Проект «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности»
проект по окружающему миру (старшая группа)
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_eksperimentirovaniyu.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 комбинированного вида» города Пикалёво
Проект
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности»
(старшая группа)
Разработала:
Рыжова И. В.
2022 г.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская пословица)
I Пояснительная записка
- Тип проекта: информационно – познавательный, исследовательский, экспериментальный.
- Продолжительность проекта: долгосрочный.
- Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Актуальность проекта: недостаточность сформированности знаний и представлений детей о явлениях неживой природы – воздухе, воде и почве, их свойствах.
Ребенок – приpодный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришёл. Он изучает всё как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активнoсть – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, помогать и способствовать ее развитию. Познавательно - исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Исследования Н.Н. Поддъякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельноcти в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.ffs
Экспериментирование тесно связано с развитием речи. Это хорошо видно на всех этапах эксперимента – при формировании цели во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Также экспериментирование связано с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет выполнена практическая работа (зарисовка результата эксперимента).
Цель проекта: Развитие познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности; вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
Основные задачи:
- Расширять знания детей о неживой природе и её свойствах (вода, воздух, огонь).
- Экспериментаторской деятельностью помочь дошкольнику найти ответы на интересующие их вопросы.
- Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
- Включение ребенка в творческую деятельность и развитие творческих способностей.
- Создание эмоционально положительного отношения и интереса детей к совместной деятельности.
- воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- привлечение родителей к совместной деятельности;
Методы обучения:
- словесные,
- практические,
- наглядные.
- игровые
Основные формы реализации проекта:
1.Формы образовательной работы с детьми:
- Беседы;
- опыты, эксперименты;
- экспериментирование на прогулке;
- индивидуальная работа с детьми;
- самостоятельная экспериментальная деятельность;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- чтение художественной литературы;
- просмотр презентаций, мультфильмов.
2.Формы работы с родителями:
• Консультации
• Конференции
• Буклеты, памятки
• Беседы
• Ручной труд
• Развивающая среда.
Предполагаемый результат:
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• Проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
• Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
• Самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
• Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
• В диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности, делают выводы.
Перспективы:
• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
• Пополнять предметно – развивающую среду;
• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
II. План – график мероприятий.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
- Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
- Диагностическое обследование
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
• Определить эффективность проделанной работы.ar
• Провести анализ полученных результатов.
• Диагностическое обследование.
• Творческая презентация проекта в ДОУ с участием детей
• Составление проектной папки
Перспективный план работы по основному этапу проекта:
Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности);
Программное содержание:
- «Царица – водица» - октябрь, ноябрь,декабрь
Задачи:
- Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- развивать речь, мышление, любознательность;
- развивать умение делать выводы, умозаключения;
- воспитывать аккуратность при работе.
Содержание работы
Презентации
- «Воды земного шара» Познакомить детей, что большую часть земного шара занимает вода.
- «Свойства воды».
- «Вода – наше богатство».
- «Природные явления».
- «Берегите воду».
- Конструирование: «Круговорот воды».
- Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Тонет – не тонет», «Вода бывает разной», «Моем наши ручки», «Какая разная вода», «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» «Путешествие кораблика», «Где спряталась вода?», «Маленькие человечки», «Хорошо - плохо».
- Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.
- Опытно-экспериментальная деятельность
- «Вода прозрачная»,
- «У воды нет вкуса, цвета, запаха»,
- «Разноцветная водичка»,
- «Тонет – не - тонет»,
- «Вода - жидкая»,
- «Что растворяется в воде»,
- «Вода не имеет формы»,
- «Салют в банке»,
- "Дружба красок".
- Опыт «Куда делась вода» Выявить процесс испарения воды.
- Опыт «Изменение объёма жидкости» Выявить изменение объема жидкости при замерзании. «Лед легче воды»,rhjk
- Опыт «Фильтрование воды» Познакомить с процессами очистки воды разными способами.
- Опыт «Воздух под водой» Выявить что воздух легче воды, имеет силу.
- Викторина «Что я знаю о воде?»
- «Воздух вокруг нас». – январь, февраль, март
Цель: дать представление о воздухе, его свойствах, значении воздуха для всего живого.
Задачи
- Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, представления детей. Развивать экологическое сознание.
- Рассказать детям о значении воздуха для жизни человека, животных и растений.
- Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
- Что такое воздух?
- Какой он?
- Зачем он нужен людям, животным и растениям?
- Как можно увидеть воздух?
- Как можно услышать воздух?
- Как можно почувствовать воздух?
- Имеет ли воздух силу и вес?
- Почему нам бывает жарко и холодно?
- Где живет теплый воздух, где - холодный?
Содержание работы:
Презентации:
- «Невидимка воздух»
- «Где можно найти воздух» (ознакомление с окружающим + опытническая работа).
- «Значение ветра в природе”
- «Ветер наш враг или друг?»
- Конструирование из бумаги «Вертушка», «Самолет», воздушный змей, парашюты, бабочки, флюгер
- - Подвижные игры в группе и на прогулке: «Солнышко и тучка», «Одуванчики», «Обгони ветер», «Пузырь»
- - Дидактические игры: «Что лишнее?», «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена».
- - Обсуждение пословиц и поговорок о воздухе
- - Раскрашивание раскрасок с изображение воздушного транспорта
- - Разучивание физминутки «Ветер дует нам в лицо...»
- - Рассматривание сказочных иллюстраций
- - Слушание: звуков ветра, музыки ветра (колокольчики) Создание образов в движении под музыку: танец ветерка, смерча, «Деревья на ветру», «Мельница»
- Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки)
- - Произведения художественной литературы:
С. Маршака «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», А. Барто «Эти капризы», С. Михалкого «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер».ghy
- Наблюдения за природными явлениями на прогулке, связанными с воздухом:
- -Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.
- -Наблюдение за растениями с летающими семенами (Береза, клен, тополь, ясень, сосна, ель, липа);
- -Определение силы ветра по деревьям
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыт №1. «Где спрятался воздух?»
- Опыт №2. «Как увидеть воздух?»
- Опыт №3. «Воздух - невидимка»
- Опыт №4. «Движение воздуха»
- Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?»
- Опыт№6. «Опыт с апельсином»
- Опыт №7. «Кто надует пузырь больше»
- Опыт №8 «Парусный кораблик» - установить, что паруса «ловят» ветер.
- Познавательные мультфильмы: «Зачем нужен воздух?», «Из чего состоит воздух?», «Что такое воздух?», Смешарики «Воздух для вдохновения».
- «Песок и глина» – апрель, май
Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины.
Задачи:
- продолжать учить устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы;
- развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты;
- развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
- познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Содержание работы.
- «Песочная страна». ( Закрепить знания детей о свойствах песка.)
- «Песчаный конус». (Помочь определить, может ли песок двигаться) Художественное творчество: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)
- «Глина, какая она» (Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)
- Художественное творчество: моделирование изделий из глины.
- «Песок и глина – наши помощники». ( Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия). Художественное творчество: Ленка из глины по замыслу.
- «Ветер и песо». ( Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком). Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)
- "Свойства мокрого песка". ( Познакомить со свойствами мокрого песка). Коммуникация: развитие речи: «Что произойдёт, если…» Художественное творчество «Куличики из песка»
- «Песочные часы». ( Знакомство с песочными часами). Художественное творчество «Песчаные художники». Познание: «Что было до..» (О.В.Дыбина). Тема: «Часы».
- «Песок и глина». ( Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.) Художественное творчество: Моделирование из глины «Олешек». Безопасность: Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею
Опытно-экспериментальная деятельность
Опыт № 1. «Сыпучесть».
Опыт № 2. « Сравнение частичек песка и глины».
Опыт № 3. «Как песок и глина пропускают воду».
Опыт № 4. «Как песок и глина сохраняют форму».
Опыт № 5. « Вода свободно проходит через песок, а глина воду не пропускает».
Перспективный план работы с родителями
- Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.
- Беседа: «Как организовать игры с водой».
Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.
- Консультация: «Игра или экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
- Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой и оборудованием.
- Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
III. этап – Заключительный
• Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.
• Диагностическое обследование.
• Творческая презентация проекта в ДОУ с участием детей
• Составление проектной папки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Введение Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, на¬блюдать. В. Сухомлинский С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. ...
Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...
Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста». Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтвержден...
Опытно-экспериментальная деятельности, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста по свой природе пытливые исследователи, поэтому грамотная организация детского экспериментирования позволяет как нельзя лучше удовлетворить интересы и потребности детей....
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)