Развитие познавательной активности дошкольника в исследовательской деятельности и играх - экспериментах
консультация по теме

Смолина Лариса Николаевна

Представлены педагогические советы по развитию познавательной активности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Развитие познавательной активности дошкольника

в исследовательской деятельности и играх - экспериментах.

  • Первое, с чем встречается ребенок на прогулке, - это мир природы, с которым необходимо его познакомить:

            - помочь понять, принять, полюбить и научить бережно к нему относиться – главная задача взрослого.

Увидел ребенок что-то необычное, отметил изменения в окружающей среде – поддержите стремление замечать изменения в природном окружении. Ведь наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Образная речь взрослого, его умение использовать стихотворные тексты, загадки воспринимаются ребенком с большим интересом, обогащает его словарный запас и развивает эстетические чувства.

  • Наблюдая, можно узнать много интересного:

― рассмотреть цвет и размер, чтобы узнать окраску и величину объекта;

― прислушаться, чтобы узнать, какие звуки он издает;

― погладить, чтобы узнать свойства поверхности природного объекта;

― назвать то, что увидел и выделил.

Познать природу помогают опыты. С помощью них можно выявить свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней в зависимости от состояния температуры и влажности воздуха, сезона года и воздействия солнца. Проводя опыты ребенок  научится пользоваться термометром, лупой, весами и магнитом.

  • Используя опыты ребенок узнает, почему изменяются условия среды в разные сезоны года: снег тает, вода превращается в лед, греет ли солнце. Познакомится с защитными свойствами снега; выяснит, растет ли камешек.

Во время подготовки к опыту:

― подумайте вместе с ребенком, что хотите узнать с помощью опыта;

― сделайте предположение, каким будет результат опыта и проверьте каждое предположение отдельно;

― изменяйте условия по одному, сохраняя остальное неизменным;

― обсудите с ребенком результаты похожих опытов;

― сделайте  общий вывод. Снег, собранный из разных мест участка, одинаково тает в тепле: на ладони, на батарее; семена разных растений прорастают, а камни – нет.

Если опыт длительный, пусть ребенок зарисует его. Этапы в виде рисунков – они помогут при составлении рассказов. Также желательно определить последовательность – план рассказа /о чем пойдет речь/.

Умение понимать причины и следствия позволит прогнозировать различные события, составлять план своей деятельности. В школе это умение поможет ребенку лучше осознать законы природы и общества, понять, как «работает» тот или иной закон в новых, необычных ситуациях. Для дошкольника учет причинно-следственных связей необходим при сочинении сказок и фантастических историй.

  • Чтобы продлить интерес к рассматриванию, взрослый должен широко использовать привлечение самого ребенка к активным высказываниям и действиям путем постановки вопросов, собственной заинтересованностью происходящим.

― Слышишь, как снег хрустит, поскрипывает под ногами? Посмотри, какие-то следы на снегу. Как   ты думаешь, кто приходил к нам в гости?

Ребенок сам расскажет, пофантазирует, проявит интерес к окружающему.

Таким образом взрослые могут способствовать всестороннему развитию ребенка: расширению его кругозора. Следует помнить, что результаты воспитания проявляются не сразу, эффект педагогических усилий можно обнаружить лишь со временем. На этапе дошкольного детства самое важное – сформировать познавательную активность, вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на МО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».

В современном мире свою актуальность имеет развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, так как на каждом возрастном этапе ребенок неизбежно сталкивается с чем-то новым, и когда ма...

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности"

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...

Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие познавательной активности дошкольников к профессиональной деятельности взрослых в процессе игровой деятельности»

Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса ...

«Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».

Выступление из опыта работы на РМО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности»....

Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"

Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"Цель:способствовать развитию у детей познавательной...

Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»

Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интере...

Самообразование по теме "Развитие познавательной активности детей, через исследовательскую деятельность для детей 4-7 лет"

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...