Развитие познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: o Как я это делаю? o Почему я это делаю именно так, а не иначе? o Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_cherez_eksperimentirovanie.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности»
Китайская пословица гласит:
«Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму! »
Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самим дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.
Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Наша задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.
Методы и приемы обеспечивающие реализацию познавательной деятельностью:
- проблемные ситуации («Почему сухой песок рассыпается, а мокрый лепится? ») ;
- игры – экспериментирования;
- метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.) ;
- вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь? »
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую активно используется на практике - опыты. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества, позволяют показать наглядно связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставили детям возможность самим найти ответы на вопросы «как? » и «почему? .
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.
Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.
В процессе проведения опытов необходимо стараться задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё проделывают сами. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов детей подводят к самостоятельным выводам и суждениям.
В результате всей проделанной работы дети становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения, развивается мелкая моторика рук, некоторым ребятам удаётся перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.
В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально- познавательной деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.
Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.
На практике всё больше убеждаешься, что ознакомление дошкольников с материалами предметов через действия с ними вызывает у ребенка интерес, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. д., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребёнком, как и насколько он «включён» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности через опытно – экспериментальную деятельность у детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы, внесённй в районный банк данных....
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности"
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать...
Консультация_«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности"
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захо...
Статья "Развитие познавательной активности посредством опытно - экспериментальной деятельности"
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития....
«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»
Консультация для родителей: «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»...
Консультация для родителей: «Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захо...
Рабочая программа "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности детей шестого года жизни"
Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности у детей шестого года жизни. Программа состав...