Конспект «Путешествие по подводному миру. Речные рыбы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Этот коспект фронтального занятия по логопедии поможет вам провести НОД в области "Познавательного развития" весело, занимательно, а главное интересно для ваших воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_front.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Путешествие по подводному миру. Речные рыбы»
Цель: систематизация знаний о жизни обитателей рек и озер.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепление представлений о речных рыбах, их строении и местообитании; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Рыбы»; совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, составление простых предложений и распространение их прилагательными, подбор родственных слов, изменение падежных окончаний сущ. в ед. и мн. ч.; формирование обобщающих понятий).
Коррекционно-развивающие: развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, логического мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением; установление причино-следственных связей.
Коррекционно-воспитательные:
формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: музыкальный центр; музыкальная запись со звуками воды, плеска; разборная модель строения рыбы; силуэт рыб окуня; сеть; цветные кружки разного цвета; карта; макет яблони со словами-яблоками; иллюстрации с изображением пресноводных рыб; кусок пластилина; стакан с водой; карточки с различным расположением чешуи; карточки с силуэтами рыб для выполнения штриховки; раковина морская.
Ход занятия:
Организационный момент: поздороваться с гостями.
Логопед: Ребята, о ком мы разговаривали на прошлом занятии? (О рыбах)
- Дайте, пожалуйста, определение, о том, кто такие рыбы?
- О каком виде рыб мы вели разговор? (О морских)
- Каких морских рыб мы с вами знаем?
Вводная часть
Звуки воды, плеск.
Логопед: - Слышите, кто-то плещется? Ребята, посмотрите, возле реки у обрыва плачет рыба.
- Может ей кого – то жалко?
- Может ей на солнце жарко?
- Может ветер шаловливый напугал речную рыбу?
- Может рыба хочет пить?
- Может нам пойти спросить?
(Перед детьми рыбка, запутавшаяся в сетях)
Окунь: В речке плавал я, нырял,
В сети крепкие попал.
Логопед: Ребята, поможем рыбке? Чтобы вызволить рыбку из сети, нужно распутать слова в предложениях, распутаем слова – распутаются сети, которые держат рыбку.
Основная часть
1. «Распутай слова»
-рыба, реке живет, в. Это правильно сказано? Как нужно переставить слова, чтобы получилось верно и понятно? (Рыба живет в реке.)
-рыбаки, поймать, карася. (Рыбаки поймали карася.)
-рыба, есть, у, хвост, красивый. (У рыбы есть красивый хвост.)
Окунь: Спасибо за помощь ребята!
Все девчонки и мальчишки,
Знаю, очень любят книжки.
Любят сказки и о реках,
Про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Все попасть туда мечтают!
-А вы хотите отправиться со мной в путешествие в подводный мир? Я покажу вам свои владения, и вместе мы узнаем много нового и интересного. Только далеко я заплыл и дорогу домой забыл…
Логопед: Как узнать дорогу в замок рыбки? (Ответы детей)
Конечно, нам поможет карта. Обычно, когда не знают куда идти, то смотрят карту. Это нарисованное изображение верного пути.
2. Игра на внимание «Ищем карту».
Логопед: Посмотрите внимательно вокруг. Место, где находится карта, обозначено зеленым кружочком (по группе расклеены кружки разных цветов). Находим карту в сундучке.
На карте нарисовано: на берегу яблоня, речка, море.
3. Подбор родственных слов.
Логопед: Посмотрите, на берегу реки растет яблоня. Она непростая, на ней растут не яблоки, а слова. И все эти слова похожи на слово “рыба”. Давайте попробуем сочинить стихи, используя слово рыба:
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как …(рыбы)
Я хвостом махал бы гибким
И резвился, словно …(рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая… (рыбешка)
Выплывает, корм ища,
Пребольшая … (рыбища)
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой... (рыбак)
Логопед: Но вдруг подул холодный ветер “с-с-с”(дети отрабатывают произношение звука), яблонька закачалась, и все слова-яблочки упали на землю. Давайте вернем их обратно на дерево. Нужно вспомнить все слова близкие слову рыба (Дети называют слова и прикрепляют яблоки на дерево).
Молодцы, ребята! Вспомнили все родственные слова.
Окунь: Куда мы отправляемся дальше – посмотрим на карту. Путь лежит через речку, правильно!
4. Подвижная игра «На речке». Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр круга.
(Веселая музыка марш).
Логопед: Вставайте и повторяйте за мной.
Раз, два, три, четыре, пять
К речке мы идем гулять. (шагают на месте)
Мы хотим увидеть рыбок, (всматриваются в даль, рука-козырек,
И лягушек и улиток. выполняя пружинку)
В речке будем мы купаться, (плыть, руки перед собой)
И нырять, и кувыркаться. (нос зажать, присесть-встать)
Быстро поплывем, как рыбки, (обеими руками имитируют
Все движенья – без ошибки. плавание «брасом»)
Мы по берегу потом
Как улитки поползем. (идут по кругу в полуприседе, руки на колени)
Как лягушки мы поскачем, (прыгают на двух ногах по кругу
Словно легкий, звонкий мячик. друг за другом, руки на поясе)
(Музыка подводного царства)
Логопед: Закрываем глазки, попадаем вместе с окунем на дно реки. Как вы думаете, кого мы там встретим? (воспитатель выставляет на доску картины речных рыб).
Дети: На дне реки мы встретим рыб.
Логопед: Какие рыбы живут в реке? – речные (обобщающее понятие проговариваем вместе).
Дети перечисляют рыб, которых знают. Если затрудняются, логопед называет, и дети повторяют хором название этой рыбы.
5. «Части тела рыб».
Логопед: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Отвечаем по очереди.
Дети перечисляют отличительные признаки рыбы: «У нее есть голова, рот, глаза, туловище, хвост, плавники. На голове есть жабры. Туловище покрыто чешуей». Из частей составляется картинка, и выставляется на доску.
Логопед: Для чего нужны хвост и плавники? (Что рыбы могли плавать, передвигаться в воде.)
Логопед: Для чего рыбам нужны жабры? (Чтобы дышать). Мы с вами дышим воздухом. А чем рыба дышит под водой? – Ответы детей. Тоже воздухом. В воде есть воздух. Как нам его увидеть, как это проверить?
Логопед: Окунь знает, как можно увидеть воздух в воде.
6. Рыбка проводит эксперимент: опускает кусочек пластилина в стакан с водой.
Рыбка: Ребята, посмотрите, что появилось на пластилине? Пузырьки. Это пузырьки воздуха. Значит, в воде тоже есть воздух, рыбы им дышат, и мы его увидели!
7. Логопед: Послушайте загадку.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
- О чём я прочитала загадку? (О чешуе.)
- Наличие чешуи - одна из отличительных особенностей этих животных. Рыбы - водные животные, тело которых почти всегда покрыто чешуёй. Исключения составляют такие рыбы, как сом (у него нет чешуи). А для чего же рыбам нужна чешуя?
Дети: Для защиты.
Задание «Дорисуй чешуйки». (Детям раздаются листы с контурами рыб. Ребята выполняют задание.)
Логопед: Теперь отдохнем и подышим как рыбы. Рыбка окунь нас научит.
Дыхательная гимнастика: «Дышим как рыбы»
Окунь: Покажите, как и чем дышит рыба в воде.
Дети: Жабрами (вдох носом - выдох ртом).
Окунь: А как и чем дышит рыба без воды?
Дети: Ртом (вдох ртом – выдох ртом)
Окунь: Как дышит рыба, когда опять попала в воду?
Дети: Жабрами. (Вдох носом - выдох ртом)
Логопед: Как правильно нужно дышать, когда мы говорим? (Делать вдох носом - выдох ртом).
8. Музыка шум морского прибоя
Логопед: Слышите, это шумит река. Значит, дом окуня совсем рядом.
А могут речные рыбы жить в море? Почему? Правильно, потому что в море вода соленая, а речные рыбы живут в пресной воде (новое слово проговариваем несколько раз хором).
Окунь:
В море плавал я, нырял,
С вами, дети, поиграл.
А теперь пора расстаться,
По домам нам возвращаться.
Волшебная ракушка вот,
Домой она перенесет!
Логопед:
Положите руки на ракушку. 1, 2, 3 – все замрем, снова домой мы попадем!
Итоговая часть
Логопед: Сегодня мы побывали подводном царстве. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующий раз? (Дети отвечают.) Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли. Молодцы!
Домашнее задание.
Детям предлагается как можно больше узнать об аквариумных рыбках, об их содержании, кормлении. Принести фотографии, рисунки, выучить загадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речные рыбы. Презентация.
Презентация содержит краткую информацию о некоторых речных рыбах, легких в произношении для детей старшего и подготовительного возраста. Смотря на фото рыб и слушая рассказ учителя-логопеда (или дефек...
Речные рыбы. Закрепление.
В презентации можно управлять карточками со словами и двигать правильный ответ к рыбам....
Занятие по развитию речи "Речные рыбы и морские обитатели".
Познавательный материал для детей старшей группы о речных рыбах и морски обитателях....
Летний проект по экологическому воспитанию дошкольников "Речные рыбы"
Цель: Развитие основ экологической культуры и интереса к познанию природы. Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о речных обитателях. Задачи:·...
Конспект занятия по познавательному развитию "Речные рыбы"
Данный конспект могут использовать воспитатели старшей, подготовительной группы в работе по познавательному развитию детей при знакомстве с речными рыбами....
Презентация "Речные рыбы"
Презентация знакомит детей с рыбами пресноводных водоемов (с их внешним видом, средой обитания)....
Поезентация "Речные рыбы"
Презентация...