«На помощь Эколятам»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie._ekolyata._.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организованной образовательной деятельности
Педагог Канева Надежда Сергеевна
Дата 28 октября 2022 года
ОО Познавательное развитие, ОО Художественно – эстетическое развитие
Раздел Ознакомление с миром природы
Возрастная группа Средняя группа
Тема: «На помощь Эколятам»
Цель ООД:
ознакомление с основами экологической культуры.
Задачи ООД:
Образовательные:
- формировать у детей основы экологической культуры;
- расширять представление ребенка о себе, о человеке, культуре, природе;
- обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
- укреплять здоровье детей средствами физкультуры и спорта.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- вызвать эмоциональную отзывчивость.
Возрастная категория: дети среднего дошкольного возраста (4-5лет)
Время реализации: 20 мин.
Место реализации: групповая комната.
Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая.
Применяемые современные педагогические технологии: элементы технологии «ОТСМ-ТРИЗ»
Учебно-методический комплект: программа «От рождения до школы»
Средства:
Материалы и оборудование: мультимедийная установка для демонстрации слайдов, презентация. Декорация: мост (дорожка здоровья), мусор и пакет, картинки Эколят, дидактическая игра «Найди маму», «Экологические знаки», «Кто чем питается?».
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Лесные звери», дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук и дикие животные из набора «Дикие звери и птицы», чтение сказок Е. Бехлеровой «Капустный лист», М.М. Зощенко «Умная птичка», К.И. Чуковского «Муха Цокотуха», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», Й. Чапека «Трудный день», совместно с родителями разучивание стихотворений об экологии.
Прогнозируемый результат:
- пополнение знаний детей об экологической культуре;
- укрепление чувства отзывчивости у детей;
- обогащение детского словарного запаса;
- активизация психоэмоциональной отзывчивости.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Этапы реализации ООД, продолжительность | Содержание ООД | Образовательные задачи этапа | Методы, приемы, формы работы с детьми | Виды детской деятельности | Конечный результат этапа ООД | Применяемые педагогические технологии | Формируемые достижения ребенка (4.6 ФГОС ДО) |
1.Вводно-организационный (0,5 мин) | - Добрый день, дорогие ребята! У нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся. (ПЕСЕНКА - Здравствуйте) (слайд 2, муз) Я здороваюсь везде, дома и на улице, Даже здравствуй говорю я соседской курице Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое, Здравствуй маленький дубок, здравствуй вольный ветерок Здравствуй утро, здравствуй день Нам здороваться не лень -2 раза Я вас попрошу, сядьте поудобнее, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и мы начинаем. | Создать положительную эмоциональную атмосферу в группе, настроить детей на общение | Метод Словесный, игровой Форма Фронтальная | Игровая, речевая | Обладает установкой положительного отношения друг к другу | Игровые | Обладает установкой положительного отношения друг к другу |
2.Мотивационный | Сюрпризный момент – на слайде анимация Ежика (слайд 3, муз) Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? Дети: ответы (слайд 4), еще раз нажать Ежик принес нам письмо от наших маленький друзей, защитников природы – Эколят. (слайд 5) «Дорогие ребята, случилась беда! Люди, которые приходили отдыхать, оставляли мусор, взрослые животные разбежались, их малыши плачут и не могут найти свои дома. Только вы сможете мне помочь. Если вы дружные и смелые, находчивые и веселые, отправляйтесь на помощь лесу!» | Воспитывать умение действовать согласованно, принимать общую цель | Метод Наглядный, словесный, игровой, проблемно-поисковый Форма Фронтальная | Коммуни кативная, речевая, игровая | Умеет принимать общую цель | Игровые | Умеет принимать общую цель |
3. Основной | Воспитатель. Прежде, чем отправиться в лес, нам необходимо еще раз вспомнить правила поведения в лесу. Д/И «Чтобы планета не плакала. Чтобы планета улыбалась.» А наше занятие-путешествие я хочу с игры «Да-нет-ка». О правилах поведения в лесу (слайд 6) Д/И «Да-нет-ка» Игра «Если я приду в лесок» Если вы со мной согласны и мое поведение правильное, то вы говорите «да», если я буду поступать плохо, то говорите «нет». Итак, начинаем. Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет) Если съем конфетку И выброшу бумажку? (нет) Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? (да) Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? (да) Если разведу костер, А тушить не буду? (нет) Если сильно насорю И убрать забуду? (нет) Если мусор уберу, Банку закопаю? (да) Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (да) Ну что, отправляемся в лес. (слайд 7) По сказочной дорожке Шагают наши ножки Прыгают зайчата, Ходят медвежата. 1,2,3 – повернись В волшебном лесу очутись | Сформировать представления обучающихся о правилах поведения в лесу. Активизировать и обогащать словарный запас | Метод Словесный, игровой, практический, демонстрационный. Объяснение, вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности Форма Фронтальная, индивидуальная | речевая | Обладает элементарными представлениями о правилах поведения в лесу. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослым, способен договариваться. | Игровые ОТСМ-ТРИЗ, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие | Проявляет инициативу и самостоятельность в игре. Продолжает развиваться любознательность, инициативность, расширяется кругозор детей. Продолжают развиваться двигательные навыки. |
Актуализация знаний Практические задания | Воспитатель: Ой, как грустно, ой как скучно, темно и грязно. Не слышно пения птиц. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? (слайд 8) Ребята, посмотрите, кто же нас встречает? Задание от Шалуна и Тихони (слайд 9) Ой, смотрите, ребята, кто нас встречает на полянке? (это Шалун). - Правильно, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листиком постоянно мелькает то тут, то там. Он к своей яркой шапочке подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик. Шалун очень озорной мальчик-жёлудь, любит весёлые игры и порядок в лесу. - Ребята, а вместе с Шалуном нас встречает, вы узнали его? (это эколёнок-Тихоня). - Как вы догадались? (ответы детей) - Правильно, у него оранжевая шапочка и ботинки, зелёные перчатки и воротник из зелёных дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный мальчик-жёлудь, даже скорее стеснительный, но это, нисколько не мешает ему поближе с вами познакомиться и узнать, как вы относитесь к природе? Давайте, ребята, вспомним и покажем Тихоне, что мы делаем доброго и хорошего для природы, как мы её любим? - Ребята, Эколята приглашают нас на полянку с цветами. Скажите, красивая полянка? (нет) (слайд 10) - Но что, же здесь не так? (кругом мусор) - Давайте поможем Шалуну навести порядок на полянке! (дети собирают мусор) - Молодцы, ребята, мальчик-Шалун благодарит вас за помощь и приглашает на полянку отдохнуть. | Инициирует общее обсуждение. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, поддержания интереса к деятельности Подводит детей к постановке цели и выдвижению гипотез. Способствует групповой работе детей; Предоставляет возможность для сотрудничества детей. Вовлекает в совместную деятельность; Наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Метод Словесный (рассуждение) Форма Индивидуальная | Игровая, речевая, двигательная | Выражают собственные мысли. Устанавливают причинно-следственные связи Выдвигают гипотезы. Делают вывод. Принимают и высказывают решение Выстраивают полный ответ. Реализуют творческие потребности | Игровые ОТСМ-ТРИЗ, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, ИКТ | |
Физминутка | Собираем детвору (слайд 11, муз) Поиграть в одну игру. ,(взмахи поочередно правой и левой рукой) Покажите мне, ребята, Как в лесу живут зверята, Как лисенок просыпается, Как бельчонок умывается, Как зайчонок поскакал, Как волчонок пробежал, Как ежонок и ежиха Собирают ежевику. Только медвежонок спит. Просыпаться не спешит. | Предлагает детям поиграть. Вовлекает в совместную деятельность. Показывает последовательность действий. | Демонстрируют двигательную активность | оздоровительные двигательные | Обладают начальными знаниями о природе, формируется умение делиться приобретенными знаниями. Отвечает на вопросы взрослого | ||
Задание от Елочки и Умницы. (слайд 12) - Ребята, посмотрите, а теперь, кто нас встречает в волшебном лесу? (это Умница). - Правильно, вы, наверно её узнали по двум косичкам, и одета она в розовую шапочку, зелёную юбочку и желтые перчатки. Умница серьёзная и ответственная девочка-жёлудь, которая всегда найдёт правильное решение. Она очень любит лесных зверей и птиц, и помогает им. Она нам многое про них расскажет и поможет ей Елочка. (слайд 13) Какие вы молодцы, ребята, что пришли к нам на помощь. Непослушные ребята ночью жгли костры, а на утро в лесу случился пожар, все звери разбежались кто куда, но самое страшное произошло то, что маленькие детеныши потеряли своих мамочек. Нам обязательно нужно помочь им. Вот мое задание. Д/И «Найди маму и детеныша» | Речевые, игровые | . Продолжает развиваться любознательность, инициативность, расширяется кругозор детей. Продолжают развиваться двигательные навыки | |||||
4.Заключительный. Рефлексия | Мы юные защитники природы, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать все живое. (слайд 14) - Вы, были сегодня активны, все отвечали и поэтому мы с вами так быстро справились со всеми заданиями. (слайд 15) А теперь нам, пора возвращаться в детский сад. Повертелись, покружились и в саду мы очутились. - Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? - Что мы делали в лесу? Помогли Эколятам очистить лес. - Ой, а что это за сундучок? Посмотрим? - За огромную помощь Эколятам, они нас угостил сладостями. Спасибо! | Предлагает детям рассказать о том, что нового и интересного они узнали. Помогает сформулировать вывод. С помощью вопросов выясняет личностную ценность данной деятельности для каждого. | Обучающиеся, продемонстрировали усвоение материала | Речевые, | Обладает начальными знаниями. Отвечает на вопросы взрослого. | Рефлексия |
Самоанализ организованной образовательной деятельности
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие
Цель ООД:
ознакомление с основами экологической культуры.
Задачи ООД:
Образовательные:
- формировать у детей основы экологической культуры;
- расширять представление ребенка о себе, о человеке, культуре, природе;
- обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
- укреплять здоровье детей средствами физкультуры и спорта.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- вызвать эмоциональную отзывчивость.
Возрастная категория: дети среднего дошкольного возраста (4-5лет)
Время реализации: 20 мин.
Место реализации: групповая комната.
Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая.
Применяемые современные педагогические технологии: элементы технологии «ОТСМ-ТРИЗ»
Учебно-методический комплект: программа «От рождения до школы»
Средства:
Материалы и оборудование: мультимедийная установка для демонстрации слайдов, презентация. Декорация: мост (дорожка здоровья), мусор и пакет, картинки Эколят, дидактическая игра «Найди маму», «Экологические знаки», «Кто чем питается?».
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Лесные звери», дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук и дикие животные из набора «Дикие звери и птицы», чтение сказок Е. Бехлеровой «Капустный лист», М.М. Зощенко «Умная птичка», К.И. Чуковского «Муха Цокотуха», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», Й. Чапека «Трудный день», совместно с родителями разучивание стихотворений об экологии.
Прогнозируемый результат:
- пополнение знаний детей об экологической культуре;
- укрепление чувства отзывчивости у детей;
- обогащение детского словарного запаса;
- активизация психоэмоциональной отзывчивости.
Для реализации цели были сформулированы задачи:
Демонстрационные:
-компьютер,
- проектор;
- макеты Эколят
- Д\игра «Мамы и малыши»;
- Плакат «Правилам поведения в лесу»
Раздаточные:
-смайлики
- атрибуты к подвижной игре «Соберем мусор»
В подборе материала учитывала возрастные особенности среднего дошкольного возраста.
При подготовке организованной образовательной деятельности я запланировала следующие результаты:
Обучающиеся научились методом рассуждения определять положительные и отрицательные действия человека по отношению к природе и животному миру, научились использовать диалогическую речь, узнали много терминов, активно используют их в речи.
Организованная образовательная деятельность состояла из четырех этапов, на которых решались выше поставленные задачи:
1 этап. Организационный
2 этап. Мотивационный
3 этап. Основной
4 этап. Заключительный. Рефлексия
В процессе ООД применялись педагогические технологии: игровые, здоровьсбережения, ОТСМ «ТРИЗ»
Я считаю, что поставленные цели и задачи реализованы в полном объеме, выбранные формы проведения организованной образовательной деятельности были эффективны. Мне удалось наладить живое общение при взаимодействии с обучающимися. Обращаясь к обучающимся, использовала доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение. Учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка.
В ходе организованной образовательной деятельности я использовала позитивный психологический настрой, доброжелательный тон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка сюжетно-ролевой игры -ситуации "Эколята-Дошколята спешат на помощь"
Разработка сюжетно-ролевой игры - ситуации в рамках проекта "Эколята-Дошколята"...
Квест-игра "Эколята спешат на помощь"
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. В дошкольном возрасте у детей не сформир...
Конспект НОД по экологии в средней группе «На помощь Эколятам»
Детям формируется навык правильного поведения в лесу, развивается бережное отношение к природе....
Конспект ООД по окружающему миру на тему: “Эколята спешат на помощь”
Цель: – способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе, совершенствованию природоохранной деятельности.Задачи:– закреплять и расширять...
Статья "Эколята спешат на помощь"
Статья о работе эколят, о значимости их работ, о трудности в жизни птиц в зимнее время....
Сценарий экологического физкультурно – музыкального праздника в форме квест-путешествия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Юные эколята спешат на помощь»
Представленный конспект экологического физкультурно – музыкального праздника разработан в форме квест-путешествия для проведения с детьми 5-6 лет. Данный методический материал рекомен...
Квест–игра: «Дошколята спешат на помощь Эколятам»
Квест–игра: «Дошколята спешат на помощь Эколятам»...