Конспект занятия "Деревья, лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мирвалеева Илюза Флюровна
Занятие для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_mirvaleevaif.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №14 «ДЮЙМОВОЧКА» ГОРОДА ЯНАУЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КОНСПЕКТ ООД

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ДЕРЕВЬЯЛЕС»

Подготовила:

Воспитатель Мирвалеева И.Ф

Янаул 2022 г.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию

 в старшей группе

«Деревья. Лес.»

Цель:  Совершенствовать представления детей о разнообразии деревьев, растущих в Республике Башкортостан, дать первоначальные сведения о названиях деревьев на башкирском языке.

Задачи:

Образовательная:  продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе, и к изучению башкирского языка.

Развивающая: развивать наблюдательность, внимание, воображение, мелкую  моторику.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к лесу, деревьям, к природе родного края.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Оборудование, материалы: Презентация, иллюстрации правила поведения в лесу, веточки сосны, веточки березы, листья деревьев, для практической части: цветная  бумага, клей.

Методы и приемы:

словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);

наглядный (презентация ПК, рассматривание веточек, листьев);

практический (изготовление елочки из бумаги);

игровой (игра «Найди лист»).

Здоровьесберегающие технологии: Физминутка, пальчиковая гимнастика, упражнение на дыхание.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Приветствие:

- Һаумыһығыҙ, балалар! Здравствуйте, дети!  Мин-тәрбиәсе. Я воспитатель. Минең исемем Илюза Флюровна. Меня зовут Илюза Флюровна.

- Ә һеҙҙең исемдәрегеҙ нисек? Минем тылсымлы шарым беҙгә яҡыныраҡ танышырға ярҙам итәсәк. Мой Волшебный шар поможет нам познакомиться. (Передаем друг другую и называем имя.)

- Мы с вами познакомились друг с другом. А посмотрите сколько у нас с вами гостей сегодня! Поздороваемся со всеми громко: Һаумыһығыҙ! Здравствуйте!

  1. Основная часть

- Балалар, мин һеҙгә бөгөн шыршы булып ҡунаҡҡа килдем, һеҙҙең эргәгеҙҙә йылы, рәхәт, ә башҡа ағастар нисек икән ҡышҡы һалҡындарҙа? Ребята, я сегодня пришла к вам в гости, как елочка.  Мне здесь с вами тепло, спокойно, а другие деревья как выживают в такие зимние морозы? Что же происходит с лесом зимой, что с моими друзьями-деревьями?

- (ответы детей)

- Һеҙ әҙерһегеҙме минең менән урманға юнәлергә? Ребята, Вы готовы отправиться в зимний лес? (ответы детей)

- Нисек һуң беҙ унда барабыҙ? Но как же мы попадем туда? У нас же есть Волшебный шар! Он нам поможет!

- Балалар, ә урманда үҙеңде нисек тоторға кәрәк! Как нужно вести себя в лесу? Какие мы с вами знаем правила?

Правила поведения в природе.

Ребята, запомните и соблюдайте правила поведения в природе :

Нельзя ломать ветки деревьев!

Нельзя рвать листья деревьев!

Нельзя разжигать костер возле деревьев!

Нельзя разрушать кору дерева, царапать по ней острыми предметами!

- Афарин! Молодцы!

- Тылсымлы шар, ҡышҡы урманға ағастар батшалығына юлды табарға ярҙам итсе беҙгә!

Волшебный шар, помоги нам найти дорогу в зимний лес, в царство деревьев.

(с песней идем за шаром)

Тышта ҡар яуа,

Ниндәй саф һауа!

Әйҙә сығайыҡ,

Сана шыуайыҡ;

Ҡырға барайыҡ,

Юлдар ярайыҡ.

Биттәр ал булһын,

Күңелле ял булһын!

Ниндәй матур ҡышкы урман. Бөтә ер ап – аҡ ҡар менән ҡапланған.  Ә һауаһы ниндәй саф! Әйҙәгеҙ тәрән итеп һулыш алайыҡ!

Какой красивый зимний лес! Все покрыто белым снегом. А какой воздух свежий! Вдохните глубоко носом, выдохните ртом.

  • А в лесу нас встречают мои друзья! Вы их узнали? (ответы детей)
  • Был минең дуҫтарым Умница, Шалун һәм Тихоня.
  • Это же эколята! Был Тәбиғәтте һаҡлаусылар!
  • Эйе, беҙ бергәләп урмандагы ағастарҙы һаҡлайбыҙ, башҡаларҙы да тәбиғәткә һаҡсыл булырға өйрәтәбеҙ.

Мы вместе охраняем защищаем лес, деревья, учим и других бережно относиться к природе.

Давайте, я поближе познакомлю вас со своими друзьями. Они расскажут вам много нового и интересного про царство деревьев!

  • Волшебный шар, Веди нас к Тихоне!
  • Здравствуй, Тихоня!
  • Был нимә ул, балалар? А что это из под снега торчит? Да это же ветки деревьев! А почему они тут лежат? Их же нельзя ломать!

(Звукозапись)

“Cухие, больные и обломанные ветки деревьев необходимо вовремя удалять. Это делается, в первую очередь для здоровья растения. А во вторых, в непогоду сухие ветки, обломи деревьев представляют опасность для людей.”

  • Интересно, а почему эта ветка зеленая, а эти ветки голые, без ничего.

(звукозапись)

Деревья бывают  лиственные  и хвойные . Лиственные деревья — это те, которые имеют листву (япраҡтар), все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые. Осенью лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.»

- Лиственные деревья на башкирском будет япраҡлы ағастар, а хвойные деревья ылыҫлы ағастар.

- Лиственные деревья, в отличие от хвойных деревьев, зимой спят.

- А какие вы знаете лиственные деревья (берёза-ҡайын, ива-тал, дуб-имән, осина-уҫаҡ.)? Хвойные деревья (ель, сосна, пихта, туя, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис)?

- Балалар, ә ҡайҙа булып бөткән һуң бөтә япраҡтар? Ребята, а куда же подевались все опавшие листья? Давайте поищем! Нам поможет мой друг Умняша!  Волшебный шар, веди нас к Умняше!

- Здравствуй, умняша! Ты наверняка знаешь, куда же подевались все опавшие листья?

(Звукозапись)

«Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, снегом, росой, инеем. Снег укрывает корни деревьев, как теплое одеяло, спасает от замерзания.  И так как с осени у лиственных деревьев опадают все листочки, они тоже остаются под снежным покровом.»

- Тимәк, бөтә япраҡтар ҙа ҡар аҫтында!

- Бәлки, тылсымлы шар беҙгә ҡар ҡатламы аҫтына күҙ һалырға ярҙам итә алыр? А может наш волшебный шар поможет нам заглянуть под снежный ковер?

(звуки волшебства)

- Бына бөтә япраҡтар! Вот они листочки! Какие вам знакомы?

- Имән япрағын табығыҙ әле, балалар! Ребята, найдите лист дуба!

Дуб на башкирском языке будет «имән”. Повторим все вместе.

Дуб -  очень сильное дерево.  Он не боится ветра, снега, мороза. А древесину дуба используют для строения кораблей!

- А теперь, ребята, найдите лист клена!

Это лист клена. Саған япрағы. Клен (саған) – это дерево с «ладошками» и «носиками» : листья-«ладошки» и плоды-«носики». Из древесины клена люди делают мебель, музыкальные инструменты (скрипки, гитары). А еще, кленовый сок очень полезен для здоровья!

Это лист березы. Ҡайын япрағы. Береза (ҡайын)  – одно из самых красивых и любимых деревьев на планете. Люди пьют березовый сок и из него изготавливают сиропы; из почек берёзы делают лекарство; из древесины получается красивая мебель.

Пальчиковая гимнастика:

Вышли пальчики гулять,

Стали листья собирать.

Красный листик, желтый листик-

Будем из сейчас считать!

Сколько листиков собрали?

Раз, два, три, четыре, пять!

Можно с ними поиграть!

Это лист рябины. Миләш япрағы.  Рябина-миләш. Из веточек заваривают лечебный чай. Из ягод варят варенье, компоты.

- Посмотрите на экран, а это какое дерево? Почему нету его листьев на земле? Это же ель(шыршы). Из древесины ели делают мебель, бумагу, картон, ткани, лекарства, муз.инструменты. А также ель-это главное украшение новогоднего праздника.

- Был ағастар бөтәһе лә беҙҙең Башҡортостаныбыҙҙа үҫә! Все эти деревья растут в нашей Республике Башкортостан! И поэтому крому русских названий, мы с вами повторили их названия и на башкирском языке.

- Столько нового мы узнали! Спасибо, Умняша! Волшебный шар, укрой землю обратно, снежным одеяльцем! Ағастар өшөмәйенсә йылыла йоҡлаһындар.

-Долго мы ребята бродили по лесу, устали, замерзли. Согреться и отдохнуть нам поможет мой друг Шалун. Волшебный шар, веди нас к Шалуну!

-Здравствуй, Шалун! Поиграй с нами!

(Звукозапись)

«Персонаж: А сейчас, мои юные друзья, мы с вами отдохнем, согреемся.”

Беҙ урманға барабыҙ, барабыҙ  (барыу хәрәкәте),

Йәнлектәрҙе күрәбеҙ, күрәбеҙ  (баш менән уң һәм һул яҡҡа хәрәкәт).

Ана тейен һикерә, һикерә (ҡулдар өҫкә),

Ағастарға үрелә (алға табан үрелеү).

- Спасибо, Шалун!

- Балалар, ҡарағыҙ әле, был ниндәй ағас беҙҙең ҡаршыла?

- Это же я, елочка! Тяжело нам зимой, хвойным деревьям! Все лиственные деревья спят, а мы в любое время года работаем, очищаем воздух, а значит дарим людям здоровье!

- Ребята, а давайте мы с вами сделаем много-много елочек! И воздух станет еще чище, и у меня друзей станет больше!

Практическая работа.

Перед вами на столах лежат прямоугольные листы бумаги зеленого цвета. Теперь, находим широкую сторону, складываем пополам, еще раз пополам, и еще раз пополам. Разверните заготовку, на листе образовались сгибы. Теперь по этим сгибам складываем гармошку.

Складываем нашу гармошку пополам.

Во внутреннюю часть гармошки наносим клей и склеим между собой.

- Ниндәй матур шыршылар килеп сыҡты, ай афарин. Әйҙәгеҙ, шыршыларыбыҙҙны теҙеп куябыҙ ҙа, тиҙрәк балалар баҡсаһына ашығайыҡ.

- Какие красивые елочки у нас получились!  Поставим наши елочки и поторопимся в детский сад.

3.   Заключительная часть

        Итог занятия. Рефлексия.

 -        Ребята, где мы сегодня с вами были? Какие бывают деревья?

Что они зимой делают?  Правильно ребята, деревья зимой спят.

А какие листья мы с вами рассматривали?

А вы рады знакомству с моими друзьями?

-        Ребята. Мы сегодня очень плодотворно работали.  Афарин, Молодцы, похлопаем друг другу!

-         А мне уже надо прощаться с вами, и спешить в лес.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....