Развитие познавательной активности дошкольника в исследовательской деятельности и играх - экспериментах
консультация по теме
Представлены педагогические советы по развитию познавательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_-_razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_doshkolnika.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Развитие познавательной активности дошкольника
в исследовательской деятельности и играх - экспериментах.
- Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, - это мир природы, с которым необходимо его познакомить:
- помочь понять, принять, полюбить и научить бережно к нему относиться – главная задача взрослого.
Увидел ребенок что-то необычное, отметил изменения в окружающей среде – поддержите стремление замечать изменения в природном окружении. Ведь наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки воспринимаются ребенком с большим интересом, обогащает его словарный запас и развивает эстетические чувства.
- Наблюдая, можно узнать много интересного:
― рассмотреть цвет и размер, чтобы узнать окраску и величину объекта;
― прислушаться, чтобы узнать, какие звуки он издает;
― погладить, чтобы узнать свойства поверхности природного объекта;
― назвать то, что увидел и выделил.
Познать природу помогают опыты. С помощью них можно выявить свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней в зависимости от состояния температуры и влажности воздуха, сезона года и воздействия солнца. Проводя опыты ребенок научится пользоваться термометром, лупой, весами и магнитом.
- Используя опыты ребенок узнает, почему изменяются условия среды в разные сезоны года: снег тает, вода превращается в лед, греет ли солнце. Познакомится с защитными свойствами снега; выяснит, растет ли камешек.
Во время подготовки к опыту:
― подумайте вместе с ребенком, что хотите узнать с помощью опыта;
― сделайте предположение, каким будет результат опыта и проверьте каждое предположение отдельно;
― изменяйте условия по одному, сохраняя остальное неизменным;
― обсудите с ребенком результаты похожих опытов;
― сделайте общий вывод. Снег, собранный из разных мест участка, одинаково тает в тепле: на ладони, на батарее; семена разных растений прорастают, а камни – нет.
Если опыт длительный, пусть ребенок зарисует его. Этапы в виде рисунков – они помогут при составлении рассказов. Также желательно определить последовательность – план рассказа /о чем пойдет речь/.
Умение понимать причины и следствия позволит прогнозировать различные события, составлять план своей деятельности. В школе это умение поможет ребенку лучше осознать законы природы и общества, понять, как «работает» тот или иной закон в новых, необычных ситуациях. Для дошкольника учет причинно-следственных связей необходим при сочинении сказок и фантастических историй.
- Чтобы продлить интерес к рассматриванию, взрослый должен широко использовать привлечение самого ребенка к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим.
― Слышишь, как снег хрустит, поскрипывает под ногами? Посмотри, какие-то следы на снегу. Как ты думаешь, кто приходил к нам в гости?
Ребенок сам расскажет, пофантазирует, проявит интерес к окружающему.
Таким образом взрослые могут способствовать всестороннему развитию ребенка: расширению его кругозора. Следует помнить, что результаты воспитания проявляются не сразу, эффект педагогических усилий можно обнаружить лишь со временем. На этапе дошкольного детства самое важное – сформировать познавательную активность, вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы на МО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».
В современном мире свою актуальность имеет развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, так как на каждом возрастном этапе ребенок неизбежно сталкивается с чем-то новым, и когда ма...
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности"
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...
Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»
Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...
«Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».
Выступление из опыта работы на РМО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности»....
Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"
Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"Цель:способствовать развитию у детей познавательной...
Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»
Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интере...
Самообразование по теме "Развитие познавательной активности детей, через исследовательскую деятельность для детей 4-7 лет"
Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...