Конспект занятия по познавательному развитию (ФЦКМ) для детей старшего дошкольного возраста "От зернышка к столу"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данный конспект разработан для детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР, ОНР). Занятие проводилось в рамках краткосрочного проекта "От зернышка к столу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель
-создание условий для формирования представлений о ценности и пользе хлеба
Задачи
Коррекционно - образовательные
- Дать детям знания о том, как попадает хлеб на стол к людям
- Сформировать у детей представление о ценности и пользе хлеба
- Познакомить детей с трудом земледельца, пекаря
- Актуализировать и активизировать словарь по теме «Хлеб»
- Совершенствовать грамматический строй речи: подбор прилагательных к существительным в нужном роде, числе, падеже
- Закреплять правильное звукопроизношение
Коррекционно - развивающие
- Формировать у детей умение отгадывать загадки, построенные на описании
- Развивать внимание, память, мышление
- Развивать умение оценивать поступки героев литературного произведения
- Развивать общую и мелкую моторику
- Развивать творчество, выдумку, фантазию
Коррекционно - воспитательные
- Воспитывать уважение к труду земледельца, пекаря, бережное отношение к хлебу, понимание недопустимости игры с едой
- Развивать социальные навыки – умение работать в коллективе, умение слушать товарища, оказывать ему помощь
Использование современных образовательных технологий
- Икт-технология (создание презентации Power Point «Откуда хлеб пришел», подбор иллюстративного материала, использование аудио-записи «Каравай»)
- Личностно-ориентированное взаимодействие (индивидуальный подход к воспитанникам, обеспечение бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, гуманистическая направленность деятельности)
- Здоровьеразвивающие технологии (технологии обучения ЗОЖ, динамические паузы, дыхательная гимнастика)
- Технологии развивающего обучения (частично – поисковый метод, мозговой штурм, решение проблемных ситуаций, ТРИЗ)
- Социоигровые технологии (развитие взаимодействия «ребенок – ребенок», обеспечение душевного благополучия «ребенок – взрослый», формирование умений и навыков коммуникативного взаимодействия)
Интеграция образовательных областей
1. Познание – презентация и рассказ «Откуда хлеб пришел», просмотр иллюстраций, хлебного теста, работа с тестом
2. Чтение художественной литературы
3. Художественное творчество – лепка из теста, украшение изделий
4. Коммуникация – развитие и обогащение словаря, ситуации общения
5. Здоровье – укрепление естественных сил организма за счет работы с тестом
6. Физическая культура – развитие мелкой моторики, координации движений
7. Труд – знакомство с трудом пекаря, уборка материала после работы
Предварительная работа
- Рассматривание альбома «Что печем мы из муки», иллюстраций с изображением хлебного поля, элеватора, мельницы, хлебозавода
- Чтение пословиц, поговорок о хлебе
- Проведение экскурсии к хлебозаводу «Арнаут»
- Проведение сюжетно-ролевых игр «Магазин – хлебный отдел», «Семья»
- Дидактическая игра «Съедобное-несъедобное»
- Показ плоскостного театра «Колосок»
Оборудование:
- Настоящий каравай, салфетка
- Презентация к занятию «Откуда хлеб пришел»
- Аудио-запись песни «Каравай»
- Соленое тесто на каждого ребенка, фартуки, клеенки, влажные салфетки, кусочки изюма, кураги, сушеных ягод для украшения своих изделий
Ход проведения:
Воспитатель: Сегодняшнюю встречу я хочу начать с загадки (отгадка спрятана под салфеткой)
Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелым? (Хлеб)
Ответы детей: Это хлеб.
Воспитатель: Да, верно, мы сегодня поговорим о хлебе. (показ каравая) Хлеб, хлебушко с румяной корочкой, мягкий, душистый. Он - самый главный на столе. Хлебные изделия не только вкусные, но и питательные. Хлеб мы едим несколько раз в день, и он не приедается. О хлебе есть очень много пословиц: «Хлеб - всему голова», «Не велик кусок пирога, а стоит много труда». А ещё какие вы знаете?
Дети: Хлеб - начало всех начал.
Много снега – много хлеба.
Плох обед, коли хлеба нет!
Работай до поту, поешь хлеба в охоту!
Воспитатель: Да, ребята, много людей потрудилось, прежде чем хлеб пришел к нам на стол.
Показ презентации. (Приложение 1) (ИКТ)
В ходе показа рассказываю детям о том, как растет хлеб, как его пекут.
Воспитатель: Наш город очень большой. В нем живет много людей, к нам приезжает много гостей. И чтобы все мы на завтрак, обед, ужин ели свежий, душистый, мягкий хлеб пекари работают и днем, и ночью. Мы ходили с вами к хлебозаводу «Арнаут». Вы видели, какой он большой. Там работает очень много людей. Завод не останавливает свою работу ни на минуту. Мы видели с вами, какие большие машины с надписью «Хлеб» выезжали с территории завода. Как вы думаете, куда ехали эти машины?
Дети: Эти машины везли свежий хлеб в магазины, в детские сады, в больницы, в школы.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами поиграем.
Физминутка «Замесим тесто» (здоровьеразвивающая технология)
Ой, ладошки-ладушки,
Мы печем оладушки, (хлопки ладонями)
А тесту в миске тесно. (имитируют помешивание по кругу)
Тесто выпало на стол, (прыжки на двух ногах)
Тесто шлепнулось на пол. (присели)
Тесто убежало (легкий бег на месте)
Начинай сначала.
Воспитатель: А сейчас садитесь на ковер и послушайте стихотворение Сергея Михалкова « Булка»
Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,
Туда - сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
«Ты кто такой?» – спросили дети, забыв на время про футбол.
«Я - пекарь»- человек ответил и с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом , и той особой теплотой,
Которой налиты под небом моря пшеницы золотой.
Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.
Воспитатель: Что хотел автор Сергей Михалков рассказать нам о хлебе?
Дети: Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом, надо с уважением относиться к труду пекаря, к человеку, который выпекает хлеб. Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли. Сердце за хлеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.
Воспитатель: Хлеб надо беречь, он - наше богатство. Русский народ всегда с уважением относился к хлебу.
Воспитатель: Давайте расскажем « Какой хлеб?» (проводится ресурсный круг, дети сидят в кругу, в руках воспитателя каравай на салфетке. Его передают по кругу и называют определения). (социоигровая технология)
Дети: Хлеб румяный .… (свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, пахучий и т.д.)
Воспитатель: Вот как много красивых слов мы подобрали для нашего каравая. Молодцы! Ребята, я для Вас замесила настоящее тесто. Показ со словами :
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место
Пеку, пеку каравай!
Воспитатель : Дети, а вы хотели бы быть пекарями?
Положительные ответы детей.
Воспитатель: Скажите, что можно сделать из теста?
Ответы: Пирожки, булочки, оладушки, крендельки, печенье, кексы и т.д. (показ иллюстраций – ИКТ)
Воспитатель:
Дети: Мы с вами сейчас превратимся в пекарей. Каждый из вас слепит свое изделие из теста. Потом Алла Владимировна отнесет их на кухню, наши повара поставят эти изделия в духовку, а когда они испекутся, их принесут в группу. Все эти изделия мы будем использовать в игре «Магазин». Согласны? Надевайте фартуки и проходите к столикам.
Дети с помощью воспитателя и самостоятельно выполняют работу, украшая дополнительно свои изделия, проявляя выдумку и фантазию.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все отлично потрудились! Спасибо вам большое! Пока кексы, печенье, булочки, пирожки пекутся, мы с вами поиграем.
Хороводная игра «Каравай!» (коммуникативная игра – технология обучения ЗОЖ)
Рефлексия
Воспитатель: Наше знакомство с хлебом подошло к концу. О чем вы узнали сегодня?
Дети: Мы узнали, как много труда нужно вложить, чтобы на столе всегда лежали свежая булка и хлеб. Мы узнали, что хлебом надо дорожить, за столом брать столько, сколько сможешь съесть, никогда не играть им!
Человек привык трудиться
Люди пашут, сеют, жнут.
В каждом зернышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба – ТРУД!
Список использованной литературы
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»; 2001.
- Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Используемые интернет – ресурсы
- http://lit.peoples.ru/poetry/sergey_mihalkov/
- http://images.yandex.ru/yandsearch
- http://www.detskiysad.ru/ped/1klass36.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550306-1418504844.jpg)
КОНСПЕКТ НОД по ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ у детей старшего дошкольного возраста по теме: «По морям, по волнам»
Вашему вниманию предложено занятие с группой детей 6-7 лет. Технология занятия представлена в форме диалогово - игрового закрепления знаний, понятий. Структура представлена 4 частями: создан...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/24/picture-793454-1464105934.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию «Космос» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: расширение представлений о космосе.Задачи:- познакомить детей с Луной - спутником Земли;- активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор;-развивать логическое мышление, умение ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-785219-1461487251.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Веселая математика с динозавром Дино"
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей страшего дошкольного возраста Тема: "Веселая математика с динозавром Дино"Цель: Продолжать формировать элементарные математические п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/29/picture-676017-1443513998.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЦКМ) «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа»
Цель: формировать у детей интерес к познанию родного края и к ее культуре – осознанно-правильного отношения к ее истории и традициям....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/17/picture-1378581-1642416617.jpg)
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с капелькой»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24683791","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Уточнить значение воды для всего живого.Задачи:Познакомить детей со свойствами ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/11/picture-1426935-1665491424.jpg)
Конспект занятия по познавательному развитию: "Народная игрушка - свистулька". Старший дошкольный возраст.
В группу внесли неизвестный предмет - старинный портфель.В нём находились коробочки, шкатулка,конверты. А главное - всё было пронумеровано. открывая цифру за цифрой, ребята узнали о народной игрушке -...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/17/picture-1457935-1676652808.png)
Конспект занятия по познавательному развитию (экология) для детей старшей и подготовительной подгруппы. Тема: «Водные ресурсы»
Конспект организованной образовательной деятельностипо познавательному развитию (экология) для детей старшей и подготовительной подгруппы.Тема: «Водные ресурсы»...