Конспект НОД "Путешествие в подводный мир"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Интеграция образовательных областей: "Социально-коммуникативное" развитие, "физическое развитие", "речевое развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15
Курортного района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
«Познавательное развитие» в средней группе
Тема: «Путешествие в подводный мир»
Подготовила:
Подчередникова Марина Николаевна
Воспитатель
Санкт-Петербург
2022
Конспект открытого занятия «Путешествие в подводный мир»
Цель: Расширить представления детей о подводном мире и его обитателях (дельфин, кит, акула, медуза, осьминог).
Задачи:
1. Образовательные:
- продолжать знакомить детей с морскими жителями (дельфин, кит, акула, медуза, осьминог), их особенностями, внешним видом, питанием, передвижением;
- обогащать и активизировать словарь словами по теме «подводный мир» (морские обитатели, батискаф, медуза, осьминог, щупальца);
2. Развивающие:
- развивать у детей интерес к подводному миру;
- развивать слуховое и зрительное восприятие
- продолжать развивать внимание, умение слушать;
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде и морским обитателям;
- воспитывать доброжелательность.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Оборудование и материалы:
магнитная доска, глобус, аудиозапись шума моря и голосов морских животных, макет батискафа
Демонстрационный материал: коллаж «Этажи океана», иллюстрации с изображением морских обитателей, воздушные шары; игрушки морских обитателей.
Раздаточный материал: сачки и рыбки по количеству детей, разрезные картинки на каждого ребёнка.
Индивидуальная работа: заучивание стихотворений с Машей С. «Дельфин» (А.Мармазов) и Сашей К. «Медуза»(Н.Капустюк).
Предварительная работа:
Рассматривание глобуса, иллюстраций на тему «Подводный мир», беседа «Морские обитатели» с применением наглядного материала, отгадывание загадок, чтение «Подводный мир» (Клюшник Л.), «Океаны» (Ульева Е.).
Время занятия: 20 минут
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Вводная часть ( 2-3 минуты)
Воспитатель предлагает детям взяться за руки.
Воспитатель:
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Затем воспитатель вместе с детьми подходит к глобусу.
- Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:
«На ноге стоит одной,
Кружит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны» (ответы детей).
Основная часть(12-13 минут)
Воспитатель берёт в руки глобус.
Воспитатель: Что означает голубая краска на глобусе? (ответы детей).
Воспитатель:- Да, моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, а давайте послушаем звуки, которые издаёт море (звучит запись шума моря). Дети слушают.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и его обитателях.
Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Подходим к макету батискафа). Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Погружаемся. Музыка (звук погружения). «1-2-3, все поплывём! В мир подводный попадем. Сейчас начнутся чудеса, нужно лишь смотреть во все глаза».
Воспитатель: - А вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине.
Подходим к магнитной доске, на которой изображены этажи океана.
Воспитатель: Это верхний слой океана. Какого он цвета? Спускаемся ниже, что изменилось? А на самой глубине, какого цвета вода? Хотите узнать, кто на каких этажах живет? (ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы погрузились неглубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Звучит запись голоса дельфинов.
– Что это за звуки, слышите? - Ребята, смотрите, мелькнуло морское животное. (Показ картинки дельфина). Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом, они часто выныривают на поверхность. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины очень умные и добрые животные. И сейчас Маша расскажет нам стихотворение про них.
Звучит запись китов.
Воспитатель: Справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ игрушки кита). Кто же это? (ответы детей).
Воспитатель: Киты – самые крупные животные в мире, киты дышат воздухом, кормят детенышей молоком. Питаются эти гиганты мелкими рыбёшками и рачками.
Воспитатель: А теперь давайте повеселимся вместе с нашими морскими жителями. (Выходим на свободное пространство)
Физ. минутка «Морская»
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кистью руки плавные движения)
Дети возвращаются на стулья у доски.
Воспитатель: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Спускаемся на средний этаж. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
Воспитатель: Ой, кто же это плывёт? Хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула … (ответы детей)
(Показ игрушки акулы).
Воспитатель: Акула - это хищная рыба. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Они нападают на всё, что движется в воде. Акулы имеют очень много зубов, которые расположены в несколько рядов. Питаются животной пищей. Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы.
Воспитатель: Важна, степенна, холодна,
А сквозь нее вода видна (ответы детей).
(Показ картинки медузы)
Воспитатель: Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Медузы бывают разных размеров, с муху и очень большие, просто очень огромные. Ребята, Саша нам приготовил стихотворение про медузу.
Воспитатель: Ну что, поплыли дальше?
Маскируюсь я умело,
Цвет меняю так же смело,
Восемь ног и голова,
Отгадайте, кто же я? (ответы детей)
Воспитатель: Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу. Вы можете подумать, что осьминог - очень опасное животное, но на самом деле, осьминог очень застенчив и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю. Хотите посмотреть, как это происходит?
Опыт «Реактивное движение»
Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Набирает он в себя воду (надуваю шарик), а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик).
Воспитатель: Погружение продолжается. Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте? (ответы детей)
Воспитатель: А, чтобы узнать это, давайте немного поиграем.
Дети садятся за столы.
Игра «разрезные картинки»
Воспитатель: Ребята, у вас есть части картинок, из которых вам нужно собрать изображение морского жителя. (Детям раздаются разрезные картинки с изображением морских обитателей, из которых они собирают целое изображение).
Воспитатель: В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. На самой глубине, куда не проникают лучи солнца, обитают глубоководные рыбы. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Морские звёзды из- за своей окраски очень заметные животные. Они хищники, поедают моллюсков, мелких рыбёшек, кораллы. Хотя рта у них невидно, они караулят свою добычу, обхватывают её щупальцами, сдавливают и съедают. Ещё на глубине живет камбала, скат, краб, кораллы.
Вот мы с вами и побывали в подводном мире, и увидели многих обитателей, теперь мы знаем, кто на какой глубине живёт. А теперь нам пора возвращаться. Подойдите ко мне и закройте глаза:
Хватит по морю гулять,
Отправляемся назад.
Море изменяется.
В нашу группу превращается.
Заключительная часть(5-6 минут)
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? Кого мы встретили в путешествии? Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
Воспитатель: Вот сколько нового и интересного мы узнали о морях и океанах. Мне очень понравилось с вами путешествовать.
Воспитатель: Ребята, а давайте вместе с вами покормим кита.
Опыт «Питание кита».
Проходят к столу, с заранее приготовленным оборудованием (несколько ёмкостей, наполненных водой с мелкими пластмассовыми рыбками, сачок на каждого ребёнка).
Воспитатель: В пасти у кита есть большой фильтр, похожий на сачок. Представьте, что сачок - это пасть кита. Наберёт он в пасть воды вместе с живностью, а затем через этот фильтр воду выпускает обратно, а улов остается в пасти (рассказ сопровождается одновременным показом). Затем дети самостоятельно повторяют опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"
Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-677450-1443644354.jpg)
Конспект «Путешествие по подводному миру. Речные рыбы»
Этот коспект фронтального занятия по логопедии поможет вам провести НОД в области "Познавательного развития" весело, занимательно, а главное интересно для ваших воспитанников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-828945-1476163485.jpg)
Конспект познавательного занятия "Подводное путешествие" для детей подготовительной группы.
На занятии закрепляем знания детей о море, как сообществе водных обитателей: растений и животных, приспосабливающихся к жизни в воде; уточняем представления о разных состояниях моря. Заранее (недели з...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-1117382-1550211700.jpg)
Конспект -открытого занятия "Подводное царство"
Конспект-открытого занятия " Подводное царство"в старшей группе "Колобок"...