Конспект НОД "Путешествие в подводный мир"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Подчередникова Марина Николаевна

Интеграция образовательных областей: "Социально-коммуникативное" развитие, "физическое развитие", "речевое развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект нод по фцкм28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15

Курортного района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

«Познавательное развитие» в средней группе

Тема: «Путешествие в подводный мир»

Подготовила:

Подчередникова Марина Николаевна

Воспитатель

Санкт-Петербург

2022

Конспект открытого занятия «Путешествие в подводный мир»

Цель: Расширить представления детей о подводном мире и его обитателях (дельфин, кит, акула,  медуза, осьминог).  

Задачи:

1. Образовательные:

 - продолжать знакомить детей с морскими жителями (дельфин, кит, акула, медуза, осьминог), их особенностями, внешним видом, питанием, передвижением;

 - обогащать и активизировать словарь словами по теме «подводный мир» (морские обитатели, батискаф, медуза, осьминог, щупальца);

2. Развивающие:

 - развивать у детей интерес к подводному миру;

- развивать слуховое и зрительное восприятие

- продолжать развивать внимание, умение слушать;

3. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде и морским обитателям;

- воспитывать доброжелательность.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Оборудование и материалы:

 магнитная доска, глобус, аудиозапись шума моря и голосов морских животных, макет батискафа

Демонстрационный материал: коллаж «Этажи океана», иллюстрации с изображением морских обитателей, воздушные шары;  игрушки морских обитателей.

Раздаточный материал: сачки и рыбки по количеству детей,  разрезные картинки на каждого ребёнка.

Индивидуальная работа: заучивание  стихотворений с Машей С. «Дельфин» (А.Мармазов) и Сашей К. «Медуза»(Н.Капустюк).

Предварительная работа:

Рассматривание глобуса, иллюстраций на тему «Подводный мир», беседа «Морские обитатели» с применением наглядного материала, отгадывание загадок, чтение «Подводный мир» (Клюшник Л.), «Океаны» (Ульева Е.).

Время занятия: 20 минут

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Вводная часть ( 2-3 минуты)

Воспитатель предлагает детям взяться за руки.

Воспитатель:

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

Затем воспитатель  вместе с детьми подходит к глобусу.

- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:

«На ноге стоит одной,

Кружит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны» (ответы детей).

Основная часть(12-13 минут)

Воспитатель берёт в руки глобус.

Воспитатель: Что означает голубая краска на глобусе? (ответы детей). 

Воспитатель:- Да, моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, а давайте послушаем звуки, которые издаёт море (звучит запись шума моря). Дети слушают.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и его обитателях. 

Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей).

Воспитатель: - Правильно, на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Подходим к макету батискафа). Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Погружаемся. Музыка (звук погружения). «1-2-3, все поплывём! В мир подводный попадем. Сейчас начнутся чудеса, нужно лишь смотреть во все глаза». 

Воспитатель: - А вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине. 

Подходим к  магнитной доске, на которой изображены этажи океана.  

Воспитатель: Это верхний слой океана. Какого он цвета? Спускаемся ниже, что изменилось? А на самой глубине, какого цвета вода? Хотите узнать, кто на каких этажах живет? (ответы детей)

Воспитатель: Сейчас мы погрузились неглубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Звучит запись голоса  дельфинов

– Что это за звуки, слышите? - Ребята, смотрите, мелькнуло морское животное. (Показ картинки дельфина). Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом, они часто выныривают на поверхность. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные.  Дельфины очень умные и добрые животные. И сейчас Маша расскажет нам стихотворение про них.

Звучит запись китов.

Воспитатель: Справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ игрушки кита). Кто же это? (ответы детей).

Воспитатель: Киты – самые крупные животные в мире, киты дышат воздухом, кормят детенышей молоком. Питаются эти гиганты мелкими рыбёшками и рачками.

 Воспитатель: А теперь давайте повеселимся вместе с нашими морскими жителями. (Выходим на свободное пространство)

                                                   

Физ. минутка «Морская»

В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины.
(кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она.
(потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять —
(ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать
. (кистью руки плавные движения)

Дети возвращаются на стулья у доски.
Воспитатель: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Спускаемся на средний этаж. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Солнечные лучи сюда пробираются с трудом. 

Воспитатель: Ой, кто же это плывёт? Хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула … (ответы детей) 

(Показ игрушки акулы).   

Воспитатель: Акула - это хищная рыба. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Они нападают на всё, что движется в воде. Акулы имеют очень много зубов, которые расположены в несколько рядов.  Питаются животной пищей. Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы.

Воспитатель: Важна, степенна, холодна,

А сквозь нее вода видна (ответы детей).  

(Показ картинки медузы)

Воспитатель: Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Медузы бывают разных размеров, с муху и очень большие, просто очень огромные. Ребята, Саша нам приготовил стихотворение про медузу.

Воспитатель: Ну что, поплыли дальше? 

Маскируюсь я умело,

Цвет меняю так же смело,

Восемь ног и голова,

Отгадайте, кто же я? (ответы детей)

Воспитатель:  Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу.  Вы можете подумать, что осьминог - очень опасное животное, но на самом деле, осьминог очень застенчив и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю. Хотите посмотреть, как это происходит? 

Опыт «Реактивное движение»

Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Набирает он в себя воду (надуваю шарик), а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик).

Воспитатель: Погружение продолжается. Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте? (ответы детей)

Воспитатель: А, чтобы узнать это, давайте немного поиграем.

Дети садятся за столы.

Игра «разрезные картинки»

Воспитатель: Ребята, у вас есть части картинок, из которых вам нужно собрать изображение морского жителя. (Детям раздаются разрезные картинки с изображением морских обитателей, из которых они собирают целое изображение).

Воспитатель: В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. На самой глубине, куда не проникают лучи солнца, обитают глубоководные рыбы. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Морские звёзды из- за своей окраски  очень заметные животные. Они хищники, поедают моллюсков, мелких рыбёшек, кораллы. Хотя рта у них невидно, они караулят свою добычу, обхватывают её щупальцами, сдавливают и съедают.  Ещё на глубине живет камбала, скат, краб, кораллы.

 Вот мы с вами и побывали в подводном мире, и увидели многих обитателей, теперь мы знаем, кто на какой глубине живёт. А теперь нам пора возвращаться. Подойдите ко мне и закройте глаза:

Хватит по морю гулять,

Отправляемся назад.

Море изменяется.

В нашу группу превращается.

 Заключительная часть(5-6 минут)

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?  Кого мы встретили в путешествии? Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

Воспитатель: Вот сколько нового и интересного мы узнали о морях и океанах. Мне очень понравилось с вами путешествовать.

Воспитатель: Ребята, а давайте вместе с вами покормим кита.

Опыт «Питание кита».

Проходят к столу, с заранее приготовленным оборудованием (несколько ёмкостей, наполненных водой с мелкими пластмассовыми рыбками, сачок на каждого ребёнка).

Воспитатель: В пасти у кита есть большой фильтр, похожий на сачок. Представьте, что сачок -  это пасть кита. Наберёт он в пасть воды вместе с живностью, а затем через этот фильтр воду выпускает обратно, а улов остается в пасти (рассказ сопровождается одновременным показом). Затем дети самостоятельно повторяют опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...

конспект занятия "В подводном царстве"

конспект совместной деятельности...

Конспект "Волшебная страна, подводное царство"

Нетрадиционные формы рисования...

Конспект «Путешествие по подводному миру. Речные рыбы»

Этот коспект фронтального занятия по логопедии поможет вам провести НОД в области "Познавательного развития" весело, занимательно, а главное интересно для ваших воспитанников....

Конспект познавательного занятия "Подводное путешествие" для детей подготовительной группы.

На занятии закрепляем знания детей о море, как сообществе водных обитателей: растений и животных, приспосабливающихся к жизни в воде; уточняем представления о разных состояниях моря. Заранее (недели з...

Конспект "Погружение в подводный мир"

Конспект "Погружение в подводный мир"...

Конспект -открытого занятия "Подводное царство"

Конспект-открытого занятия " Подводное царство"в старшей группе "Колобок"...