Конспект познавательно-исследовательского проекта "Чудеса тепличные"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность, которая способствует развитию эмоционально-положительного отношения к природе. Большинство проживающих в городской местности детей не очень тесно общаются с природой. Не все из них имеют возможность увидеть, как родители или члены семьи сажают овощные культуры в условиях приусадебного участка, убирают их осенью, используют в различных видах и с различной целью. Теплица, находящаяся на территории детского сада занимает важное место в реализации задач по ознакомлению дошкольников с окружающей природой, воспитании интереса и бережного отношения к ней. Теплица является живой лабораторией, которая помогает детям расширить, обогатить и закрепить знания о растениях, в ней растущих, особенностях их выращивания. Интеграция образовательных областей в ходе знакомства с окружающим миром позволяет формировать у дошкольников более полные представления об окружaющей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudesa_teplichnye_2023.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательский проект «Чудеса тепличные»
Вид проекта: познавательно – исследовательский;
Продолжительность: долгосрочный;
Участники исследовательской деятельности: дети 4-5 лет, педагоги, родители воспитанников;
Место проведения: экологическая студия
Объект исследования: овощные культуры болгарского перца, картофеля, свеклы, фасоли, гороха, зелени укропа, пшеницы;
Материал и оборудование: 2 биолаборатории, грунт для посадки, вода, семена и корневая рассада овощных культур (томата, перца сладкого, огурцов, , укропа, гороха, фасоли. свеклы, картофеля); садово-огородный инвентарь: лейки для полива, ведерки, лопатки, грабли для рыхления почвы, муляжи овощей для игр и рассматривания, коллекция семян огородных культур, схема алгоритм трудовой деятельности;
Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты, трудовая, продуктивные виды деятельности, ведение дневника наблюдений;
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
Актуальность: важной задачей экологического воспитания сегодня является воспитание экологически грамотного человека с раннего детства.
Огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность, которая способствует развитию эмоционально-положительного отношения к природе. Большинство проживающих в городской местности детей не очень тесно общаются с природой. Не все из них имеют возможность увидеть, как родители или члены семьи сажают овощные культуры в условиях приусадебного участка, убирают их осенью, используют в различных видах и с различной целью. Теплица, находящаяся на территории детского сада занимает важное место в реализации задач по ознакомлению дошкольников с окружающей природой, воспитании интереса и бережного отношения к ней. Теплица является живой лабораторией, которая помогает детям расширить, обогатить и закрепить знания о растениях, в ней растущих, особенностях их выращивания. Интеграция образовательных областей в ходе знакомства с окружающим миром позволяет формировать у дошкольников более полные представления об окружaющей действительности.
Проект даст детям непосредственную возможность увидеть, как растут некоторые огородные культуры, какие условия необходимы для их роста, чем они полезны, как используются в пищу.
Умение самим увидеть посадку определенных овощных культур, ухаживать за ними, понаблюдать, как быстро и в какую форму превращаются недавние семена и рассада поможет детям почувствовать сопричастность с природой, позволит приобрести первые полезные трудовые навыки, положить начало формированию отношения к земле как богатству страны, заложить основы любви к ней и к труду. Главное, выращенный и собранный урожай даст возможность употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
Цель проекта: формирование знания детей о посадке и уходе за некоторыми огородными культурами в условиях умной теплицы.
Задачи:
- познакомить детей среднего дошкольного возраста с процессом выращивания огородных культур томата, перца болгарского, огурца, картофеля, свеклы, фасоли, гороха, укропа.
- познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени - укропа;
- развивать у детей познавательную активность, желание участвовать в трудовой деятельности, формировать трудовые навыки;
- формировать представления о внешнем виде вышеуказанных огородных культур, особенностях их внешнего строения, различать семена и рассаду;
- побудить у детей интерес к конкретном объектам - огородным культурам, через стихи, загадки, исследовательскую деятельность;
- формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста данных культур, изучение системы подачи влаги, света и тепла с помощью датчиков в умной теплице;
- формировать умение наблюдать за изменениями роста огородных культур в условиях теплицы, учить детей ежедневно ухаживать за огородными культурами в условиях теплицы и видеть результат своего труда;
- способствовать экологическому просвещению родителей и развитию партнерских отношений с семьями воспитанников через привлечение к участию в проекте;
- воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к окружающему миру природы и ее объектам.
Ожидаемые результаты:
- дети узнают о том, что овощные культуры являются источником витаминов;
- дети познакомятся с процессом посадки томата, болгарского перца, огурца, петрушки, салата листового, укропа в открытый грунт теплицы и научатся выполнять простейшие трудовые операции, необходимые при их выращивании;
- у детей сформируются знания и представления о росте овощных культур в условиях умной теплицы;
- у детей обогатится словарный запас за счёт новых слов;
- дети познакомятся с поговорками, пословицами, загадками, стихами об овощных культурах томата, огурца, перца, укропа, петрушки, лука;
- дети узнают, где и в каких целях используются плоды овощных культур;
- активная помощь родителей по экологическому воспитанию дошкольников.
План реализации проектной деятельности:
Этап | Название мероприятия | Неделя месяца |
1 Подготовительный | ||
АПРЕЛЬ | ||
-знакомство детей и родителей с идеей проекта и биолабороторией; | 3 | |
-подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки об огородных культурах и зелени; | 3-4 | |
-подбор консультаций и рекомендации для родителей; | 3 | |
-разработка плана проекта; | 3 | |
-подбор иллюстративного и демонстрационного материала о томате, огурце, болгарском перце, укропе, петрушке, фасоли, горохе, пшенице; | 3-4 | |
подготовка ящиков с грунтом, инвентаря для высадки семян и рассады; | 4 | |
-подготовка посадочного материала (семена укропа, огурцов, томатов, болгарского перца, фасоли, гороха, пшеницы, клубни картофеля и свеклы ); | 4 | |
МАЙ | ||
-создание дидактических игр «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи, фрукты»; | 1 | |
-оформление коллекции семян овощных культур и рассматривание; | 1 | |
-изготовление атрибутов к драматизации сказки «Репка», «Пых»; | 3 | |
-консультации для родителей «Лук от семи недуг»; | 4 | |
2- Основной | -рассматривание и изучение посадочного материала, коллекции овощных культур, знакомство с биолабороторией «Умная теплица»; | 2 |
-беседа «Что нужно растениям для роста?»; | 3 | |
-загадывание загадок об овощных культурах; | 3 | |
-совместная трудовая деятельность: посадка семян огурца, томата, гороха, фасоли, укропа, пшеницы; | 3 | |
-двигательная деятельность «Вкусный обед» | 3 | |
-изобразительная деятельность (рисование) «Лук от семи недуг» ; | 4 | |
-совместная деятельность: наблюдение и уход за посаженными культурами (полив в воды в бочонок биолаборатории, рыхление по мере необходимости); | На протяжении всего времени проекта | |
-рассматривание коллекции семян огородных культур; | 4 | |
-подвижная игра «Мыши в кладовой»; | 4 | |
-чтение белорусской сказки «Пых»; | 4 | |
-дидактическая игра «Чудесный мешочек»; | 5 | |
-аппликация (коллективная работа) «Веселая грядка»; | 5 | |
-дидактическая игра «Большой – маленький»; | 5 | |
-консультация для родителей «Рацион ребенка. О пользе овощей»; | 5 | |
ИЮНЬ | ||
-чтение стихотворений об овощных культурах; | 1 | |
беседа «Овощи с огорода»; | 1 | |
-дидактическая игра «Посадили огурец, вырос славный молодец»; | 1 | |
-театральное представление по белорусской сказке «Пых»; | 2 | |
-подвижная игра на участке группы «Зайцы и капуста»; | 2 | |
-рисование «Огурец»; | 2 | |
-настольные игры домино «Овощи и фрукты»; | 3 | |
-аппликация «Тарелка с овощами»; | 3 | |
-лепка «Заюшкин огород»; | 4 | |
-подвижная игра «Вершки и корешки»; | ||
консультация для родителей «О пользе свекольного сока»; | 4 | |
-прием в пищу продуктов выращенного в теплице урожая (салата из свежих огурцов, помидор, перца и зелени); | По мере созревания | |
ИЮЛЬ | ||
-беседа «От моркови больше крови»; | 1 | |
-опытно-экспериментальная деятельность «Сравни на вкус»; | 1 | |
-рассказывание русской народной сказки «Репка»; | 1 | |
-дидактическая игра «Какого овоща не стало?»; | 2 | |
-музыкальная игра «Во саду ли, в огороде»; | 2 | |
-лепка «Кабачок- круглый бочок»; | 2 | |
-рисование «Угостим зайчика морковкой»; | 3 | |
-сбор урожая огурцов в теплице, рассматривание плодов; | 3 | |
-подвижная игра на участке группы «Найди овощ»; | 3 | |
-аппликация (коллективная работа) «Приглашаем в огород –посмотрите ,что растет» | 4 | |
-дидактическая игра «Разложи по порядку» | 4 | |
настольная игра- разрезные картинки «Фрукты, овощи» | 4 | |
-подвижная игра на участке группы «Донеси овощ до корзинки | 5 | |
-консультация для родителей «Польза овощей» | 5 | |
АВГУСТ | ||
-беседа «В каких овощах больше пользы, в сырых или отарных?»; | 1 | |
-рисование «Урожай овощей»; | 1 | |
-театральное представление по русской народной по сказке «Репка»; | 1 | |
-дидактическая игра «Поварята»; | 2 | |
-сбор урожая томатов и огурцов, рассматривание плодов | 2 | |
-лепка «Помидор и огурец» | 2 | |
-подвижная игра «Собери урожай»; | 3 | |
-аппликация «Репка»; | 3 | |
-развлечение «Веселый огород»; | 3 | |
-рисование «Репка»; | 4 | |
-подвижная игра на участке «Овощи или фрукты»; | 4 | |
-наблюдение за подготовкой грунта теплицы к зимнему периоду; | 4 | |
СЕНТЯБРЬ | ||
-конкурс поделок «Чудо- овощ»; | 1 | |
3 Заключительный | -анализ результативности проекта; | 1 |
-презентация продукта детской творческой деятельности по теме проекта (рисования, лепки, аппликации) для родителей; | 2 | |
-презентация итоговых результатов проекта для родителей и заинтересованных лиц (презентация); | 2 |
В процессе реализации проекта достигнуты следующие результаты:
- проектная деятельность помогла формированию у детей интереса к огородным культурам, исследовательской деятельности с огородными культурами;
- способствовала приобретению дополнительных знаний о пользе, многообразии и выращивании огородных культур;
- способствовал формированию уважительного отношения к труду людей;
- способствовал развитию заинтересованности родителей и их компетентности в вопросах экологического воспитания дошкольников.
В проекте приняли участие дети группы «Звездочки», родители, педагоги группы.
Дошкольники обогатили свои представления о многообразии, способах посадки и выращивания различных огородных культур в биолаборатории. Дети узнали о лекарственных свойствах огородной зелени: укропа.
В период реализации проекта дошкольники вместе с родителями принимали участие в посадке лука и зелени в домашних условиях. Совместно с педагогами дошкольники наблюдали за ростом и развитием культур, посаженных в умной теплице. Вместе с родителями дошкольники посетили овощной магазин и познакомились с видами огородных культур на прилавке магазина. Также дети принимали участие в совместном с родителями приготовлении овощных блюд и салатов в условиях семьи.
В процессе осуществления проекта была изготовлена коллекция семян огородных культур, благодаря чему дошкольники узнали и увидели, каких видов и сортов они бывают.
Данный проект подтвердил, что слаженная целенаправленная работа педагогов в тесном сотрудничестве с родителями способствовала развитию у детей познавательного интереса, формированию новых экологических знаний. Реализация проекта способствовала закреплению навыков заботливого отношения дошкольников среднего дошкольного возраста к окружающему миру природы и ее объектам.
Вовлечение родителей в совместную деятельность способствовала развитию партнерских отношений с семьями воспитанников, повышению заинтересованности родителей жизнью детей в дошкольном учреждении, компетентности в вопросах экологического просвещения.
Таким образом, работа по реализации проекта была проведена успешно и интересно.
ЛИТЕРАТУРА:
- Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития, 2013.
- Иванова А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.- М., 2012.
- Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий- М.: 2014.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада (2-4 года).- М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Николаева С.Н.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа.-М.: Мозаика - Синтез, 2016.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2-е изд.-М.: Мозаика - Синтез, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Вот я какой!"
Предлагаемый материал поможет детям познакомиться с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов....
Конспект познавательно - исследовательской НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Мебель"
Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема "Мебель". Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"
Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»
КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи:...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа
Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...