Проект «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Рыжова Ирина Владимировна

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_eksperimentirovaniyu.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 комбинированного вида» города Пикалёво

Проект

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности»

(старшая группа)

                                                                           Разработала:

                                                                            Рыжова И. В.

2022 г.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

I Пояснительная записка

  • Тип проекта: информационно – познавательный, исследовательский, экспериментальный.
  • Продолжительность проекта: долгосрочный.
  • Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Актуальность проекта: недостаточность сформированности знаний и представлений детей о явлениях неживой природы – воздухе, воде и почве, их свойствах.

Ребенок – приpодный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришёл. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активнoсть – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

Исследования Н.Н. Поддъякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельноcти в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.ffs

Экспериментирование тесно связано с развитием речи. Это хорошо видно на всех этапах эксперимента – при формировании цели во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Также экспериментирование связано с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет выполнена практическая работа (зарисовка результата эксперимента).

 Цель проекта: Развитие познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

Основные задачи:

  • Расширять знания детей о неживой природе и её свойствах (вода, воздух, огонь).
  •  Экспериментаторской деятельностью помочь дошкольнику найти ответы на интересующие их вопросы.
  • Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

  • Включение ребенка в творческую деятельность и развитие творческих способностей.
  • Создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности.
  • воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  •  привлечение родителей к совместной деятельности;

Методы обучения: 

  • словесные,
  • практические,
  • наглядные.
  • игровые

Основные формы реализации проекта:

1.Формы образовательной работы с детьми:

  • Беседы;
  • опыты, эксперименты;
  •  экспериментирование на прогулке;
  • индивидуальная работа с детьми;
  •  самостоятельная экспериментальная деятельность;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр презентаций, мультфильмов.

2.Формы работы с родителями:

• Консультации

•  Конференции

• Буклеты, памятки

• Беседы

• Ручной труд

• Развивающая среда.

Предполагаемый результат:

• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

• Проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

• Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

• Самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

• Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;

• В диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности, делают выводы.

Перспективы:

• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);

• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;

• Пополнять предметно – развивающую среду;

• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

II. План – график мероприятий.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

- Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности

- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

- Диагностическое обследование

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

• Определить эффективность проделанной  работы.ar

• Провести анализ полученных результатов.

• Диагностическое обследование.

• Творческая презентация проекта в ДОУ с участием детей

• Составление проектной папки

Перспективный план работы по основному этапу проекта:

Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности);

Программное содержание:

  1. «Царица – водица» - октябрь, ноябрь,декабрь

Задачи:

  • Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;
  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • развивать речь, мышление, любознательность;
  • развивать умение делать выводы, умозаключения;
  • воспитывать аккуратность при работе.

Содержание работы

Презентации

  • «Воды земного шара» Познакомить детей, что большую часть земного шара занимает вода.
  • «Свойства воды».
  • «Вода – наше богатство».
  • «Природные явления».
  • «Берегите воду».
  1. Конструирование: «Круговорот воды».
  2. Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Тонет – не тонет», «Вода бывает разной», «Моем наши ручки»,  «Какая разная вода»,  «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» «Путешествие кораблика», «Где спряталась вода?»,  «Маленькие человечки», «Хорошо - плохо».
  3. Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.
  4. Опытно-экспериментальная деятельность
  • «Вода прозрачная»,
  • «У воды нет вкуса, цвета, запаха»,
  • «Разноцветная водичка»,
  • «Тонет – не - тонет»,
  • «Вода - жидкая»,
  • «Что растворяется в воде»,
  • «Вода не имеет формы»,
  • «Салют в банке»,
  • "Дружба красок".
  • Опыт «Куда делась вода» Выявить процесс испарения воды.
  • Опыт «Изменение объёма жидкости» Выявить изменение объема жидкости при замерзании. «Лед легче воды»,rhjk
  • Опыт «Фильтрование воды» Познакомить с процессами очистки воды разными способами.
  • Опыт «Воздух под водой» Выявить что воздух легче воды, имеет силу.
  • Викторина «Что я знаю о воде?»    
  1. «Воздух вокруг нас». – январь, февраль, март

 Цель: дать представление о воздухе, его свойствах, значении воздуха для всего живого.

 Задачи

  • Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, представления детей. Развивать экологическое сознание.
  • Рассказать детям о значении воздуха для жизни человека, животных и растений.
  • Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

  • Что такое воздух?
  • Какой он?
  • Зачем он нужен людям, животным и растениям?
  • Как можно увидеть воздух?
  • Как можно услышать воздух?
  • Как можно почувствовать воздух?
  • Имеет ли воздух силу и вес?
  • Почему нам бывает жарко и холодно?
  • Где живет теплый воздух, где - холодный?

Содержание работы:

Презентации:

  •  «Невидимка воздух»
  •  «Где можно найти воздух» (ознакомление с окружающим + опытническая работа).
  • «Значение ветра в природе”
  • «Ветер наш враг или друг?»
  • Конструирование из бумаги «Вертушка», «Самолет», воздушный змей, парашюты, бабочки, флюгер
  • - Подвижные игры в группе и на прогулке: «Солнышко и тучка», «Одуванчики», «Обгони ветер», «Пузырь»
  • - Дидактические игры: «Что лишнее?», «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена».
  • - Обсуждение пословиц и поговорок о воздухе
  • - Раскрашивание раскрасок с изображение воздушного транспорта
  • - Разучивание физминутки «Ветер дует нам в лицо...»
  • - Рассматривание сказочных иллюстраций
  •  - Слушание: звуков ветра, музыки ветра (колокольчики) Создание образов в движении под музыку: танец ветерка, смерча, «Деревья на ветру», «Мельница»
  • Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки)
  • - Произведения художественной литературы:

С. Маршака «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», А. Барто «Эти капризы», С. Михалкого «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер».ghy

  • Наблюдения за природными явлениями на прогулке, связанными с воздухом:
  • -Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.
  • -Наблюдение за растениями с летающими семенами (Береза, клен, тополь, ясень, сосна, ель, липа);
  • -Определение силы ветра по деревьям
  • Опытно - экспериментальная деятельность
  • Опыт №1. «Где спрятался воздух?»
  • Опыт №2. «Как увидеть воздух?»
  • Опыт №3. «Воздух - невидимка»
  • Опыт №4. «Движение воздуха»
  • Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?»
  • Опыт№6. «Опыт с апельсином»
  • Опыт №7. «Кто надует пузырь больше»
  • Опыт №8 «Парусный кораблик» - установить, что паруса «ловят» ветер.
  • Познавательные мультфильмы: «Зачем нужен воздух?», «Из чего состоит воздух?», «Что такое воздух?», Смешарики «Воздух для вдохновения».
  1. «Песок и глина» – апрель, май

Цель:  познакомить детей со свойствами песка и глины.

Задачи:

- продолжать учить устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;

- развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты;

- развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

- познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Содержание работы.

- «Песочная страна». ( Закрепить знания детей о свойствах песка.)

- «Песчаный конус». (Помочь определить, может ли песок двигаться)   Художественное творчество: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

- «Глина, какая она» (Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

- Художественное творчество: моделирование изделий из глины.

- «Песок и глина – наши помощники». ( Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия).  Художественное творчество: Ленка из глины по замыслу.

- «Ветер и песо». ( Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком).  Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

- "Свойства мокрого песка". ( Познакомить со свойствами мокрого песка). Коммуникация: развитие речи: «Что произойдёт, если…» Художественное творчество «Куличики из песка»

- «Песочные часы». ( Знакомство с песочными часами). Художественное творчество «Песчаные художники».  Познание: «Что было до..» (О.В.Дыбина).  Тема: «Часы».

- «Песок и глина». ( Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.)  Художественное творчество:  Моделирование из глины «Олешек».  Безопасность: Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею

Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт № 1.  «Сыпучесть».

Опыт № 2. « Сравнение частичек песка и глины».

Опыт № 3.  «Как песок и глина пропускают воду».

Опыт № 4.  «Как песок и глина сохраняют форму».

Опыт № 5. « Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает».

Перспективный план работы с родителями

  • Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.

  • Беседа: «Как организовать игры с водой».

Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.

  • Консультация: «Игра или   экспериментирование».

Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

  • Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой и оборудованием.
  • Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

  • Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  

III. этап – Заключительный

Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

• Диагностическое обследование.

• Творческая презентация проекта в ДОУ с участием детей

• Составление проектной папки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на¬блюдать. В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. ...

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста». Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтвержден...

Опытно-экспериментальная деятельности, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста по свой природе пытливые исследователи, поэтому грамотная организация детского экспериментирования позволяет как нельзя лучше удовлетворить интересы и потребности детей....

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста...