)
Летом дни длинные, а зимой…………………………короткие (слайд 13)
Летом небо светлое, а зимой………………………….темное (слайд 14)
Летом на земле трава, а зимой……………………..…снег (слайд 15)
Воспитатель. Ох, холодно, давайте погреемся
Физминутка «Зима» (слайд 16)
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной.
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. ( Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
Воспитатель.Хорошо,тепло!Дети, а вы любите сказки? Давайте вспомним, в каких сказках действие происходит зимой.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
- Послушав лисьего совета,
Сидел на речке до рассвета.
Рыбешки, правда, не поймал,
Лишь хвост бедняга потерял.
«Лиса и волк» (слайд 17)
2. В стужу в лес ее отправили
И замерзать там оставили.
Но Мороз ее не погубил,
За доброту и старание ее он наградил.
«Морозко» (слайд 18)
3.Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
«Снегурочка» (слайд 19)
4. Красивая эта волшебница,но злая.
Есть страна у нее ледяная.
Колдовством мальчика в плен она захватила.
Но верная дружба зло победила.
«Снежная королева» (слайд 20)
5. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
«По щучьему велению» (слайд 21)
6. Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? ...
«Заюшкина избушка» (слайд 22)
7. Топнет раз-одна драгоценность,
А начнет бить копытцем по земле
– целая гора драгоценных камней появится.
«Серебряное копытце» (слайд 23)
8. Чуть женой крота не стала
И усатого жука!
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.
«Дюймовочка» (слайд 24)
9. На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньки
Пришел старик седой
«12 месяцев» (слайд 25)
10. Дзинь-ля-ля – поёт синичка!
Это сказка
«Рукавичка» (слайд 26)
Воспитатель.Молодцы, ребята!(слайд 27)
Подведение итогов:
что понравилось Вам на сегодняшнем занятии?
Что нового Вы узнали?
Какая игра Вам больше всего запомнилась?
Воспитатель. Ребята, я очень рада, что сегодня вы были такими активными, спасибо Вам большое!
Спасибо за внимание! (слайд 28)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД развитие логического мышления на основе сенсорного развития в первой младшей группе
Занятие.«Потерянные бусы».Программное содержание.Образовательные задачи: Обучать способам логического мышления, разви...

Конспект по развитию речи в группе раннего развития «Рассматривание грузовика».
Конспект по развитию речи " Рассматривание грузовика"...

Конспект НОД развитие речи во II младшей группе с интеграцией образовательной области художественно-эстетического развития (аппликация). Тема: «Вырастала ёлка…» по стихотворению Е. Трутневой.
НОД проводится с интеграцией оластей речевое развитие и художественно-эстетического развития (аппликация)....

Конспект познавательного развития. Художественное эстетическое развитие.
Учить детей обращать внимание на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей, побуждать их передавать эти отличия в рисунках....

Развитие словаря у детей , конспект по развитию речи "Осень"
Конспект составлен по статье Игначенко Т.В. Формирование грамматического строя речи «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедиче...
конспект НОД развитию речи и познавательному развитию, на тему: "Осень глазами художников"
Конспект НОД по развитию речи и позновательному развитию к презентации , на тему : "Осень глазами художников"...

Речевое развитие. Конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе
конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима" в старшей группе....